Неразрывная связь между миром земным и небесным
26 августа – день памяти святителя Тихона Задонского, день его преставления и второго обретения мощей. В этом году отмечается 340 лет со дня кончины, как написано в «Очерках по истории Русской святости», одного из редких избранников, коему уже здесь, на земле, было дано вкусить радость навеки обретенного рая, радость воскресения после страданий и крестоношения.
В Задонском Богородицком мужском монастыре (ныне именуемом Рождество-Богородицким) святитель Тихон после ухода на покой с Воронежской кафедры пробыл более тринадцати лет – до последнего своего вздоха. Много людей приезжало к нему при жизни, много людей приезжает поклониться мощам Задонского чудотворца и в наше время. До пандемии это было по десять автобусов в выходные и праздничные дни, значит, где-то по 500 человек каждый раз. Сейчас этот поток несколько уменьшился, но он по-прежнему неиссякаемый. Для паломников в монастыре возводится пятиэтажная гостиница, как говорится, с размахом – на 360 человек. С трапезными и разными номерами. «Монастырский вестник» поинтересовался, какими трудами-заботами живет монастырская братия, среди которой есть те, кто с большой теплотой вспоминают, что сюда их привел святитель Тихон – знакомство с его житием и его наставлениями. На вопросы портала ответил благочинный обители архимандрит Трифон (Голубых).
Об армейской закалке, сельхозпослушаниях
и молитвенной помощи
Понятно, отче, что там, где подвизается несколько десятков насельников, руководство обители знает способности каждого, состояние души и, наконец, особенности характера. А если братии несколько сот человек, как в Задонском монастыре, получается ли у благочинного охватить такой масштаб?
В монастыре на сегодняшний день подвизается и трудится около 380 насельников. Основная часть братии пришли на начальном этапе возрождения обители, с начала 90-х по 2001 год. Это, как часто о них говорят, братия первого призыва. Потом еще приходили: 2005 год можно вспомнить, 2010-й... Сейчас то ли монастырей стало много, то ли люди меняются, общество, но всё меньше и меньше встречаешь желающих стать на монашеский путь. Конечно, для благочинного важно иметь надежных помощников, и находишь их прежде всего в лице ответственных за разные послушания. Например, взять келаря: у него свои братия, он хорошо знает каждого. Или регент братского хора – тоже прекрасно знает тех, кто несет клиросное послушание. В монастыре есть духовник, и в то же время у нас нет того строгого подхода, как в некоторых обителях: хочешь не хочешь – иди только к нему. Отцы сами выбирают, к кому из монастырских батюшек пойти на исповедь, попросить совета, наставления. Порой меня спрашивают: с кем из братии проще общаться, с кем легче находить общий язык – с теми, кто вырос в селе или же в городе? Тут я ничего определенного сказать не могу. Определенно – и со всей убежденностью – скажу лишь о тех, кто служил в армии. В их отношении ко всему проявляется такое качество, как покладистость. Откуда оно, где его истоки? Когда тебе 18 лет и тобой командует кто-то на полгода старше тебя, ты находишь в себе силы как-то его слушаться, смиряться, где-то потерпеть. Пройдя армейскую закалку, и в монастыре ты уже уважительно относишься к любому человеку, пусть даже, допустим, уставщик или другой батюшка младше тебя по возрасту. А если насельник этот искус не прошел, бывает намного сложнее. Одного он готов послушать, другого – нет. Значит, необходимо серьезно поработать над собой, чтобы правильно поставить себя на послушание. Из святоотеческих книг мы знаем, что раньше монах говорил: «Благословите!» - и бежал исполнять. Сейчас так не всегда получается. Ныне монаху или послушнику нужно что-то объяснять, а объясняя, стараться понять, понесет ли он эти труды.
Вы, отец Трифон, видимо, в армии служили?
Да, в танковых войсках. Механиком-водителем был.
