Храм святых Космы и Дамиана села Жёлтые Пески

Космодамианский храм села Жёлтые Пески, которое сегодня находится в городской черте, имеет драматичную, но интересную судьбу. Дважды горевший, он вновь возрождался "из пепла" благодаря силе веры своих прихожан.

Впервые деревянный храм в этом селе сооружен в 1690 г. Он простоял почти полтора века и в 1851 г. был заменён новым, также деревянным, "в прежнее храмонаименование – в честь святых бессребреников Космы и Дамиана". Но недолго радовались жители Жёлтых Песков своей новой церкви. В 11 часов 15 мая 1875 г. во время сильного пожара она сгорела, в пламени погибли и многие церковные документы. Спасены от огня были лишь несколько икон, св. антиминс и некоторые церковные принадлежности.

Пришлось прихожанам возрождать свой храм буквально из пепла. Уже зимой 1876 г. они подали прошение в Тамбовскую духовную консисторию с просьбой разрешить им строительство новой церкви. В том же году Строительное отделение Тамбовского губернского правления рассмотрело и утвердило план на постройку новой деревянной церкви в с. Жёлтые Пески. С Божией помощью в 1878 г. новый деревянный Космодамианский храм с таковой же колокольней был построен и освящён.

Он был более просторным, по сравнению с предыдущим; кроме главного престола с двухъярусным иконостасом, в нём был освящён придельный алтарь – во имя Святой Живоначальной Троицы. В это время в приходе храма было 163 двора, в которых проживала 671 душа мужского пола. Сохранилось подробное описание убранства храма, которое помогает представить себе его внутренний вид.

Иконы двухъярусного иконостаса располагались по 6 штук в каждом ярусе и написаны были на досках. В алтаре над жертвенником находились иконы "Моление о чаше", написанная на дереве, и "Жертвоприношение Исаака", написанная на полотне. За престолом располагались икона "Тайная Вечеря" (на полотне) и образ Смоленской Божией Матери (на дереве). С правой и левой сторон иконостаса – по две иконы на полотне. Позади правого клироса находились иконы великомученика Пантелеймона, Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, около левого клироса 3 иконы Божией Матери, писанные по дереву. На стенах храма висели четыре иконы Божией Матери и 12 месячных икон на дереве.

На главном престоле – серебряный крест, в алтаре – серебряные сосуд, дискос, звездница, лжица, кадило и две серебряных тарелочки. К достопримечательностям Космодамиановского храма относилась особо чтимая прихожанами Казанская икона Божией Матери, коA торой жители села служили молебны по своим домам.

На звоннице храма располагалось 5 колоколов весом 85 пудов, 9 пудов, 3,5 пуда и два по 1,5 пуда. Причту принадлежало 32 десятины 1 920 саженей земли. При храме действовала церковноприходская одноклассная смешанная школа, упоминаемая в документах 1892 г. В 1902 г. в ней обучалось 39 человек. С 1894 г. при Космодамианском храме действовало церковно-приходское попечительство во главе с его председателем – земским начальником Николаем Фёдоровичем Рахманиновым. В селе было открыто общество трезвости, состоящее из 9 членов. В 1911 г. в приходе Космодамианской церкви насчитывалось 205 дворов, в которых проживало 800 мужчин и 760 женщин.

 Причт храма в конце XVIII–первой половине XIX в. состоял из священника, дьячка и пономаря, а в конце XIX – начале XX в. – из священника и псаломщика. Перед революцией настоятелем Космодамианской церкви с. ЖёлAтые Пески был священник Алексей Александрович Голубев – сын священника Александра Ионовича Голубева, более 20 лет прослужившего в Космодамианском храме и скончавшегося в 1875 г. в возрасте 44 лет. А.А. Голубев родился в 1859 г., окончил Тамбовскую духовную семинарию и был рукоположен в сан священника 15 февраля 1886 г.

За долгую и беспорочную службу в священном сане о. Александр был награждён набедренником, скуфьёй, камилавкой (1907 г.) и наперсным крестом (1914 г.). Но дольше других прослужил в Космодамианской церкви с. Жёлтые Пески дьячком, а затем псаломщиком Алексей Сергеевич Альбицкий – целых 52 года.

Но ни служители Космодамианской церкви с. Желтые Пески, ни сами жители села не смогли помешать представителям богоборческой власти произвести 24 апреля 1922 г. изъятие из храма церковной утвари. В тот день из храмовой ризницы была конфискована церковная утварь весом 2 фунта 27 золотников 58 долей серебра на сумму 307 000 рублей.

Скупые строки составленной описи сохранили для нас, кроме перечня драгоценностей, краткое описание Космодамиановского храма. Церковь была "деревянной, среднего размера, крытая железом, двухглавая и на каждой главе – железный крест. Купол имеет четыре окна. Три больших деревянных двери. По сторонам церкви – десять окон с железными решётками". В 1928 г., в праздник Пресвятой Троицы, Космодамианская церковь была варварски сожжена комсомольцами. По свидетельству старожилов, один из тех, кто совершил злодейское кощунство, позже сознался в этом односельчанам и раскаивался в содеянном.

 В тот трагический день вспыхнувший от злодейской руки пожар охватил и 12 деревянных домов, стоящих рядом с храмом. Власти во всём обвинили протоиерея Александра и псаломщика Петра. Так, второй раз за последнее столетие прихожане потеряли в огне свой храм. Но если в середине XIX в. это была несчастная случайность, то теперь – злонамеренная акция одурманенных атеизмом и социальным ненавистничеством безбожников, вновь лишивших храма потомков тех жителей села, кто долгие годы его строил и благоукрашал. Но велика сила Веры Христовой. В 1996 г. жители с. Жёлтые Пески вновь приступили к возрождению своего храма.

Для этого ОГУП "Хозрасчётная проектносметная группа" г. Липецка составила проект на перестройку в церковь кирпичного дома рубежа XIX–XX в. путём расширения его центральной части и превращения её в двусветный объём храма. И сегодня Космодамианский храм, настоятелем которого является иерей Дионисий Щербаков, вновь сияет на солнце своими куполами и собирает на молитву стойких в несчастье и сильных в вере прихожан.

Священно и церковнослужители храма святых Космы и Дамиана села Жёлтые Пески

Священники:

Минаев Иван – 1720

Никитин Никита – 1781–1783

Аврамов Савва – 1783–1814

Семенов Герасим – 1815–1819

Фёдоров Елезар – 1820–1821

Васильев Фёдор – 1822–1824

Орлов (Песков) Георгий Васильевич – 1825–1851

Голубев Александр Ионович – 1852–1875

Моршанский Василий Романович – 1875–1896

Голубев Алексей Александрович – 1897–1910

Голубев Александр Алексеевич – 1910–1916

Виноградов Фёдор Михайлович – уп. 1922

Диаконы:

Попов Полиевкт Андреевич – 1720

Дьячки:

Антипов Терентий – 1786–1798

Радугин Пётр Савич – 1806–1845

Альбицкий Алексей Сергеевич – 1845–1875

Пономари:

Ульянов Иван – 1720

Макеев Ефим – 1781–1817

Григорьев Иван – 1818–1825

 Попов Мефодий Ефимович – 1826–1861

Добронравов Тимофей Петрович – 1862–1870

Гостев Тимофей Логинович – 1872–1875

Псаломщики:

Альбицкий Алексей Сергеевич – 1875–1907

Платонов Михаил Алексеевич – 1907–1916

Исторические сведения для сайта Липецкой митрополии
предоставлены начальником Государственной дирекции
по охране культурного наследия Липецкой области А. А. Найденовым