Маран-афа. Духовная поэзия по трудам святителя Тихона Задонского
Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа (1 Кор. 16:22)
«Что значит: маран-афа? – Господь наш пришел. Для чего он говорит это? – Дабы подтвердить учение о домостроительстве Божием, так как преимущественно в этом заключаются семена воскресения; и еще для того, чтобы пристыдить их, как бы так говоря: общий всех Владыка благоволил уничижить Себя до такой степени, а вы еще остаетесь в том же положении и продолжаете грешить? Вас не поражает чрезмерная любовь Его, важнейшая из всех благ? Помните только это одно, и вы будете в состоянии преуспевать во всякой добродетели и истреблять всякий грех» (святитель Феофан Затворник).
Пролог
«Осязаем яко слепые стену, яко суще без очес, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень яко в полунощи» (Ис. 59:10).
Господи, помилуй!
Гласом моим ко Господу воззвах
Вносить мне лепту малую позволь.
Снести мне легче будет с ней прещенья.
Сладка епитимья мне будет, коль
Возможно хоть когда-нибудь прощенье.
Сегодня в храме тронуло меня
Какое-то иное пониманье.
Облобызав Евангелие, я
Коснулась слёз чужого покаянья.
Как будто чьё-то сердце невзначай
Я тронула нечистыми устами.
Меня молиться, Боже, научай
Блудницы и разбойника словами.
Тебя, назвавшего Петра «Кифа»,
Тебя благодарю я за прещенья.
Господь, не отвернись. Маран-афа!
Скажи, возможно ль мне Твоё прощенье?
О терпении
Бросают многие, себя жалея,
Ко Господу нетерпеливый глас.
Но после смерти будет тяжелее
Услышать от Христа: «Не знаю вас».
Как видно храбрость воина в сраженьи,
Так лишь во время горестей и бед
Познать возможно истое терпенье,
Живёт ли оно в сердце или нет.
Терпенье – добродетель христианства,
Которая от веры может быть.
Так пьёт больной горчайшее лекарство
И чает поскорей болезнь забыть.
Терпеньем облегчается страданье,
А нетерпеньем множится недуг.
В тяжёлых обстоятельствах роптанье –
Не что иное, как хуленья дух.
Добро и зло, болезнь и смерть – от Бога.
Святое Провидение во всём.
Потерпим здесь мы временно, немного
До возвращенья в горний отчий дом.
+++
Тяжко человеку все терпеть? Тяжелее будет от Христа слышать: «не знаю вас, откуда вы» (Лк. 13, 27). Из Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского.
В Великую Пятницу
Как души грешные к Себе Христос
С любовью призывает непрестанно!
Какой же в нашем сердце злой мороз,
Коль мы не видим Жертвенные Раны?
А Он для нас тогда сошёл с небес.
А Он для нас был плотью во смиреньи.
За нас раздал долги, уменьшив вес
Бесчисленных всех наших согрешений.
За нас бесчестье принял, неприязнь.
За нас к злодеям был причтён последним.
За нас Он, Сыне Божий, принял казнь
С разбойниками на Кресте соседнем.
За что мы злобой воздаём Ему?
За что мы чувства любим чёрной масти?
За что мы не хотим прийти к Нему?
За что предпочитаем службу страсти?
А Он зовёт: «Придите все ко мне».
Распят за нас Он до сих пор, поверьте.
Задумайтесь хоть раз о Той Цене,
Какою выкуплены мы у смерти.
+++
Вспомни, что ради тебя Я с неба сошел. Вспомни, что ради тебя Я Плотью был. Вспомни, что ради тебя Я гонение претерпел. Вспомни, что ради тебя Я поносного смертью умер. Смирился, чтобы тебя вознести. Умер, чтобы тебя оживить. Ты согрешил, а Я грех твой на Себя взял. Ты виноват, а Я казнь принял. Ты должник, а Я долг заплатил. Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер. Из «Писем келейных» святителя Тихона Задонского.
О Евангелии
Евангелие – радостная весть,
От вечности скрывавшаяся в Боге*.
Без этой Тайны веры нашей несть
Не то что в сердце, на его пороге.
Евангелие – проповедь Христа,
Пришедшего спасти своё созданье.
