Житие священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского

Священноисповедник Николай родился 9 апреля 1877 года, в день Светлого праздника Пасхи, в семье скромного псаломщика села Комиссаровки, Верхне-Днепровского уезда, Екатеринославской губернии, Никифора и супруги его Марии Могилевских. В крещении он был назван Феодосием, в честь святого мученика Феодосия. Отец его к концу жизни дослужился до звания протоиерея, был большой знаток церковного пения и прививал эту любовь своим детям. Феодосий рос мальчиком резвым, даже шаловливым, и отец иногда вынужден был наказывать его.

Владыка вспоминал: «Семья у нас была большая, жалование у отца-псаломщика маленькое. Поэтому нам приходилось работать и в поле, и на огороде, и по дому. Отцу надо было всех накормить, одеть, обуть и выучить. Никто в нашей семье без образования не остался». Когда Феодосию исполнилось 10 лет, он поступил в Екатеринославское духовное училище, а через 6 лет — в Екатеринославскую духовную семинарию. Феодосий был очень усидчив, прилежен, имел незаурядные способности, благодаря чему он всегда был в числе первых учеников. По окончании семинарии Феодосий работал учителем. У нег было желание поступить в монастырь, и в 1902 году он отправился в Нилову пустынь Тверской епархии.

Как позже вспоминал владыка: «Настоятель принял меня ласково, обо всем расспросил, а потом, немного подумав, сказал: "Ну, вот что я тебе скажу, Феодосий, если через год не передумаешь поступать в монастырь, то приходи. А сейчас иди, учи своих детишек". И благословил меня». В 1903 году Феодосий поступил в Нилову пустынь и проходил там различные послушания — носил воду, рубил дрова, пек хлебы. В 1904 году в канун праздника святителя Николая послушник Феодосий был пострижен в мантию с именем Николай. В мае 1905 года монаха Николая рукоположили в сан иеродиакона, а 9 октября того же года – в иеромонаха.

В 1907 году иеромонах Николай поступил в Московскую Духовную Академию, которую успешно закончил в 1911 году и за сочинение на тему «Учение аскетов о страстях» получил степень кандидата богословия. В 1912 году иеромонах Николай был назначен инспектором Полтавской духовной семинарии, в 1913 году переведен на ту же должность в Черниговскую духовную семинарию. К вопросу воспитания в духовных школах отец Николай относился не только с большой ответственностью, но и с отеческой любовью, стараясь из своих питомцев взрастить настоящих пастырей стада Христова, что считал главным делом духовных школ. В 1915 году отец Николай возведен в сан игумена, в 1916 году – в сан архимандрита. В октябре 1919 года архимандрит Николай был хиротонисан в епископа Стародубского, викария Черниговской епархии.

В 1923 году преосвященный Николай был назначен епископом Каширским, викарием Тульской епархии, в которой в то время было очень тяжелое положение. Обновленцы захватили подавляющее большинство приходов. Но со своей маленькой паствой епископ Николай упорно боролся против врагов Православия. Исходом этой борьбы был арест владыки, последовавший 8 мая 1925 года. Проведя в заключении более двух лет, и осободившись 16 сентября 1927 года, владыка Николай был назначен на Орловскую кафедру. Елецкая епархия была тогда викариатством Орловской епархии.  В Орле владыка служил до следующего своего ареста, который произошел 27 июля 1932 года. Некоторое время, предшествующее аресту, по причине трудности жизни и служения в Орле, владыка пребывал на покое. Вместе с ним было арестовано и проходило по делу еще 128 человек.

Епископа Николая обвиняли в том, что он, при содействии орловского духовенства, «явился руководителем и организатором контрреволюционной церковно-монастырской организации «Ревнители Церкви», направлял контрреволюционную деятельность на борьбу против Сов. власти и колхозного строительства. Для пополнения рядов контрреволюционеров организации организовал два подпольных монастыря, проводил пострижения в монашество». Постановлением коллегии ОГПУ от 7 декабря 1932 года епископ Николай был осужден на 5 лет лишения свободы. Трудно было владыке в годы лишений. Но Господь не оставил его. В течении пяти лет пребывания владыки в лагерях ему помогала его духовная дочь Вера Афанасьевна Фомушкина, хорошо знакомая ему по Орлу. В 1937 году епископ Николай был освобожден из лагеря, но назначения на кафедру не получил. Он проживал сначала в г. Егорьевске Московской области, а затем в г. Киржаче Ивановской области. В 1941 году владыка Николай был возведен в сан архиепископа. И вслед за этой вестью архиепископа Николая постигло новое испытание – 27 июня 1941 года владыка был снова арестован и помещен в тюрьму города Саратова. Пробыв в Саратове в общей сложности шесть месяцев, владыка Николай был направлен в Казахстан, в город Актюбинск, а оттуда через три месяца в город Челкар Актюбинской области. Владыка ехал на вольную ссылку, но в арестантском вагоне.

