«Приди и виждь» (Ин 1:46). Жизнь прихода храма Покрова Божией Матери села Нижняя Колыбелька Хлевенского района

Есть в Хлевенском районе, на юге Липецкой области, небольшое село с ласковым названием «Нижняя Колыбелька». Кажется, время и впрямь его укачало. Проживает в селе немногим более шестисот человек. В школе учится лишь тридцать детей, а на смену им растет и того меньше. Всего полвека назад это было оживленное поселение с населением почти две тысячи человек, более половины из числа которых составляли дети и молодежь.

Свою историю Нижняя Колыбелька ведет с XVIII века, когда первые жители стали селиться по живописному берегу в нижнем течении реки Колыбели. Село, как и многие в Центральной России, славилось богатым черноземом, определявшим основное направление крестьянского труда. Помимо сельского хозяйства занималось местное население и различными промыслами: плетением корзин, лукошек, лаптей; изготовлением валенок. Рукодельные хозяюшки умели искусно прясть, ткать, плести кружева, вязать и вышивать.

Жизнь в селе кипела, о чем можно судить по имевшимся двум мельницам, кузнице, кирпичному заводу. Но, конечно же, душой поселения являлась Покровская церковь, сначала деревянная, возведенная в 1772 году, а затем перестроенная в 1883 году в камне.

...В 1936 году кровавое колесо революции докатилось до русской глубинки. Покровская церковь была закрыта. Казалось, навсегда перестало биться сердце Колыбельки…

В 1937 году постановлением тройки УНКВД по Воронежской области был приговорен к расстрелу последний настоятель храма иеромонах Феофан (Снежко Филипп Иванович). С батюшкой была репрессирована и ктитор церкви Сеченых Дарья Леонтьевна. Ее приговорили к 10 годам лишения свободы.

Но не может смерть победить Жизнь. Словно «соние востающего» (Пс 72:20)«внезапу изчезоша, погибоша за беззаконие свое» (Пс 72:19) годы советского безбожия. Молитвами новомучеников и исповедников Российских на поросших травой куполах мучеников-храмов вновь воссиял крест Господень, из распахнутых дверей тонкой струйкой заструился на округу запах ладана, пробудил душу православную звон колокольный.

Пришла пора обновления и Покровской церкви, признанной в 1992 году памятником архитектуры и объектом исторического и культурного наследия региона. В 2010 году в Колыбельку приехал архимандрит Парфений (Шалатонов) и началось ее восстановление храма руин.

«Когда я переехал в деревню из города, то спросил у местных жителей, есть ли здесь церковь? Они ответили, что есть, но в очень плохом состоянии, – вспоминает один из первых помощников батюшки по возрождению святыни Виталий Евгеньевич Алексеев. – Приехал, посмотрел. Действительно, очень красивый храм, а поруган. Стал искать какие-то возможности восстановить его. Очень обрадовался, когда прибыл к нам отец Парфений – с батюшкой сразу работа закипела».

Сегодня, у изгиба сельской дороги открывается прекрасный вид на аккуратненькую беленькую церковь, словно зовущую душу к небесной чистоте.

Входим в храм и… хочется остановиться, затаить дыхание, чтобы неловким движением, словом, неподобающей мыслью не спугнуть трепетное чувство присутствия благодати Божией.

«Я считаю, что храм играет в жизни православного человека очень важную роль, – поделился Виталий. – Объединяет людей. Любовь к Богу прививает. Маленькие дети, школьники с большой радостью посещают праздничные богослужения. Если с детства воспитывать в культуре Православия, мир намного добрее станет».

«Открытие прихода очень положительно сказалось на детях, – поделилась прихожанка Наталья Григорьевна, учительница сельской школы. – Даже сама обстановка действует целительно. Ребята только входят на территорию храма и сразу становятся гораздо спокойнее. Дети есть дети, но здесь они ведут себя совсем по-другому. Некоторые сами потом родителей приводят, хотя должно бы быть наоборот».

 Визит правящего архиерея, 2016 г.

И это неудивительно – переступая порог храма, мы переходим сакральную черту – из России XXI века в неподвластную времени Святую Русь. Здесь мы поистине ощущаем себя наследниками несокрушимого духа, выкованного веками нашими православными предками, верными Богу и Отечеству.

Благословенные минуты земного рая – участия в Божественной литургии. «На небе мы или на земле?» – спрашивают себя впервые посетившие этот храм, подобно послам князя Владимира.

 Архиерейское богослужение, 2016 г.

«Сейчас стало много местных жителей ходить, – продолжает Виталий. – Поначалу мало было людей, человек пять-семь на службе стояло, а сейчас даже бабушки с окраин села приходят. Сегодня собирался утром, слышу, собаки лают. Выглянул в окно, смотрю, баба Лена идет. Это она уже километра четыре от своего дома прошагала.

