Великий пост – время духовной весны

О значении Великого поста в жизни христианина и особенностях этого спасительного подвига рассуждает протоиерей Алексий Носач, клирик Христо-Рождественского кафедрального собора г. Липецка

Великий пост всегда приходится на весеннее время года. В это время пробуждается и расцветает природа, согретая теплом весеннего солнца, а птицы радостно поют, возвещая уход зимы. Сердце христианина также наполняется особой радостью, но она связана уже с духовной весной в его жизни: соблюдая духовно и телесно Великий пост, человек согревается благодатью Божией от приближения к Солнцу Правды – Господу Иисусу Христу, а душа распускается цветами добродетелей.

Когда земля начинает дольше согреваться солнцем вследствие увеличения дневного времени, тогда тают лед и снег, наступает оттепель, всюду слышится звон капели. Когда же христианин во время поста увеличивает время молитвы и церковного Богослужения, тогда тает лед его сердца, и появляются покаянные слезы.

По словам преподобного аввы Дорофея, Великий пост – это десятина времени целого года, которую христианин должен отдавать Богу. Когда человек во время Великого поста ограничивает себя не только приемом определенного рода пищи, но и старается оградить себя от грехов, нередко уже вошедших в привычку, тогда душа его радуется вместе с Ангелами.

Но, как бывает с видимой природой, когда внезапно после теплых дней ударяют заморозки, и это губительно сказывается на урожае, так и в жизни духовной ростки добродетелей могут быть уничтожены в самом зародыше, и человек духовных плодов уже не приносит. Удивительно, но Великий пост вместо духовной пользы может принести даже вред. И Господь многократно предупреждает нас об этом в Евангелии.

Христос говорит нам, чтобы во время поста мы не уподоблялись фарисеям (см. Мф. 6:1-18). Нам не нужно помрачать лицо, чтобы все видели наш пост, а также творить милостыню и молитву напоказ перед людьми. В таком случае мы уже получаем награду в виде похвалы от людей, а не от Бога. Добрые дела нужно делать тайно, «чтобы левая рука не знала, что делает правая» (ср. Мф 6:3), то есть без тщеславия, и тогда мы получим награду от Отца Небесного, который видит тайное, и воздаст нам явно. Господь предупреждает нас: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк 12:1).

Церковь не случайно первую подготовительную к Великому посту Неделю называет Неделей о мытаре и фарисее. Еще в самом начале, когда мы только начинаем готовиться к вступлению в Великий пост, нам объясняется, что без смирения пост нам будет во вред. Совершая Великий пост, нельзя превозносить себя над непостящимися людьми. Кто-то может подумать о себе: «Слава Богу! Я не такой, как другие. Многие же окружающие меня люди – неправедники, мздоимцы, прелюбодеи, пьяницы, или же, как этот (берем для примера) сосед. Я же соблюдаю Великий пост и делаю другие добрые дела». Если такой помысел возобладает над человеком, то он станет таким же, как евангельский фарисей, говоривший в себе аналогичные слова: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк 18:11-12).

Известно, как оценил «подвиг» фарисейского поста Сам Господь. Выше фарисея, тщеславного и внешне во всем праведного, Спаситель поставил мытаря, настоящего преступника заповедей Божиих и человеческих: того самого мытаря, которого осудил фарисей. Мытари были сборщиками налогов, которые нередко злоупотребляли своей властью, отбирая имущество у неплатежеспособных людей, и наживались на этом. Так вот, для такого человека пред Богом достаточно было только его краткой покаянной молитвы: «Боже, милостив будь ко мне грешнику». На протяжении всего Великого поста нельзя забывать об этой истории, чтобы пост не послужил нам в осуждение, как фарисею.

История блудного сына, воспоминанию которой посвящена другая подготовительная Неделя, дает христианину надежду на покаяние и обращение к Богу. Как бы ни был грешен человек перед Небесным Отцом, ему нельзя впадать в отчаяние и нерадение о своем спасении. Господь с великой радостью примет наше покаяние, если мы, подобно евангельскому блудному сыну, скажем в себе: «Встану, пойду к Отцу моему». Великий пост – наиболее подходящее время для этого.

Следующая, подготовительная к Великому посту Неделя – о Страшном суде – заставляет нас задуматься о том, каким должен быть окончательный итог нашей жизни. Кто будет осужден на Страшном суде в первую очередь? Господь скажет: «отойдите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо Я был голоден, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; бездомен был, и вы не приютили Меня; наг был, и вы не одели Меня; болен был и был в темнице, и вы не навестили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или бездомным, или нагим, или больным, или в темнице и не помогли Тебе? Тогда Он скажет им в ответ: уверяю вас: то, что вы не сделали хотя бы для одного из этих братьев Моих меньших, вы для Меня не сделали. И пойдут эти в муку вечную, а праведники — в Жизнь Вечную» (Мф. 25:41-46).

