Преподобный Иларион, затворник Троекуровский – агиографические источники и почитание (к 250-летию со дня рождения)

Доклад руководителя комиссии по канонизации святых Липецкой митрополии, благочинного Данковского церковного округа Елецкой епархии протоиерея Николая Стаднюка на конференции «Прославление и почитание святых», состоявшейся в рамках XXХII Международных Рождественских образовательных чтений в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы.

Преподобный Иларион (1774 – 1853 гг), имя которого входит в Собор Липецких святых, почитается также в Соборах Рязанских и Тамбовских святых в лике местночтимых святых. Он является первым по времени рождения прославленным подвижником, родившимся и подвизавшимся на липецкой земле. Он принадлежит к роду людей, целиком посвятивших себя Богу. Он начал свой подвиг с полного самоотречения и, очистив душу, служил тем, кто к нему обращался.

Наличие и почитание святых является признаком присутствия Святого Духа в Церкви, так как невозможно достигнуть святости без содействующей Благодати Божией. Поэтому церковное прославление и почитание святых,  хранение памяти о них является очевидным свидетельством полноты церковной жизни Русской Православной Церкви. Тем более естественным является почитание святых в тех местностях, где они родились и подвизались, как наш святой земляк — преподобный Иларион. В его лице и других наших святых земляков мы обретаем самых теплых предстателей перед Богом. Традиция их почитания не исходит от епархиальной или государственной власти – она имеет глубоко народный характер.

Преподобный Иларион родился в 1774 году в семье государственных крестьян села Рановы Рясы или Зенкино Раненбургского уезда Рязанской губернии (соврем. село Зенкино Чаплыгинский район Липецкой области) Мефодия Абрамова и Феодосии Павловой Фокиных и был крещен в Христорождественской церкви. В настоящее время этот храм не сохранился, на его месте возведен новый, один из приделов которого посвящен Рождеству Христову в честь прежней церкви.

Метрическая запись о рождении не сохранилась, поэтому год рождения был определен согласно Духовной росписи Добринского духовного правления Рязанского наместничества Раненбурской округи. Там говорилось о семействе Мефодия и Феодосии, в котором сыну Илариону в 1787 году было 13 лет (Жизнеописание… 1888 год). Это же подтверждается документами архива Оптиной Пустыни, когда рассматривался вопрос о его рождении еще в 1861 году. Тогда консисторский архивариус Василий Кандидов предоставил «Выправку о летах отца Илариона из духовных росписей Рязанского наместничества Раненбургской округи села Рановых Ряс церкви Рождества Христова за 1787 год», где возраст Илариона был указан 13 лет (ОР РГБ. Ф. 214.Д.325/2. Л. 156). Сохранился документ, содержащий сведения о возрасте членов семьи преподобного из исповедной ведомости Христорождествеской церкви за 1787 год.

 
Родители его были люди зажиточные, семья была многодетной. Отрок Иларион отличался преимущественно, наследованною им от природы, кротостью и тихостью нрава, молитвенной настроем и сердечной простотой, всецелым отчуждением от мира. С младенчества он проявлял горячую любовь к Богу и всему церковному.

Большое влияние на него оказал дед по матери — человек благочестивый и молитвенный, он сразу обратил внимание на одаренного внука и был ему наставником в духовной жизни. Почти все время он проводил в доме деда, с ним он бывал в Троице-Сергиевой и Киево-Печерской Лаврах. Дед брал мальчика с собой к каждому богослу­жению, а дома словом и собственным примером учил посту и молитве. Когда Илариону минуло четырнадцать лет, и дед его умер, то он вернулся к родителям.

Его отец, вопреки воли сына, женил его, но после венчания Иларион тайно от жены и родителей уехал в Киев. Вернувшись домой через некоторое время, он притворился больным и всецело посвятил себя подвигам поста и молитвы. Но такая жизнь, соединенная с притворством, была не под силу Илариону, и он ушел из дому на 20-м году жизни, посвятив себя подвигу странничества по святым местам России.

Первый биограф преподобного Илариона Ф.З. Ключарев утверждал, что он «был в Саровской пустыни, Трегуляевском, в Свято-Троицком Козловском общежительном монастыре, где и был пострижен в рясофор с именем Иларий, откуда в последствии времени перешел в Раненбургскую Петропавловскую пустынь». О его пребывании в пустыни узнала жена, которая пришла в монастырь и стала требовать, чтобы ее мужа отпустили домой. Настоятель рапортом пожаловался на инока Илария Рязанскому преосвященному Амвросию (Яковлеву-Орлину) и получил разрешение на удаление рясофорного монаха Илария из пустыни.