 

Молодежь стараемся привлекать. Школьники-то с удовольствием на службу ходят, а вот повзрослее которые… либо времени нет, либо не приучены еще к православной культуре... Но, думаю, со временем все вернется», – утвердительно завершил Виталий.

… Закончилась Божественная литургия, а душа еще не успела насытиться молитвой, она только начала ощущать ее вкус. Прихожане не спешат покидать храм, возвращаться в суету быта, где так быстро теряется тишина души… благодатная тишина: «се глас хлада тонка, тамо Господь» (3 Цар19:12). А потому хочется побыть еще здесь, помолиться наедине перед каждой иконой, среди которых особое место занимают старинные образы, сохраненные верующими в безбожные годы и переданные храму при его открытии: Божией Матери «Знамение», Святителя Николая Чудотворца, преподобного Серафима Саровского. Есть в храме и частички мощей святых угодников.

В Покровскую церковь многие приезжают издалека. Влечет к себе особая благодать места, благолепие службы, слово отца настоятеля.

Раиса Константиновна Чеснокова, учитель-пенсионер. Приезжает в Колыбельку из Воронежа: «Уже много лет отец Парфений является моим духовным отцом. Сначала ездила к нему в Дивногорье, а теперь при каждой возможности стремлюсь сюда. В книге «Моя жизнь во Христе» праведный Иоанн Кронштадтский называет храм жизнью души. И это действительно так. Как можно не любить дом Божий, уголок Неба на земле; как можно не почитать духовенство, совершающее Святые Таинства, в которых очищается душа. Добрый пример отцов воодушевляет на исправление жизни, на желание послужить Богу и ближним.

Здесь надо только побывать, увидеть, почувствовать. Нельзя передать словами силу воздействия личного примера. Когда более десяти лет назад я увидела, как отец Парфений осеняет себя крестным знамением, то это произвело на меня незабываемое впечатление. Я поняла, что Православие – это не отвлеченное знание, а сама жизнь пред Очами Божиими, и этой жизни надо учиться. С того момента начались мои поездки к батюшке за духовным руководством. Отец Парфений мало говорит. Он учит жить по вере без слов – на собственном примере».

 Настоятель храма архимандрит Парфений (Шалатонов) сослужит Высокопреосвященнейшему митрополиту Липецкому и Задонскому в совершении Литургии, 2017 г.

«Батюшка как помолиться?» – спросила однажды Наталья Григорьевна отца настоятеля. «Богу молись и Божией Матери», – кратко, но твердо ответил батюшка.

«Вы понимаете, какой мудрый ответ? Батюшка нас главному учит – понимать, пред Кем мы в молитве предстоим, а не относиться к молитве как к заклинанию. Надо молиться и верить, что Господь все устроит к нашему благу. Мы все какого-то тайного знания ищем, а истина – она проста, открыта. Нужно просто Бога познать и все», – заключила учительница.

«Просто Бога познать и все»... Как же непросто дается нам это простое. «Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», – говаривал преподобный Амвросий Оптинский…

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Монахиня Парфения помогает батюшке уже 13 лет. До принятия пострига матушка трудилась в следственных органах, работала с трудными подростками. А потом пришло понимание, что пора прощаться с миром, душа требовала иного – жизни иноческой. Распрощавшись с сослуживцами, матушка поехала в Дивногорье, где настоятелем подвизался ее родной дядя – отец Парфений. Промыслом Божиим через три года пришлось покинуть полюбившийся монастырь и переехать на родину, в Липецкую область.

С собой из обители, к тому времени полностью отреставрированной, взяли список почитаемой в Дивногорье иконы Божией Матери «Сицилийская».

«Батюшке очень понравился храм в Нижней Колыбельке, и он сразу начал планировать, как можно его благоустроить, – вспоминает матушка. – А мне не верилось, что все это возможно. За годы запустения здесь все заросло сиренью. Представьте себе – сплошные кустарники, деревья, сточные ямы – все это надо было как-то выкорчевать, убрать. Начали с батюшкой людей собирать. Жители очень быстро откликнулись. Местная молодежь много помогала. И все так радостно делали, легко!

Батюшка нас воодушевлял своей верой, что невозможное человеку возможно Богу. Жили мы тогда в вагончиках, в будках, а первые дни и вовсе – в палатках. Дождь идет, заливает эти палатки, а нам хорошо! Божие дело делать очень радостно!

Про себя батюшка в шутку говорил, что закончил пять строительных академий, – продолжает матушка Парфения. – За годы служения ему пришлось восстановить 4 храма и Дивногорский монастырь. Поэтому, когда мы сюда переехали, он уже знал, с чего следует начать. А мы, честно говоря, даже растерялись. Храм закрылся в 1936 году. И когда мы впервые открыли его спустя десятилетия, то просто ужаснулись, сколько там было голубиного помета. Только одного этого навоза мы вывезли около тридцати КамАЗов. Много было на территории и огромных булыжников. Их тоже пришлось вывозить. Один в качестве реликвии оставили. Затем стали завозить песок, благоустраивать территорию.