Он – помощь нам в несении креста,
Он сердце сокрушает покаяньем.
Но тем, кому не страшен Божий гнев,
Кто жизнь свою проводит беззаконно,
Не будет, как для тех немудрых дев,
Не будет эта Тайна благотворна.
Ведь что для камня есть святой елей?
А пластырь прилагают только к ране.
И тот получит здравие скорей,
Кто грех отмоет в покаянной бане.
И если есть печаль за грех и плач,
И жажда сесть в Евангельскую лодку?
Тогда Христос – Утешитель и Врач:
«Не бойся, только веруй», – скажет кротко.
* Еф. 3:9; Рим. 14:24-25; 1 Кор. 2:7; 1 Петр. 1:20.
+++
Христианин - от веры, вера от Евангелия начинается. Что пластырь живительный для язвы или раны телесной, то для души грешной, страхом суда Божия и печалью о грехах уязвившейся, - Евангелие. Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
О молитве
Скажите, что хранит душевный град
От вражеских лукавых нападений?
Что веры слабой орошает сад?
Что духу лучшее средь угощений?
Что гонит скорби, и печаль, и боль?
Чрез что нам Бог дарует утешенье?
Что солит нашу горькую юдоль?
Что есть духовная основа бденья?
Что слабо и мертво без Бога в нас?
Что от страстей является покровом?
Что быть должно на сердце каждый час,
Повсюду и в согласии со словом?
С мечом молитвенного языка
Одержим над грехами мы победу.
О, как же Божья благость велика!
Он нам позволил с Ним вести беседу!
+++
Оставление молитвы – это доказательство потерянной веры. От оставления молитвы все противное последует. В оставляющем молитву оскудевает и исчезает вера, ибо человек сам собою не может противиться искушению и так впадает в бесстрашие и всякий грех. Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
О смерти
Однажды нам положено уснуть,
Неправедным и праведны елицы.
Чем ближе к смерти, тем короче путь,
Всё далее рождения границы.
Не знаем века нашего конец.
Почившие о Господе блаженны, –
Получат за труды они венец,
Освободившись от бытийной скверны.
Доныне жизнь исполнена бедой:
Сегодня ты богат, убогий – вскоре,
Сейчас ты полон сил, потом – больной,
Теперь ты в славе, завтра же – в позоре.
Наш путь усеян страхами и злом,
Живём в извечной брани с супостатом,
Который ходит рыкающим львом*,
Ища, каким бы поживиться братом.
Блуждает смерть невидимой стезёй,
Как зватель наш, за каждым человеком.
Никто не скажет точно, в час какой
Она разрубит связи с этим веком.
Вернуться в землю – каждого удел.
И за столетья не было такого,
Кто мог бы миновать такой предел
И не закончить вдруг пути земного.
А в чём застанет смерть, в том будет Суд.
Для нас кончина – Господом призванье.
Очистим сердца скверного сосуд,
Готовясь к встрече с Богом покаяньем.
* 1 Петр. 5: 8-9.
+++
Неизвестная кончина удержать нас должна от греха. Известно, что умрем все, но когда и как умрем, неизвестно. Горе же тому, кого во грехе застанет смерть! Ибо в чем застанет нас смерть, в том будет и судить нас Бог. Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
О смирении
И всякий, возвышающий себя,
Смирится. И возвысится смиренный*.
Проверь, насколько же душа твоя
Является гордынею плененной.
Ты в ближнем замечаешь ли порок?
А зло, сокрытое в котле сердечном?
А скверный самоценности росток
Ты поливаешь с видом безупречным?
Пред братом низко кланяясь зело,
Бываешь ли ты сердцем непреклонным?
А хмурится ли «чистое» чело,
Как наречёт тебя кто непокорным?
А носишь ли ты шею, словно серп,
Внутри умом же возносясь при этом?
А стелешь Господу ты путь из верб,
Увы, не следуя Его заветам?
И если внутренне всё это так,
То знай, что нет ещё в тебе смиренья.
Ведь Бог наш судит не наружный знак,
А смотрит в сердце Своего творенья.
* Лк. 18:14
+++
Многие нечто о себе мечтают; против них апостол говорит: «Кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал.6:3). Против этого зла врачевство предлагает нам Сын Божий - смирение Свое и велит у Себя тому учиться: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). Святитель Тихон Задонский. «Об истинном христианстве. Книга 1».