В ревизской сказке за 1816 год «Ларион» значится в селе Рановы Рясы в семействе своей матери с братьями, их женами и детьми. Жена Илариона в ревизии за 1816 год уже не значится, а в ревизии за 1811 год женщины не показаны вообще, поэтому трудно сказать по документам, что стало с его супругой (ГАРО. Ф. 129. Ревизские сказки Раненбургского у. Оп. 19. Д. 135. Л. 462. 1816 г.; Оп. 17. Д. 81. Л. 418).

Через некоторое время он поселился в селе Головинщино (совр. Чаплыгинский район Липецкой области), где в вырытом им земляной пещере ушел в совершенный затвор. Подвизаясь в строгом посте, он не вкушал никой пищи, кроме редьки, которую сам насаждал, и то в немногом количестве. Воды поблизости не было, и он пил дождевую воду, а когда не было дождя, то по нескольку дней оставался без воды.

Затворник никогда не носил теплой одежды и обуви. Под длинной белой холщевой рубахой он носил тяжелые железные вериги. Высотой духовной жизни и аскетическими подвигами он вел тяжелую борьбу с искушавшими его злыми духами, и стал победителем в невидимой духовной брани.

Молва о дивном подвижнике быстро распространилась по округе. Множество народа стремились к нему, ища его духовного руководства, молитв и благословения. Постоянный прилив посетителей обратил на отшельника внимание полиции, и ему приходилось часто покидать свое уединение. Он уходил тогда в Елец, или в Киев, или в Задонск. Однажды, по пути из Киева, отец Иларион сильно занемог в Коренной пустыни под Курском; по предложению настоятеля, хорошо его знавшего, он был тайно пострижен в монашество с оставлением прежнего имени. После этого он выздоровел и вернулся в свои пещеры. Опять к пещерам пошел народ за наставлением, молитвою и исцелением недугов. А он, несмотря на это продолжал вести полную духовных подвигов жизнь.

От жизни в сырых пещерах начались страдания ревматизмом в голове и в теле, здоровье его слабело. Тогда отец Иларион, написал духовное завещание: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь. Боже жизни, у Которого мертвых нет! Все бо нисходящие во гроб к Тебе текут и у Тебя собираются в невидимом мире, — (Тебе живи суть, где тянут веки), куда вход нам неизбежен, исход невозможен. Боже праведный! У Тебя мерило наших дел. Ужасаюся и трепещу, готовяся с часу на час к исходу от сей маловременной жизни предстать на вечное пребывание. И возвращаюсь в землю, от нее же взят был. Рассудил я все свои тленные вещи представить тленным же людям. Молю и прошу, по кончине дней моих, раздать все мое беднейшее имение самобеднейшим, да нестяжание мое видимо будет там, пред лицем Господа Бога моего. Я виновен против всех, прошу меня простить. А я от всей души моей прощаю всех. Убогий архигрешник Иларион-отшельник. Писано от Рождества по плоти Бога Слова 1822 лета мая 28 дня, пребывания моего – иже везде».

Помещик села Троекурово, расположенного недалеко от Лебедяни, Раевский, пригласил его в свое селение. Здесь, рядом с Димитриевской церковью, для него была выстроена келья. Во избежание недоразумений с полицией, отец Иларион приписался к мещанскому обществу города Лебедяни, а один купец взялся ежегодно вносить за него все повинности.

И в Троекурово старец продолжал находиться в затворе, однако ходил в храм на богослужение и принимал многочисленных посетителей. Ежедневное келейное правило он совершал с часу ночи до  полудня, прерывая его ранней литургией в храме. Затем с трех до девяти вечера он совершал вечернее правило. В свободное от молитвы время старец принимал посетителей, читал Евангелие и духовные книги. Пищу принимал два дня в неделю по воскресеньям и четвергам, и то в умеренном количестве, в остальные дни вкушал небольшой кусочек антидора.


По воспоминаниям современников, отец Иларион был «среднего роста, со впалой грудью, изможденный от постоянного поста, имел тонкие черты лица, нос с небольшой горбинкой и темно-голубые глаза, излучающие любовь. Лицо его было худое, прозрачное и необыкновенно белое. На губах часто была видна светла улыбка. Очевидцы говорили, что подвижник походил на Ангела. Будучи уже старцем, он казался юным – его озаряла редкая красота души.

Многие люди высокой духовной жизни искали общения со старцем, пользовались его советами. Он состоял в духовной связи со своими святыми современниками —  преподобными Иоанном и Дарией Сезеновскими, подвижниками благочестия Меланией, затворницей Елецкой; старцем Задонской обители Агапитом, старицей Евфимией Поповой. Часто бывал у старца Илариона послушник Задонского монастыря Михаил, которого старец особенно любил. Впоследствии Михаил принял монашеский постриг с именем Зосима и стал наместником Задонского монастыря.

