Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Дорогие братия и сестры, сегодня мы совершаем службу Собору Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Согласно церковной традиции на второй день каждого двунадесятого праздника вспоминаются те люди, которые послужили этим великим событиям и были их свидетелями. Так, во второй день Рождества Христова мы чтим особо Божию Матерь, праведного Иосифа Обручника, апостола Иакова, брата Господня, а на следующий день праздника Крещения Господня мы совершаем память Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Об Иоанне Крестителе упоминают все четыре евангелиста. Сегодня мы слышали Евангельское чтение от Иоанна, в котором повествуется, что увидев грядущего к нему Спасителя, Иоанн Креститель указывает на Него своим ученикам, говоря: «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29), то есть принимающий на себя грехи всего человечества.

Об Иоанне Крестителе Христос сказал, что среди рожденных женами не явился больший его (ср.: Мф 11:11). Чем же заслужил святой пророк такие слова от Он Самого Господа? Об этом прекрасно говорит святитель Иоанн Златоуст: «Чтобы увериться в достоинстве Иоанна, достаточно и одного приведенного изречения (Спасителя); но если ты хочешь познать его из самих дел его, то представь его трапезу, образ жизни и высоту духа. Подлинно, он жил как бы на небе, и, возвысившись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, проводя все время в песнях и молитвах, и удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с одним Богом».

Именно такой человек был избран стать Предтечей, то есть предшествующим великой миссии Христа. Иоанн Предтеча крестил в воде израильский народ, что являлось не просто телесным омовением, которое соблюдали иудеи, возвращаясь, например, с торжища (рынка), чтобы омыть себя от внешней нечистоты, но было символом покаяние – изменения жизни человека – омовения его от внутренней нечистоты.

Из Священного Писания мы помним, как строго Господь обличал иудеев за то, что они, оставив заповедь Божию, держатся предания человеческого, строго соблюдая маловажные внешние обряды, забывая о главном – о хранении совести пред Богом (ср.: Мк 7:8). Поэтому, совершая крещение покаяния в водах Иордана, Иоанн Креститель напоминал, что в первую очередь в очищении нуждается душа человека.

Празднуя память святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мы можем подумать, что такая высота жизни нам не доступна. Но Господь с нас многого и не требует.

Притча сегодняшнего дня предлагает нам пролог о семейном человеке, который воспитывал детей, много трудился, чтобы содержать семью, стараясь быть главой семейства, но не в смысле обладания властью, а в несении ответственности за решение семейных трудностей, обеспечения домочадцев всем необходимым. Он не мог часто бывать в храме, но перед началом каждого дела обращался мысленно к Богу с краткой молитвой: «Господи, помилуй! Господи, благослови!»

Один молодой монах, видя этого человека в непрекращающихся заботах, спросил у старца, как же можно спастись семейному человеку, который ни длительного правила молитвенного не совершает, ни причащается часто. Вместо ответа старец велел монаху налить полное блюдо масла и обойти с ним вокруг деревни, не пролив ни единой капли. За послушание монах выполнил столь необычное поручение, очень аккуратно неся блюдо, стараясь не наклонить его в какую-либо сторону.

Радостный, что удалось не пролить масло, приходит он к старцу и говорит: «Вот, я выполнил твое благословение!» На что старец спрашивает его: «А ты хоть раз имя Божие призвал, когда блюдо нес?» Монах ответил задумавшись: «Да я был весь сосредоточен на том, чтобы масло не расплескать…» «Ну вот видишь, ты масло нес и Бога не вспомнил, а этот человек каждый день несет бремя забот о целом семействе, и при этом имеет в сердце молитву», – вразумил старец молодого монаха.

Поэтому мы должны понимать, что крест семейной жизни не менее угоден Богу, чем принятие обетов монашества. Мы знаем многие примеры святых, которые в своей семейной жизни показали нам образец высоты христианского подвига не меньший, чем подвижники, жившие в пустыни. Например, преподобная Иулиания Муромская, которая вырастив, воспитав шестерых детей, так угодила Богу своей жизнью, что Он прославил ее нетлением мощей, которые пребывают ныне в Муроме.

Хочу пожелать, чтобы примеры святых подвижников воодушевляли вас на безропотное несение жизненного креста, вверенного Богом, а в благодатных Таинствах Церкви и молитвах, вы черпали бы духовные силы, стараясь за все благодарить Подателя благ. Ведь как часто мы бываем несправедливы по отношению к Господу, когда начинаем роптать в сложной ситуации: то у нас не так, это не так.

А если оглянемся вокруг, то увидим, скольким людям приходится в разы труднее, чем нам. Кто-то имеет физическое увечье и не может ходить, или после инсульта лежит парализованный, и при этом многие из них благодарят Бога. А мы, по милости Божией, можем и в храм прийти помолиться, и погулять в свободное время на свежем воздухе. Поэтому постараемся, дорогие, благодарить за все, что посылает нам Господь, помня слово Божие: «кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12).

Будем же иметь благодарность Богу, чтобы неся в смирении наш жизненный крест, стяжать благодать Святого Духа, радость которой, водворяемая в душе человека после молитвы, принятия Святых Христовых Таин, чтения Священного Писания или поучений святых отцов, не сравнима ни с каким мирским веселием или утехой. Начинаясь здесь, она приводит нас к вечной жизни, к вечным благам, о которых апостол сказал: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

Еще раз поздравляю вас с праздником и призываю на вас Божие благословение.