Священник Димитрий Дудко в своем пастырском дневнике приводит такой интересный случай:

«После смерти мужа одна женщина раздала все, что имела, оставила себе только одну рубашку от него, которой очень дорожила. Приходит какой-то человек и усиленно просит отдать ему эту рубашку. «Дай ради Христа, ты видишь, я раздет», — обнажил свою грудь. Она отдала ему эту рубашку. Как-то на рынке она увидела этого человека, продающего её рубашку на выпивку. Ей очень обидно и больно стало. Приснился сон, Христос говорит ей: «А рубашка та на Мне», — и показал ей рубашку» (Книга «На скрещеньи дорог»).

Исповедник ХХ века архимандрит Павел Груздев, прошедший тюрьму, лагерь и ссылку, спасший многих людей от голодной смерти в военное время, вот что рассказывал:

«Вижу: одна девушка, уж как она плачет, как она ревет! «А что же это она плачет?» -  спрашиваю, - «А вот трое суток она не ела. Мы бы с ней поделились, так ведь сами скушали». А у меня в бараке была «заначка» – дневной паек. Бегом в барак! Я получал 800 грамм хлеба. Потому что я, как рабочий. Ну какой там хлеб, сам понимаешь. Этот хлеб беру, этой девочке даю. Она говорит: «Нет, не надо. Я свою честь за хлеб не продаю». Я не знал, что такое «честь», женская… Ты понимаешь? А я этого не знал. Думаю: «Чего она хоть говорит-то?» И я этот кусок сунул ей, и побежал. И такие слезы у меня были радостные! Нет, не горькие! «Господи, что я сегодня сделал?» Господь скажет: «Голоден был, а ты, Павлуха, накормил меня. Голодную девку-то помнишь?» Это был самый счастливый в жизни моей день».

Другой рассказ отца Павла:

«Ночь. Очередь в Тутаеве. За хлебом. И я в очереди. Давали по килограмму или по два. Не знаю, сколько. Стоит женщина, ребенок на руках, двое за юбку держатся. Открывают магазин. Продавщица говорит: «Хлеба на 50-60 человек, не стойте, которые лишние!» А женщина с детишками примерно сотая. Далеко! Ей не достанется. А дети: «Мама, поедим хлебца?» - «Поедим». А слезы у нее! Мужчина стоял, научный какой-то. Потому что папка у него под мышкой портфелем. И одет не как мы, а «по-настоящему». Подходит к этой женщине, говорит: «Пойдем со мной», - а он примерно 6-й или 7-й стоял, - «вставай в мою очередь, получишь хлеба». Она говорит: «А вы?». Он: «Не твое дело». «Господи!» - встала. А я и думаю, ребята, батюшка. Господь ведь скажет, не попам, не попадьям, которые никому не уступят, - а этому скажет: «Пойдем! Вот тебе райские врата открыты. Заходи! Голоден был, а ты накормил Меня» - «Господи, я Тебя и не кормил. Где же я Тебя видал-то?» - «А ты вот это помнишь?» (Беседы из фильма «Великий старец»).

Всуе будут все наши посты и подвиги, если мы нарушим в своей жизни самую главную заповедь – о любви к ближним. Господь приравнивает нашего ближнего к Самому Себе! Дела любви, милосердия, помощи тем людям, которые находятся рядом с нами – это то, что принимает Сам Христос!

Но в то же самое время, нельзя умалять и значение поста. Некоторые рассуждают: буду делать добрые дела любви, а поститься не буду. Часто даже слышишь такое выражение: «Главное, чтобы Бог был в душе!» Для таких людей Церковь подчеркивает особенную важность воздержания. Она посвящает самый последний день перед вступлением в Великий пост воспоминанию изгнания из рая первозданного человека.

Подумать только: какая легкая, небольшая заповедь поста была дана Адаму: все плоды в раю можно было вкушать, кроме плодов одного единственного дерева. Может, такой «незначительной» заповедью можно было пренебречь? У Адама уже был «Бог в душе», зачем же был нужен пост? Но за пренебрежение этой малой заповедью до сих пор расплачивается все человечество: человек лишился Божественной благодати, изменилась его природа, в мир вошли болезни и смерть. Пост был необходим Адаму в раю, тем более он необходим для нас, живущих в мире, все больше отдаляющемся от Бога. Нарушением поста человек удалился от Бога, а через его соблюдение должен возвращаться к Нему.

Великий пост помогает нам смирить наше тело, а через это и телесные страсти. «Прииде пост, мати целомудрия» - поется в первой стихире на стиховне на утрени в понедельник первой седмицы Великого поста. Пост освобождает наш дух от плотского состояния и окрыляет молитву, и через это приближает нас к Богу. В Великий пост человек, подобно блудному сыну, приходит в себя и начинает с помощью Божией и молитвой менять свою жизнь, принося перед Богом покаяние. Великий пост дает человеку возможность духовно пережить события Страстной недели и подготовиться к празднику Воскресения Христова, чтобы еще больше воспринять в свое сердце любовь Христову…

Можно еще много говорить о пользе Великого поста, но этого не понять тому, кто его не соблюдает. Только тот, кто на самом деле ощутил его духовную пользу, никогда не обменяет его на что-то значительно меньшее и временное (например, скоромную пищу), потому что духовное и вечное – будет всегда выше.