С преподобным Иларионом Троекуровским связана и другая золотая ветвь духовности, процветшая в Оптиной пустыни. В 1839 году к старцу Илариону обратился за советом преподаватель Липецкого духовного училища Александр Михайлович Гренков, будущий преподобный Амвросий Оптинский, искавший монашеской жизни. Старец Иларион посоветовал ему идти прямо в Оптину и прибавил: «Можно бы поступить и в Саровскую пустынь, но там уже нет таких мудрых старцев, какие были прежде, а в Оптиной пустыни старчество процветает». Именно старцу Илариону принадлежат слова: «Иди в Оптину – ты там нужен». Известно, что в последствии в кельи у старца Амвросия Оптинского, рядом с другими почитаемыми лицами, находился портрет и затворника Илариона.

Бывали у него и Тамбовские епископы Арсений (Москвин; 24.04.1832-5.04.1841) и Николай (Доброхотов; 27.04.1841-7.04.1857), беседовали с ним по духовным вопросам. Епископ Арсений благословил святому Илариону приготовленный старцем для себя склеп и сам посоветовал ему то, что подвижник уже давно предсказывал – устроить женскую общину (преподобный Иларион сразу по прибытию в село Троекурово пожелал устроить женскую обитель).

Идея старца по устроению женской обители осуществлена после его кончины: община была открыта в 1857 году, а в 1871 году стала общежительным монастырем. Те вдовы и девицы, которые пользовались руководством блаженного Илариона, стали духовно обустраивать жизнь общины, руководствуясь его заветами. Троекуровский монастырь привлекал паломников и богомольцев и личностью своего основателя – преподобного Илариона Троекуровского, и духовным устроением обители.

Слава о благодатных дарованиях подвижника широко распространилась по окрестным селениям, уездам и губерниям, привлекая в келию старца много людей, как простых, так и знатных. К нему обращались князь Михаил Александрович Долгоруков, князь Федор Иванович Несвицкий, генерал-майор Иван Иванович Раевский, местные купцы и помещики, жившие по соседству. Получив благодатное исцеление по молитвам преподобного Илариона, семейство князя Лобанова-Ростовского, проживавшего в Ефремовском уезде, родословная которого восходит к Рюрику, а род их внесен в Бархатную книгу; стали обращаться к нему во всех своих скорбях. Среди почитателей старца был благочестивый генерал от инфантерии Николай  Николаевич Муравьев, назначенный командующим Кавказской армией во время Крымской кампании 1853-1856 годах. Получив совет: «Соблюди пост и победишь врага», — глубоко верующий военачальник во главе русских войск взял штурмом неприступную турецкую крепость Карс, за что получил приставку к фамилии – Карский.

Скончался старец Иларион на 90-м году своей жизни 5 (18) ноября 1853 года. В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранятся документы с записями о кончине затворника: письмо близких старцу сестер Голдобиных супругам Ключаревым 5 ноября 1853 года и рапорт Тамбовскому губернатору от Лебедянского земского суда о кончине и погребении затворника Илариона, 1853 год.

Духовно близкий старцу тульский помещик Федор Захарович Ключарев после его кончины и по его благословению поступил в Оптину Пустынь. Он собирал письменные свидетельства о его жизни и случаях прозорливости и чудесной помощи от людей, имевших общение со старцем Иларионом, и явился первым автором его жизнеописания. В настоящее время его рукописи хранятся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки.

Вскоре после кончины затворника стали издаваться его жизнеописания. В 1874 году в Москве вышло «Сказание о жизни и подвигах Троекуровского затворника Илариона», составленное священником Иаковом Даниловым, основанное на его личных воспоминаниях. Тогда же в Тамбове была издана «Жизнь в Бозе почившего Троекуровского затворника Илариона Мефодиевича Фокина, основателя Богородичного Иларионовского Троекуровского женского монастыря» сочинения монахиня Павлы, которое впоследствии переиздавалось.

В 1888 году в Москве было издано «Жизнеописание в Бозе почившего Троекуровскаго затворника старца Илариона Мефодиевича Фокина, основателя Богородичнаго Иларионовскаго Троекуровскаго женскаго монастыря». Источниками к составлению вновь издаваемого жизнеописания старца служили ранее изданные жизнеописания 1874 года, некоторые извлечения из жизни «Сезеновского затворника Иоанна», изданной в Санкт-Петербурге в 1874 году, и из «Жизнеописания девицы Мелании, затворницы Елецкого девичьего монастыря», изданного в г. Болхове в 1881 году. Также оно было полнено письменными сведениями, оставшимися по смерти тульского помещика Федора Ключарева, скончавшегося в Оптиной Пустыни схимником. Сам он при жизни писал, что никто не имеет об отце Иларионе более точных и подробных сведений, как он. В состав жизнеописания вошло и несколько устных рассказов лиц, видевших и знавших Троекуровского подвижника. В качестве Приложения в книге помещен исторический обзор Троекуровского монастыря и 10 писем старца Илариона к разным лицам с 1835 по 1850 год, составляющее, вместе с духовным завещанием, его духовное наследие.