Сначала не очень-то быстро работы продвигались. Я приехала летом, а уже приближалась зима, и я начала уже волноваться за батюшку, как же он такой больной в нетопленном храме служить будет? Ведь для монаха, тем более для священнослужителя, самое главное – это богослужение. И вот звонит мне однажды отец Илий, покойный уже, и говорит так настойчиво: «К вам приедет Николай Владимирович, запомните – Николай Владимирович». Я отвечаю: «Колюшка (тогда он еще не принял монашество), ну, хорошо, что он приедет...» А через несколько дней приезжает мужчина, подходит и представляется:

– Николай Владимирович.

– Карасиков?

– Да. Ну, давайте, показывайте, что нужно делать.

Провела его в храм: «Николай Владимирович, родненький. Батюшка у нас болеет, и нет ничего, чтобы богослужения начать».

– Через полтора месяца все будет, – заверил Николай Владимирович.

И на наших глазах свершилось настоящее чудо – за год и три месяца прошла полная реставрация храма, завершились и внутренние, и внешние работы. Сама Божия Матерь управила. Вспомнила, как плакалась: «Батюшка, да как же такой храм отстроить? Ведь это сейчас очень трудно». А он отвечает: «Если есть воля Божия, то будет и помощь Божия».

Так и случилось – послал Господь человека. И многие еще свою лепту в возрождение дома Божия внесли. Но еще дороже то, с каким желанием, радостью и расположением люди храму помогали. Приезжает одна пенсионерка, говорит: «Батюшка, я вот двадцать тысяч собрала. Возьми во славу Божию на строительство церкви». И так, с Божией помощью, отстроили храм. Теперь все приходят и радуются. Те, кто приезжает впервые, заходят только в храм и сразу: «Ой, какая тут у вас благодать!»

Батюшка говорит, видно молитвенники здесь были большие, что вымолили этот храм, по их молитвам он возрожден.

Для нас это большая радость. С радостью мы служим здесь Богу, Матери Божией. Радуемся, когда кто-то приезжает, встречаем, как можем», – завершила с улыбкой матушка Парфения свое повествование.

Любят свой храм и прихожане: спешат на богослужения, с нетерпением ждут следующего выпуска приходской газеты «Под Покровом», стараются чем-то помочь; потянулись дети в воскресную школу.

Об открытии воскресной школы вспоминает учительница Наталия Григорьевна: «Приготовили чай, сели за стол. Батюшку посадили во главе. «Как в детстве!», – радостно проговорил отец Парфений, окинув взглядом ребят. И мне кажется, что в тот миг дети почувствовали, как хорошо расти в большой патриархальной семье, где папа – глава, мама – душа, помощница папы. Тогда и деткам приятно быть в повиновении, почтение родителям оказывать. Впервые поймала себя на мысли, что наших детей улица да компьютер от того затягивают, что дома не хватает им полноценного общения. Сейчас ведь у родителей один-два ребенка. А тут мы сидим десять человек за столом, отец настоятель с нами неспешно беседует и детям очень хорошо, интересно».

Наталия Григорьевна, не получившая церковного воспитания в семье, по-настоящему открыла для себя светлый мир веры с образованием прихода Покровского храма:

– Сначала изредка посещала богослужения, иногда ездила в паломнические поездки. Но со временем благоговейная, почти келейная молитвенная атмосфера храма, начала все больше привлекать.

– Изменилось что-то в вашей жизни с приходом в Церковь?

– С приходом в церковь жизнь другая стала, потому что я сама внутренне изменилась... Появилась радость в душе.., – блеснули слезы умиления на глазах учительницы.

– А в селе что-то изменилось с открытием храма?

– Конечно, изменилось! – включилась в разговор прихожанка Клавдия. – Люди добрее стали, праздники церковные начали почитать и пьянства меньше стало!

– Своим примером батюшка учит всему, в чем заключается вера православная: мудрости, терпению, любви и молитве, – продолжила Раиса Константиновна.

– Успокоение душевное в храме приходит. Все стараются вникать в слова молитв, никто не разговаривает во время службы. Тепло у нас, уютно, – поделилась прихожанка Александра Павловна.

– Что самое главное в жизни верующего?

– Любовь к Богу, к ближним. Будет любовь христианская, будет и добро у нас в стране, – подытожил Виталий.

После богослужения паломников по монастырской традиции ждет радушная трапеза, о которой со многим тщанием заботятся прихожане, помогают продуктами с огорода, готовят. Пища простая, но вкусная, потому что приготовлена с душой и молитвой.

Укрепив силы душевные и телесные, разъезжаются богомольцы в свои края, неся ближним колыбельское умиротворение. И теперь совсем другая тишина стоит над Нижней Колыбелькой – не уснула она, а молится…