О языке
Ничем больше так не грешит человек,
Как злыми своими устами.
Блажен, кто словам помешает побег
Свершить из сердечного храма,
Блажен, кто для них знает меру и вес,
Для уст своих – дверь и запоры!
Как много секретных открыто завес,
И сколько беды и раздора,
Несносной печали, хулы, клеветы
Язык окаянный рождает.
Всё зло это сердце из грешной среды
В избытке своём извергает.
Задумайтесь, могут ли злые уста,
Вкусившие слово гнилое,
С достоинством Тайну Святую Христа
Принять, не лишившись покоя?
Помолимся крепко: «Господь, положи
Храненье устам нашим грешным,
Язык необузданный нам завяжи
Узлом псалмопенья прилежным».
+++
Никаким телесным членом человек не согрешает так, как языком, а особенно трудно его удержать во время скорби и напасти. Потому должно от Бога помощи просить, чтобы помог нам управлять им, и говорить только то, что полезно, а о том, что вредно, - молчать. Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
Сев и жатва
Сегодня день удобный для спасенья.
Мы сеем в этом веке семена.
Печаль о Боге, слёзы и терпенье,
Молитва, милость, – вот их имена.
Рождаются они от Бога Слова,
В сердечный грунт упавшего зерном.
Зовёт Господь вчера, сегодня, снова
Созданий, что объяты грешным сном.
Наступит жатва при кончине века.
Все соберут духовные снопы.
Слезою сеявшего человека
Тогда наполнят радости плоды.
Но каждому по делу воздаянье, –
Кто скупо сеет, скупо тот пожнёт.
И данное убогим подаянье,
Возможно, принесёт сторичный плод.
Душа христолюбивая! Не надо
Смотреть на тех, кто тленных ищет благ.
Пожнёт по духу сеющий награду,
А сеющий по плоти* – бренный шлак.
* Гал. 6: 7-8.
+++
«Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор.6:2). Подражай земледельцу, в подходящее время сеющему с надеждой на плод. Сей и ты семена свои в нынешнее время, и во время жатвы с радостью пожнешь. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6: 7-8). Из «Сокровища духовного, от мира собираемого» святителя Тихона Задонского.
О победе христианской
Не против крови с плотью наша брань,
Но против духов злобы поднебесных.
Работающий страсти платит дань
Невидимому войску бестелесных.
Войти в утробу сердца хочет зло
И здесь зачать в соблазне беззаконье,
Чтоб разорить душевный мир зело,
Оставив в нём разбойничье зловонье.
Влагают в сердце вечные враги,
Как будто во влагалище, орудья.
Лишить спасанья нас хотят они
И посрамить пред Божьим Правосудьем.
Чтоб нам сберечься от кровавых встреч,
Дано оружье против супостата:
Святое Слово – наш духовный меч,
Смиренные молитвенные латы.
Не стоит, видит Бог, страшиться нам.
И то, что невозможно человеку,
Возможно всё сказавшему рабам:
«Всегда Я с вами, до скончанья века*».
* Мф. 28:20.
+++
Победы без подвига, подвига без брани, брани без врагов не бывает. Христиан, рабов Христовых, общий и всегдашний враг есть дьявол с темным своим полчищем, демонами и служителями своими. Против этого врага им непрестанная брань и подвиг предлежит. Потому увещевает нас Христос Царь наш и Господь: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41). Святитель Тихон Задонский. «Об истинном христианстве. Книга 2».
О гордости
Что может быть для нас опасней,
Что может сокровенней быть,
Что боле может быть заразней,
Чем гордости надменной прыть?
Начало гордости – незнанье,
Незнанье самого себя.
Рядится гордость в одеянье,
А в самом деле – без белья.
И странно, чем гордиться можно?
Что есть у нас, – Господний дар.
Но кто же мы, сказать несложно:
Сосуд гнилой, трава и пар.
И чем гордиться человеку?
Со всех сторон одна беда:
Здесь грех, тут смерть, соблазны века,
Там страхи Божьего Суда.
Смотри на Господа смиренье.
Тебе гордиться ли, рабу?
И что богатые именья?
Нагим окажешься в гробу.