В 1907 году в Москве была издана книга «Жизнь и подвиги затворника старца Илариона, основателя Владимиро-Иларионовского девичьего монастыря», составленная игуменией Нафанаилой на основании собственных ее воспоминаний и воспоминании знакомых ей лиц, близко знавших старца. Печатными источниками послужили ранее изданные жизнеописания в 1874 и 1888 годах.


В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки в Фонде Оптиной Пустыни в настоящее время хранится ряд неопубликованных источников, копии которых имеются в распоряжение нашей комиссии и ждут своей публикации.

День кончины старца Илариона всегда очень почитался не только жителями Лебедянского уезда. К этому дню к месту его погребения собиралось большое число людей из Тамбовской и из соседних губерний. Обитель, обустроенная по духовным заветам затворника его ученицами, которые и сами выросли в подвижниц, оказывала и оказывает большое духовное влияние на окрестное население, а сам образ жизни, подвиги блаженных вдохновляли и других на подобные подвиги.

Несмотря на тяжелые годы лихолетий, прогремевших над Россией в ХХ веке, память о блаженном затворнике в православном народе бережно хранилась. Его жизнеописание, вошедшее в различные сборники житий подвижников благочестия, способствовали тому, что люди в годы безбожия передавали из уст в уста рассказы о дивных чудесах, совершаемых по молитвам преподобного. По рассказам старожилов, в поминальных книжечках «бабушек в платочках» обязательно были записан о упокоении затворник Иларион.

В 1993 году было положено начало возрождению Троекуровской обители – местные жители создали приходскую общину при Михайло-Архангельском храме, который более других сохранился на территории обители. 13 июля 1999 года состоялось обретение честных мощей преподобного Илариона Троекуровского, Затворника, которые были перенесены в Михайло-Архангельский храм, где они покоятся в специально устроенной раке и вновь являют чудеса чудотворений и исцелений.

В настоящее время обитель восстановлена, украшена, является местом паломничества не только жителей Липецкой области, но и соседних областей.

Преподобному Илариону посвящены многочисленные публикации в местных СМИ, многие педагоги обращаются к примерам его жизненного подвига для использования в методических разработках уроков по основам православной культуры в цикле «Светочи веры».

Память преподобного Илариона совершается 30 июня (13 июля) – обретение мощей, 5 (18) ноября – день кончины. В эти дни при большом стечении паломников, совершаются торжественные архиерейские богослужения.

Примечательно, что имя преподобного Илариона Троекуровского включено в официальный  календарь Русской Православной Церкви Заграницей  Московского Патриархата. Наша комиссия располагает информацией о том, что частицы мощей преподобного Илариона хранятся в обителях и храмах Русской Православной Церкви, что является несомненным свидетельством его прославления и почитания:

- Снетогорском женском монастыре Псковской епархии
- Свято-Ильинском мужском монастыре Одесской епархии
- кафедральном Благовещенском соборе г. Биробиджана
- Вознесенской Давидовой Пустыни (Московская епархия)
- храме Новосибирской духовной семинарии
- Богоявленском Старо-Голутвином мужском монастыре (Московская епархия)
- храме Азовской иконы Божией Матери города Азова Ростовской обл.
- храме блгв. кн. Димитрия Донского г. Иркутска
- Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы
- Алексиево-Акатовом женском монастыре г. Воронежа
- Оренбургском Свято-Успенском женском монастыре
- храме иконы Божией Матери "Страстная" в Артемово (Пушкинский р-н Московская обл)
- храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, Патриаршего Подворья в Котловке
Оптиной Пустыни
- Свято-Георгиевском храме г. Солт-Лейк-Сити (США, приход Западно-Американской епархии РПЦЗ)
- скиту священномученика Модеста на Святой Горе Афон

Также отметим, что икона преподобного Илариона находится в кафедральном Успенском соборе Лондона.

Священник Сергий Мансуров писал: «В каждом поколении мы указываем имена тех людей, в которых и вокруг которых всегда ярче видна духовная жизнь этого поколения. Эти люди освящали путь своих современников, открывали им волю Божию примером и словом, вокруг них и через них строилось в Церкви все, что в ней есть вечного, Божественного. Это – столпы и утверждения церковные» ( Мансуров С., свящ. Очерки по истории Церкви).

Источник: официальный сайт Международных
Рождественских образовательных чтений