Задонский монастырь известен своей разнообразной сельхозпродукцией. Недавно прошла информация, что даже в Нижнем Тагиле на Международной православной выставке-ярмарке ваша обитель много чего представила. А Международной она была потому что и сербские братия в ней приняли участие...
Мы повезли туда подсолнечное масло, сахар, другую продукцию. Причем не первый раз. Также активно участвуем в православных ярмарках, которые проводятся в других городах. Что интересно: особой популярностью на Урале и во многих регионах страны пользуется греча, выращенная на наших монастырских полях. Они-то у нас немалые – до 800 гектаров земли. Выращиваем пшеницу, ячмень, гречу, картофель, помидоры, огурцы, сахарную свеклу, которую, к слову, сдаем на сахарозавод и получаем оттуда сахар, а его как раз на что-то крайне необходимое для монастырской жизнедеятельности можно обменять. На животноводческой ферме нашего подворья, расположенного в пойме реки Дон, 75 голов крупного рогатого скота, поэтому для прокорма живности каждый год сеем травы, косим, сушим, в тюки упаковываем. Упомяну здесь и о гаражах, где стоят комбайны, трактора. Техники у нас столько, сколько необходимо для того, чтобы посадить всё, вырастить урожай и убрать его без потерь. Пока получается. При таком объеме трудов в этой сфере приходится и к помощи наемных рабочих прибегать, но ряд сельхозпослушаний выполняют насельники монастыря. Вообще-то если в целом говорить о послушаниях братии, наверное, их перечисление и совсем кратенький рассказ о каждом может занять большую часть нашей беседы…
О духовном стержне современной обители
Батюшка, фундаментальный подход к разным сторонам монастырской жизни, судя по всему, помог в постсоветский период создать настолько живой слаженный организм, что всё в нем, если можно так выразиться, функционирует, всё органично. Но это было бы невозможно без крепкой духовной основы. Вы, вероятно, из первого призыва пришедших в монастырь и около тридцати лет здесь подвизаетесь? Что скажете о духовном начале в обители?
Немножко Вас поправлю, вернее, уточню: не около тридцати, а более тридцати лет я здесь. Первый раз приехал сюда на день перенесения мощей святителя Тихона Задонского из кафедрального собора Орла, будучи в ту пору студентом третьего курса мединститута. Шел 1991 год. О монашестве никаких мыслей не было. Встретил в монастыре своего знакомого, он представил меня наместнику – тогда еще архимандриту Никону (Васину), что вскоре сыграло решающую роль в моей жизни. Нет, учеба мне нравилась, нравилась медицина, я не раз ходил в больницу на дежурства, присутствовал на операциях, и всё вроде бы шло неплохо, однако чего-то в жизни явно не хватало, душа требовала большего. Начал ездить к отцу Никону, исповедоваться у него, советоваться по многим вопросам и на следующий год стал послушником Задонской обители. Думаю, это получилось по слову Спасителя: Не вы Меня избрали, но Я вас избрал (Ин. 15:16). Владыка Никон, ныне схимитрополит Никон (великую схиму он принял осенью 2020 года во время тяжелейшей болезни), все три с лишним десятилетия для меня был и есть как отец, как мать, как живой пример добродетелей. Вот берешь в руки святоотеческую книгу и находишь в ней несметное число примеров из жизни святых, старцев, просто благочестивых христиан. Что для них характерно, что их часто объединяет? Поразительная доброта, сострадательность, милосердие, нестяжание... А в нашей жизни подобное можно увидеть? Причем в одном человеке, в его неизменно добром отношении к тем, кто нуждается в утешении, совете или какой-либо другой помощи? Мы счастливые люди – видим такого человека рядом с собой. Окормляясь у Глинских старцев, хранителей монашества в советскую эпоху, Владыка Никон впитал в себя опыт их подвижничества. Это к вопросу о духовном стержне современной обители.
