О вреде чревоугодия и борьбе со страстью
Притча о богаче и Лазаре. Икона
Фото сайта alchevskpravoslavniy.ru
Протоиерей Олег Безруких. Беседа 2. Откуда в человеке появляются греховные страсти? Зачем нужна вкусная пища? В чем суть греха чревоугодия? Вред чревоугодия. Чревоугодник грешит перед Богом. Чревоугодник наносит вред окружающим. Чревоугодник вредит самому себе. Внешние признаки чревоугодия. Средства борьбы с чревоугодием. Потребности и желания.
Откуда в человеке появляются греховные страсти?
Одни полагают, что мы такими созданы. Конечно, объедение, похотливость, жажда похвал, раздражительность, леность не одобряются в обществе, но вместе с тем снисходительно оцениваются как естественные слабости, свойственные человеческой природе. Другие объясняют причину абсурдных поступков влиянием нечистой силы. Третьи уверены, что зарождению греховных страстей способствуют дурные обычаи, получившие распространение в обществе. Став привычными, они как заразные болезни передаются от одного к другому. Оказавшись, например, в коллективе, где нецензурные слова и злобная брань приняты за норму, человек незаметно для себя и сам становится злоречивым.
Во всех трех суждениях есть своя правда. Опыт христианских подвижников свидетельствует, что каждый человек находится под воздействием трех источников искушений - мира, плоти и диавола. Неслучайно угодники Божии начинали путь переустройства внутренней жизни с противодействия им: удалялись от мирских соблазнов, искушения плоти преодолевали строгим воздержанием, против диавольских наваждений вооружались постом и молитвой.
Но все же ключ к пониманию причин правильного или греховного поведения таится не в искушениях, исходящих из вне, а самоопределении человека – будет ли он потворствовать греховной страсти, или противостоять ей.
Библия возвещает нам, что в мире, созданном Богом, «все хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Даже диавол первоначально был светлым ангелом, пока самопроизвольно себя не исказил. Вот и греховные страсти, при всей своей отвратительности, большей частью представляют собой испорченные человеком добрые свойства, дарованные ему изначально Самим Богом. Наглядным примером тому является греховная страсть чревоугодия.
Зачем нужна вкусная пища
Бог Творец наделил человека потребностью питаться, чтобы тот в пище получал необходимую энергию для своего телесного роста, мог жить, трудиться. Сам процесс поедания пищи и последующего переваривания имеет малопривлекательный вид, отнимает достаточно много времени, и чтобы побудить человека не отказываться от еды, Творец соединил с приемом пищи приятные вкусовые ощущения и чувство насыщения.
В чем суть греха чревоугодия
Грех начинается тогда, когда человек по сластолюбию злоупотребляет потребностью питаться и ест не для подкрепления своих жизненных сил и здоровья, а исключительно ради получения приятных вкусовых ощущений и удовольствия своего чрева. Происходит коварная подмена, меняются местами цели и средства. Вкус из средства побуждения к приему пищи становится самоцелью, а пища превращается в средство доставления приятных ощущений.
Различают три вида чревоугодия:
1) чревобесие – страсть к обжорству (прием пищи прежде времени, торопливость и неумеренность в приеме пищи);
2) гортанобесие – страсть к лакомству, гурманство;
3) пьянство.
Вред чревоугодия
Чревоугодник грешит перед Богом
Любители многоедения не мыслят жизни без возможности поглощать множество обильной и вкусной пищи. Она для них – все. Поэтому они готовы угождать чреву больше, нежели Богу. О чревоугодниках апостол Павел метко сказал: «Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3, 19). Чрево диктует им правила поведения, оскверняя чистоту души.
Чревоугодник наносит вред окружающим
Ссоры из-за еды возникают уже в детском возрасте. Дети капризничают, отнимают друг у друга сладости, едят в тайне от всех, не желая ни с кем делиться. С годами это приобретает все более уродливые и опасные формы. Сытый чревоугодник равнодушен и ленив, голодный – не остановится ни перед чем ради насыщения. В погоне за вкусовыми наслаждениями чревоугодие готово подвергнуть свою жертву немыслимым страданиям. Например, ради острых ощущений гурмана некоторые деликатесы китайской или корейской кухни повар готовит из еще живого животного.
В поисках любых способов умножения пищи, генетиками производятся эксперименты по искусственному воздействию на наследственные механизмы растительной и животной природы, нарушающие замысел Божий о творении. И уже сейчас врачи бьют тревогу о губительном воздействии на организм геномодифицированных продуктов.