На станцию Челкар поезд прибыл ночью. Охранники вытолкали владыку на перрон в нижнем белье и рваном ватнике. В руках у владыки было только удостоверение, с которым он должен два раза в месяц являться в местное отделение НКВД на отметку. Одна старушка приютиа его в сарае, где у нее находились корова и свинья. Владыке в это время шел уже 65-й год. Голова его была бела, и вид его невольно вызывал сострадание. Владыка пытался устроиться на работу, но никто не брал его, – он выглядел старше своих лет. Он вынужден был собирать милостыню, чтобы не умереть с голоду. До глубокой осени 1942 года владыка продолжал влачить свое нищенское существование. Физические силы его были на исходе. От недоедания и холода у него развилось худосочие, тело его было покрыто нарывами, от грязи завелись вши. Силы покидали не по дням, а по часам. И вот пришел момент, когда иссякли последние силы, и владыка потерял сознание. Очнулся он в больнице, в чистой комнате, в чистой постели. Поправлялся владыка медленно. А когда настал день выписки, владыка Николай стал молиться Господу, снова отдавая себя в Его волю: «Куда Ты, Господи, пошлешь меня, туда и пойду!». Оказалось, что за ним приехал некий татарин, который подобрал его, полуживого, без памяти лежащего на дороге, и отвез в больницу. А потом регулярно, через каждые десять дней, передавал ему пару татарских лепешек, несколько яиц и несколько кусочков сахара.

Вышли на улицу, татарин посадил владыку в сани, сел сам, и они поехали. Был конец зимы 1943 года. «Почему вы решили принять участие в моей жизни и так милостиво отнеслись ко мне? Ведь вы меня совсем не знаете», – спросил владыка. «Надо помогать друг другу, – ответил татарин, – Бог сказал, что мне надо помогать тебе, надо спасать твою жизнь». «Как сказал вам Бог?», – изумленно спросил владыка. «Не знаю как, — ответил татарин, – когда я ехал по своим делам, Бог сказал мне: «Возьми этого старика, его нужно спасти». 10 октября 1944 года владыка направил в НКВД «усердную просьбу», в которой просил снять с него звание «вольного ссыльного», разрешить уехать в Россию «и там занять епископскую кафедру по назначению Патриаршего Синода». Постановлением Особого совещания при НКВД от 19мая 1945 года владыка Николай был освобожден досрочно. А 5 июля 1945 года постановлением Священного Синода была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, управляющим которой был назначен архиепископ Николай (Могилевский). Алма-Атинцы с великим духовным подъемом и со слезами радости встретили долгожданного архипастыря-исповедника, перестрадавшего в эти годы со всем русским народом, и вместе с ним устоявшего в вере в период попущенных Богом огненных испытаний. Православный люд со всего города и его окраин стал стекаться в отдаленную церковь, которая не могла вместить в себя всех жаждущих духовного утешения.

Необыкновенная ревность была у Владыки к богослужениям, которые он совершал с максимальным для приходского храма приближением к монастырскому уставу. Служил он всегда благоговейно, никогда не спешил. Усердный молитвенник, особенно любил и почитал владыка Божию Матерь. К большому духовному утешению своей паствы, в праздник Успения Пресвятой Богородицы Владыка, впервые в Алма-Ате, стал совершать дивный чин погребения Плащаницы. Владыка Николай был внимателен ко всякому человеку и добросовестен ко всякому делу. Принимал он всех, не зависимо от возраста, пола и национальности. В быту владыка был чрезвычайно прост. С одинаковым радушием он принимал архиерея, священника и обыкновенного мирянина. С удовольствием накормит обедом, напоит чаем, все по-простому. Одежда владыки, так же, как и питание, была чрезвычайно проста. Он вообще не любил роскоши. Это был старец-архиерей-простец со святой душой и любвеобильным сердцем. Большое внимание Владыка уделял исповеди. Много было сказано им слов о покаянии и о значении истинного покаяния. Владыка отвергал общую исповедь. Он говорил, что только на индивидуальной исповеди христианин может по-настоящему очистить свою совесть от грехов и получить разрешение от них. Часто бывало, что Владыка сам исповедовал, особенно новоначальных. Такого же отношения к исповеди Владыка требовал от служащего с ним духовенства.