В 2010 году Задонский монастырь отметил 400-летие с момента его основания двумя благочестивыми старцами-схимонахами Сретенского монастыря Кириллом и Герасимом, которые прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери. (Кстати, по случаю этого торжества состоялся визит в Липецкую епархию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). Да, много чего за минувшие четыре века произошло, и созидательного, и разрушительного, но в дореволюционное время молитвами Пресвятой Богородицы, святителя Тихона, а также задонских старцев обитель стала любимейшим местом паломничества богомольцев. Направляясь в Иерусалим, они считали своим долгом сначала посетить Задонск, затем Киев, потом уже шли в Святую Землю.
О том, как поруганную святыню после десятилетий безбожия в стране возвращали к жизни, как по всей Липецкой земле шло церковное строительство и духовное возрождение и каков вклад дорогого Владыки в этот мощный созидательный процесс, можно прочитать на сайте нашего монастыря. Я же хочу здесь привести самые простые примеры, которые согревают душу, наполняя ее великой благодарностью Господу за то, что Он привел меня в Задонскую обитель и связал мою жизнь с таким духовным наставником.
Воспоминания из прошлого: едем мы с братией на «тихую охоту», как назвал сбор грибов известный писатель XIX века Сергей Аксаков, и Владыка, конечно, с нами, «тихую охоту» он очень любит. А по дороге разливает нам чай, всем прислуживает. Или другой момент: прибыли стройматериалы – Владыка берет на себя послушание «грузчика», помогает разгружать машину. Идет сбор урожая – Владыка в этом тоже участвует. А если кому-то край как необходима определенная сумма денег – со всей душой, с любовью к нуждающемуся человеку дает ему нужную сумму. Он всегда был доступен народу и не отказывал насельникам, паломникам, мирянам в личных беседах, духовных советах, молитвенной и материальной помощи. В монашестве Николай Васин, родившийся в Липецке, получил имя в честь преподобного Никона, игумена Киево-Печерского. При постриге в великую схиму – в честь преподобного Никона, игумена Радонежского. Вот какие у него Небесные покровители!
Ныне священноархимандритом Задонского монастыря является митрополит Арсений, в 2020 году назначенный главой Липецкой митрополии.
От многих можно услышать: владыка Никон нам его вымолил. Я это мнение полностью разделяю. Мы видим и чувствуем, что Владыка Арсений хорошо понимает, что такое современный монах, и к каким-то нашим немощам относится терпеливо, даже где-то смиряется. К примеру, когда меня как благочинного можно было бы за что-то поругать, он по-отцовски покрывает всё любовью. Столько лет Владыка-митрополит нес послушание в Москве, был первым викарием Святейшего Патриарха, посещал столичные обители, совершал в них постриги, и у него, возможно, свой взгляд на монастырскую жизнь. А у нас здесь как бы всё попроще, и он на нашем уровне выстраивает отношения. Это дорогого стоит. Добавлю также, что к Владыке Никону митрополит Арсений относится с большим уважением и искренней любовью. Господь милостив к нам, что направил на Липецкую землю такого правящего архиерея..
Потешались, дразнили «святителем»…
К Святителю приезжают взрослые, дети, подростки – возрастной диапазон самый широкий. Кто-то уже хорошо знаком с житием святого, кому-то еще предстоит открыть его для себя и многому поразиться. Например, такому моменту: в семинарии дети богатых родителей потешались над будущим Святителем, в ту пору – бедным юношей-семинаристом, нелегким трудом зарабатывающим себе на пропитание. Об этом Тихон Задонский так вспоминал: «Найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: "Величаем тя, святителю!"» Дразнили, не думая, что их слова окажутся пророческими...