Чревоугодник вредит самому себе
Объедением человек расстраивает свое собственное здоровье, ибо «от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли», - говорит премудрый Сирах (Сир. 37, 32). Во времена Калигулы и Нерона римские патриции на многочасовых пиршествах обязаны были доказывать свое превосходство над плебсом способностью поглощать огромное количество пищи. Наевшись «до отвала», они время от времени выходили из пиршественного зала, искусственно вызывали у себя рвоту и изрыгали всё съеденное наружу, потом возвращались к застолью и набивали желудок новой едой. Так повторялось десятки раз. На императорских празднествах нужно было перепробовать все блюда, не пропуская ни одного, пусть даже организм от такого извращения приходит в полное расстройство.
Чревоугодник, требуя себе много дорогой, всякий раз новой и необычной пищи, истощает средства к жизни, растрачивает свое имущество, расстраивает всё внешнее благосостояние, доводит себя до нищеты (Притч. 21, 17). Ни в чем не отказывая своему чреву и становясь все более тучным, он подавляет свою душевную деятельность, притупляет разум, огрубляет сердце, истребляет стыд и всякое высокое чувство, делает сердце холодным и нечувствительным к добру, дух свой порабощает плоти, опускается ниже скотского состояния, выглядит смешным в глазах других людей.
Связанные с чревоугодием грубые чувственные увеселения, непристойные песни, зрелища, пляски, шутки, смех, разжигают похоть и увлекают человека в грех сладострастия.
Внешние признаки чревоугодия
Грех проникает в нашу жизнь постепенно, чтобы не вызвать с нашей стороны решительного и своевременного отпора. Чревоугодие, предлагая душе сделать то одно, то другое маленькое послабление для плоти, незаметно шаг за шагом захватывает господствующее положение в душе. Если мы не хотим допустить тиранического господства плоти над духом, то по некоторым внешним признакам можем заметить начинающееся зарождение этой греховной страсти.
- Желание постоянно что-то есть.
- Ночные пиршества в одиночестве (тайноедение).
- Склонность к уменьшению физических нагрузок, сокращение пешей ходьбы, уклонение от выполнения домашних дел.
- Увеличение веса более чем на 5% в течение месяца.
- Одышка при подъеме на 4-й этаж в среднем темпе.
- Частые периоды плохого настроения.
- Чувство бессилия от невозможности победить начавшееся ожирение.
Средства борьбы с чревоугодием
К сожалению, сегодня многие, даже поняв всю пагубность греха чревоугодия, пытаются бороться лишь с внешними его следствиями – потерей хорошей физической формы. Их внимание остается устремленным к телу, а не к очищению сердца от страсти, которая продолжает там гнездиться, препятствуя жизни души.
Для того, чтобы властвовать над чревом, а не быть его слугой важно:
1. Прибегать к помощи Божией в молитвах, Таинствах Исповеди и Причащения.
2. Понимать маловажность, кратковременность и ничтожность удовольствий от объедения.
3. Помнить о худых последствиях этого порока, как в земной жизни, так и в будущей.
4. Осознать необходимость и пользу воздержания, пережить опыт радостного господства духа над плотью, соблюдая посты Православной Церкви.
5. Приучить себя к умеренному употреблению самой простой пищи и к отказу от дорогой, лакомой еды; избегать пиршеств и любых поводов к невоздержности.
Потребности и желания
Необходимо различать потребности человека и его желания. Потребностей у нас не так уж много. Главные телесные потребности – дыхание, питание, утоление жажды. Желаний же человеческих невозможно сосчитать. В чем тут дело? Дело в том, что каждое желание – это один из способов удовлетворения потребности. Потребность одна, а способов ее удовлетворения может быть сколько угодно. Когда, например, у грудного младенца возникает потребность в пище, мать кормит его своим молоком. Ребенок подрос, мать начинает прикармливать его соком, кашей.
С годами в нашем житейском опыте накапливается очень много способов удовлетворения потребности в пище и питье. И когда появляется чувство голода, тысячи желаний разрывают нас на части: хочется супа, борща, ухи, пельменей, котлет, колбасы, шашлыка, жареной рыбы, жареной картошки, картофельного пюре, каши гречневой, перловой, манной, гороховой, молока, компота, кофе, чаю, морса, просто воды и т.д. и т.д. И бывает очень трудно сделать между ними правильный выбор – съесть ту пищу и в таком количестве, чтобы утолить голод без вреда для здоровья и чрезмерного пресыщения.
Православные подвижники с помощью поста сводили к разумному минимуму количество своих желаний. Многие из них обходились простым хлебом и водой, свидетельствуя, что для поддержания телесной жизни требуется совсем немногое. Впрочем, преподобный Иоанн Лествичник рекомендовал не отказываться от некоторого разнообразия в пищи, но употреблять ее умеренно. Этим советом богомудрого старца мы и завершим нашу беседу.
Протоиерей Олег Безруких, кандидат богословия,
преподаватель отделения теологии ЛГПУ