История одного храма

Каменная без колокольни Никольская церковь, построенная при тюремном замке, являлась до революции самой молодой по возрасту из городских церквей Липецка. Прошение о строительстве храма было подано в 1884 г. жителями Липецка Е.И. Хренниковой, М.А. Клюевым и Ф.И. Болховитиновым.
Кладбищенская церковь во имя св. Евдокии на площади Героев принадлежит к числу тех немногих липецких храмов, которым относительно повезло: в советское время он не был разрушен и после возвращения его Русской Православной Церкви при помощи благотворителей достаточно быстро вернул себе первоначальный вид, вновь став архитектурным украшением центра города.
Строительство и восстановление храмов совершается по милости Божией, благословению архипастыря и радению прихожан. А здесь и вовсе случай неординарный. Собор Богоявления в Усмани, удивляющий своей красотой и величественностью: высота колокольни с крестом 41 метр, площадь храма 20х30 метров – построен …за 13 лет! Усманцы говорят: «Это была народная стройка». Чудесными знамениями от чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Корсунская Усманская», молитвами старцев новый собор осеняет своей Благодатью.
На левом берегу реки Воронеж расположено живописное село Желтые Пески, сердцем которого является храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Деревянный храм постройки XIX века имел сложную судьбу – он горел и заново выстраивался, в 1922 году из него изъяли всю церковную утварь, как было сказано советской властью, – в пользу нуждающихся. Несмотря на все эти трудности, Богослужения не прекращались, и тогда те, кто не мог переносить восхваления Бога, сожгли церковь.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. приходской храм в честь Успения Божией Матери в городе Липецке был преобразован в Свято-Успенский мужской монастырь. По сути же начался процесс возрождения древней монашеской обители – Паройской пустыни, существовавшей на этом месте ещё до того, как царь Пётр Великий положил начало современному городу, и упразднённой в царствование императрицы Екатерины Великой в 1764 г.
Архангельский храм села Ссёлки, входящего ныне в черту города Липецка, виден издалека. Краснокирпичная церковь с высокой колокольней занимает доминирующее положение на левом берегу реки Воронеж при подъезде к городу с севера и востока. Первый деревянный храм села был построен из дубового леса в 1692 г.
Космодамианский храм села Жёлтые Пески, которое сегодня находится в городской черте, имеет драматичную, но интересную судьбу. Дважды горевший, он вновь возрождался "из пепла" благодаря силе веры своих прихожан.
Христорождественский храм на улице 9 Января был закрыт при советской власти всего лишь несколько лет и первым в Липецке начал действовать в годы Великой Отечественной войны. Правда, городским храм Рождества Христова стал уже в 30-е гг. XX в., а до революции являлся приходской церковью села Студёнки.
По преданию, на этом месте в 1701 г. чудесным образом явилась икона Божией Матери. Возможно, явление чудотворного образа могло произойти и значительно раньше, так как в монастыре до этого времени уже существовал отдельный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Многим липчанам старшего поколения запомнилась как настоящий праздник служба в кладбищенской церкви Воронежского архиепископа Иосифа. Тогда, 29 мая 1957 г., во время архиерейского служения в Преображенском храме присутствовало 700–800 человек. Вообще же в эти годы великие и двунадесятые праздники собирали под своды храма огромное количество верующих. По сведениям уполномоченного за 1956 г., на Рождество пришло в храм 2 тысячи, на Крещение 1,5–2 тысячи, а на Пасху – 2–2,5 тысячи верующих.

Страницы