Поражают, конечно, и подобные факты, и, как говорится, судьбоносные события, случившиеся в жизни святителя Тихона Задонского за его 59 лет земных лет. В не меньшей степени поражают и воодушевляют события, связанные с его именем и происходившие на протяжении минувших столетий после преставления подвижника. Их не счесть, коротко расскажу о двух из них. В 1861 году 13 августа (26 августа по новому стилю) состоялось прославление нашего Небесного покровителя – Задонского чудотворца. В небольшой Задонск с населением в семь тысяч человек прибыло на великое церковное торжество огромное число верующих. Вот что писал митрополит Московский Филарет (Дроздов) в письме, адресованном выдающемуся русскому православному мыслителю, церковному историку, духовному писателю, публицисту и поэту Андрею Николаевичу Муравьеву: «Господь утешил Церковь Свою открытием мощей святителя Тихона. Народа считают от 200 до 300 тысяч. Благоговение было великое. 20 или 30 случаев благодатных исцелений записано, а было, как говорит Владыка Новгородский (митрополит Исидор), конечно, сто и более. Он сказывал, что некоторые слепые получали зрение, что один скрюченный, у которого ноги были пригнуты за спину, когда приложен был к св. мощам, распрямился и стал на ноги, и прочее».
И второе великое церковное событие, тоже собравшее в Задонске много народа, произошло практически в наши дни – 26 августа 1991 года. Предыстория такова: в советское время мощам святителя Тихона Задонского суждено было проделать путь из Задонского монастыря в местный музей, затем в антирелигиозный музей, организованный в бывшей Великокняжеской церкви Ельца, и далее – в Орловский краеведческий музей. Там, в Орле случилась примечательная история: как только немцы в сорок первом заняли город, духовенство обратилось к его коменданту с просьбой об открытии храмов. Первым был открыт Богоявленский храм, и самым главным его достоянием стали святые мощи Задонского чудотворца, стоявшие на горнем месте алтаря.
Многое можно вспомнить. После великой Победы святые мощи Задонского чудотворца вновь открыто были выставлены в кафедральном Богоявленском соборе (с 1947 года). А во времена Хрущева – в те мрачные времена очередных гонений на Церковь – они опять в качестве «экспоната» оказались в запасниках Орловского краеведческого музея. С началом же возрождения нашего монастыря возвратились туда, откуда в свое время были исторгнуты безбожной властью, – под своды Владимирского собора Задонской обители. В связи с планируемым перенесением общероссийской святыни в Задонск в 1991 году ожидался приезд Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, но на Преображение страну потряс переворот, вошедший в историю как ГКЧП, и Святейшего задержали государственные дела... Наш монастырь он смог посетить только в ноябре 1998 года.
Если брать реалии сегодняшнего дня: трагическая страница истории с «музейной эпопеей» перемещения святых мощей Задонского чудотворца перевернута, открыта новая страница – широкой возможности для верующих, для всех и каждого, поклониться мощам угодника Божия в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре. Призвать его имя, молитвенно попросить о помощи. Всё разворачивается на ваших глазах и, вероятно, придает братии сил?
Да, мы постоянно видим людей, которые сюда приезжают, слышим об их бедах и переживаниях, видим их восторги, разделяем их радость: там исцелились, там какое-то утешение получили, там какая-то сложная проблема решилась дома и прочее, прочее. Чудеса по молитвенным обращениям к святителю происходят непрестанно. Несомненно, это духовно укрепляет. Как и чтение акафиста пред особо чтимой в монастыре Владимирской иконой Пресвятой Богородицы и чтение акафиста святителю Тихону Задонскому пред его цельбоносными мощами. В такие минуты ты наиболее остро чувствуешь живое участие Матери Божией и нашего Небесного заступника в жизни родной обители, в жизни России. Как-то зримее становится неразрывная связь между миром земным и небесным. Только важно, чтобы каждый из нас это понимал, ценил и делал правильные выводы относительно своего пути спасения.
Беседовали Нина Ставицкая и Владимир Ходаков
Фото: Владимир Ходаков.
Также снимки предоставлены
Задонским Рождество-Богородицким
мужским монастырем
https://monasterium.ru/publikatsii/intervyu/nerazryvnaya-svyaz-mezhdu-mirom-zemnym-i-nebesnym/