И сколько сможешь ты различий
Средь множества могил узреть?
Ведь примет ветхое обличье
В земной кровати духа клеть.
Смотри внимательно в начало
И в непременный свой исход.
Ты – прах. Из праха покрывало
Тебя за дверью жизни ждёт.
Нет ничего опаснее, сокровеннее и труднее гордости. О, если бы человек познал самого себя, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Гордость всегда смиряется, а смирение всегда возносится. Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского»
Об осуждении и клевете
Безумен, кто судить посмеет брата,
Ведь этим похищает сан Христа.
Внесут за гробом непременно плату
За слово каждое твои уста.
Рассматривай всегда свои пороки,
Тогда не будешь думать о другом.
Не забывай Евангельские строки
О маленьком сучке в глазу чужом.
И берегись как будто прокажённых
Таких людей, что любят клевету.
О, как же много Богом осуждённых
За эту Ахиллесову пяту.
Как часто видим брата согрешенье,
А он покаялся, как только пал.
О, как тогда опасно осужденье,
Ведь Бог простил его и оправдал.
Как жезлом тело, так душа злословьем
Уязвлена бывает на беду.
Хотя других не знаешь беззаконий,
За это только можешь быть в аду.
+++
Праведнику судить и осуждать никого не должно, тем более грешнику грешника. Людских дел берегись испытывать. Ибо такое испытание подает повод к клевете, осуждению и прочим тяжким грехам. Какая тебе нужда до людей? Знай и испытывай себя. О людях не говори ничего, поскольку от этого бывает порок осуждения, который есть тяжкий грех. Из «Писем келейных» святителя Тихона Задонского.
О брани
Земная жизнь не что иное,
Как битва страшная с врагом,
Что бросил горние покои –
Когда-то Отчий Божий дом.
Лишившись ангельского чина,
С Творцом ведёт он брань давно
И всё влечёт христианина
Путём страстей к себе на дно.
Все мысли злые в этой битве
Есть раны от лукавых стрел.
Они врачуются молитвой
И семенами добрых дел.
+++
Наша жизнь не что иное есть, как битва, и битва против различных врагов. Битва против диавола и ангелов его; битва против плоти со страстями и похотями (Гал. 5, 25); битва против тайных и явных врагов. Битва непрестанная и страшная... Христиане всегда должны быть вооружены духовным мечом слова Божиего и оружием молитвы. Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
О зависти
Печаль о благе своих ближних
От гордости ведёт свой род.
Взирает с горестью Всевышний,
Как мы едим сей горький плод.
Поэтому своим же братом
Жестоко Авель убиен.
Того же стала результатом
Иосифа продажа в плен.
Вот так на кроткого Давида
Саул надменный восстаёт,
Аман в мучении от вида
На Мардохеевский почёт.
Но зависть есть не что иное,
Как гордой матери дитя.
Ты умертви её, слепою
Уйдёт и зависть от тебя.
А что Христов смиренный воин?
Считает он грехи свои
И видит, как же недостоин
Безмерной Божией Любви.
+++
Завистливый и злобный с диаволом заодно, ибо диавол - дух зависти и ненависти. Берегись же зависти и злобы, это великий яд души, и как червь дерево внутри, так и он душу грызет и снедает, и как только восстает в сердце, умерщвляй этого червя пагубного, дабы, возросши, не умертвил душу твою. Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
О вере
Что вера есть? Источник добрых дел,
Основа Тайн Божественных познанья.
Вопрос такой не разума удел, –
Ведь веру разоряет испытанье.
Подобна корню дерева она, –
Так корень держит дерево собою.
Зачахнут слабой веры семена,
И плод сгниёт под мёртвою корою.
Имеет вера истый Божий страх,
Даёт душе живое утешенье.
И что нам сделает бесчинный враг,
Коль вера есть блаженная в спасенье?
Светильник веры зажигает Дух
Чрез слышанье Божественного Слова.
И сердцу видится иначе вдруг
Незримого духовная основа.
Похоже сердце с верой на сосуд,
Духовным преисполненный бальзамом.
Поэтому любовью пахнет тут
И дел богоугодных фимиамом.