В послевоенные годы в Актюбинске проживал недавний узник Карлага архимандрит Исаакий (Виноградов), служивший впоследствии в Вознесенском соборе города Ельца. В годы заключения, которые пришлось провести ему среди уголовников, он пережил видение, о котором рассказывал: «Находясь в лагере, я потерял всякую надежду вырваться из этой обстановки. И вот в одну прекрасную ночь я вижу сон: будто в наш лагерь приехал Архиерей. Меня будят и говорят, что Архиерей всех принимает, благословляет, и меня требует к себе. Вхожу в большую комнату, где стоит посредине стол, а за столом сидит величественный благообразный старец с очень большой белой бородой.Глубокие очи смотрят ласково, сочувственно и умно. Характерны брови, выступающие вперед седыми кустиками. И он сразу говорит мне: «А, отец Архимандрит! Подходите, подходите! Мы о Вас думаем. Не унывайте, дорогой, потерпите немного, и Вы выйдете на свободу, и еще послужите Родине и Церкви Христовой». Я не могу вспомнить, что говорил ему в ответ, но когда я проснулся, лицо мое было мокрое от слез. Сон поселил во мне надежду на освобождение, которое чудным образом и произошло через два месяца». Каково же было изумление отца Исаакия, когда на одной из попавших к нему фотографий он узнал старца, который во сне обещал ему освобождение! Это был архиепископ Николай, с которым впоследствии отцу архимандриту довелось послужить Богу и Церкви.

Владыка Николай пригласил архимандрита Исаакия в Алма-Ату, где он в течение десяти лет был настоятелем кафедрального Никольского собора. Шло время, силы постепенно покидали Владыку.

Он обращался к Святейшему Патриарху Алексию с просьбой благословить его на покой, за штат, но Святейший не удовлетворил его желание, ответив, что архиерей – что офицер на посту, которого сменяет только смерть. А в феврале 1955 года по случаю 35-летия пребывания архиепископа Николая в епископстве он был награжден саном митрополита.

В августе 1955 года у владыки открылось острое сердечное заболевание. Скорую кончину он предчувствовал с самого начала болезни. 25 октября 1955 года святитель тихо и спокойно испустил свой последний вздох. 28 октября 1955 года епископ Ташкентский и Среднеазиатский Ермоген (Голубев) с сонмом духовенства совершил отпевание владыки Николая в кафедральном соборе Алма-Аты. Затем гроб с телом усоппшего при пении ирмосов «Помощник и Покровитель» был обнесен вокруг собора и процессия направилась к городскому кладбищу. Шествие было чрезвычайно торжественным. Гроб до кладбища (расстояние около 7 км) несли на руках. Весь город всколыхнулся, пришел в движение. Крыши, заборы и деревья по пути следования похоронной процессии были запружены народом; множество людей шло за гробом. Пели «Святый Боже...», часто останавливались и служили литию. По подсчетам сотрудников милиции, за гробом следовало 40 тысяч человек. Владыку Николая все любили горячей любовью за то, что сам он воплотил в жизни своей заповедь Божию о любви к Богу и ближнему. Его любили за строгую благочестивую жизнь, за его неустанную проповедь Слова Божия, за доброту, простоту, общедоступность. Его любили как нежного отца, мудрого наставника, ревностного молитвенника за врученную Богом паству, жившего и дышавшего заботой о спасении людей, о благе и спокойствии Церкви.

Архиерейский собор Русской Православной Церкви 2000 г. причислил митрополита Николая к лику святых.

Память его совершается 12 (25) октября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, 20 сентября (3 октября) в Соборе Брянских святых, 10 (23) сентября в Соборе Липецких святых, в первое воскресение после 3 (16 октября) в Соборе Казахстанских святых.

 

Источники:

1. Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 2917 – 1943. Сост. М. Е. Губонин. М., ПСТБИ, Братство во имя Всемилостивого Спаса, 1994.

2. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке

3. В. В. Королева. Житие священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского. Рукопись.

4. А.В. Окунева. Весна моего монашества. Жизнеописание и духовное наследие архимандрита Исаакия (Виноградова). М., «Паломник», 2011.

5. Стаднюк А., прот. К истории православия на Дону. М., 2012.

6. Архимандрит Исаакий (Виноградов). Воспоминания о митрополите Николае (Могилевском)