+++
Человек, духовно мыслящий, подобен дереву. Дерево все от корня зависит... А что в дереве корень, то в человеке, духовно мыслящем, вера: какова вера внутри, таков и человек... Что светильник в доме, то вера живая в сердце человеческом. Светильник зажигается от человека. Светильник веры зажигается от Святого Духа через слышанное Слово Божие, по Писанию: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10, 17). Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
О покаянии
О, слёзное святое покаянье!
О, сладкая по Господу печаль!
Как часто губим мы непослушаньем
Духовного имения хрусталь.
Мы губим святость, правду, непорочность,
С охотой ко греху сдаёмся в плен.
Однако мир, покой, отрады сочность
Душа находит среди Божьих стен.
Господь в сердечные стучится двери.
На струнах нашей совести игрой
Остатки будит Он уснувшей веры
И сладкий обещает нам покой.
Через угрозы вечных наказаний
Зовёт Он нас, балованных детей,
Посредством промыслительных страданий
Спасая от погибельных сетей.
Ко Господу встаём непослушаньем,
Сердечною встаём к Нему спиной.
Уходим со своим каким-то знаньем
Мы волею от Бога, не ногой.
Зачем не помним мы, какой Ценою
Искуплены от смерти, для чего?
Начнём просить, искать, стучать душою
Мы в двери милосердия Его.
+++
Тому, кто хочет Христа принять в сердце свое, надобно себя очистить истинным покаянием. Покаяние - это печаль ради Бога, которая производит неизменное покаяние ко спасению (см.: 2 Kор. 7, 10), по словам апостола. Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
О страхе Божием
Как конь свирепый без управы
Срывает в бешенстве узду,
Так могут Божией заставы
Лишиться склонные ко злу.
Господень страх застава эта,
Смиренья университет,
В котором Божьего завета
Труды мы учим много лет.
Рождает страх такой Создатель,
Его же множит тоже Он.
И каждый шаг наш показатель,
Насколько чтим Его закон.
Верховный Царь над нами, с нами,
Пред нами, всюду наш Отец.
Блаженны те, над головами
Каких премудрости венец.
Почтены судья и вельможи,
Почтен властитель*, господин.
Но больше, кто боится Божий
Святой Непостижимый Чин.
* Сир. 10:27.
+++
Как страх Божий отвращает человека от всякого зла, так бесстрашие отворяет путь ко всякому злу и беззаконию. Отсюда … всякое беззаконие и безбожие.
Как конь свирепый, не имея правителя, стремится и бежит, куда хочет и глаза смотрят, так человек, от природы ко всякому злу склонный, если лишится страха Божия, ... что ни захочет, то и делает, от зла во зло, от греха в грех, и от беззакония в беззаконие впадает. Святитель Тихон Задонский. «Об истинном христианстве. Книга 1».
О помыслах
Как ветки срезает сухие
В саду вертоградарь своём,
Так помыслы надобно злые
Молитвенным резать мечом,
Они повзрослеют иначе,
Разрубят души рамена.
Вот искра-малютка, обаче
Уж выросла в пламя она.
А вот малолетний вражина
Стал воином крепким за миг.
Блажен разбивающий спины
О камень младенцев таких*.
* Пс. 136, 9.
+++
Kак садовник отрезает сучки и отростки, дереву вредные, чтобы, когда вырастут, дерево не повредили, так и ты возникающие злые помыслы тотчас пресекай мечом Слова Божьего и молитвой, чтобы, укрепившись, не повредили и не умертвили внутреннего человека. Гаси искру, пока в пламя не выросла, и убивай врага, пока мал. Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев этих о камень (Пс. 136, 9). Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
О сердце
Похоже наше сердце на сосуд.
Пустой сосуд удобен к восприятью.
А если страсти с прихотями тут,
То он не будет полон благодатью.
Имеем в сердце веру или нет,
Мы сердцем любим или ненавидим,
Гордимся иль несём смиренья свет,
Порадуем кого-то иль обидим.
Храним прощенье в сердце или зло,
В нём ропот слышен или же терпенье,
В нём страх Господень действует зело
Иль гордого денницы дерзновенье.
Пока поймёшь, увы, пройдут года.
Опустошите сердце вы от мiра,
Очистите от скверны и туда
Божественной любви налейте миро.
Тогда слова все ваши и дела
В избытке сердца явятся иначе,
Разрушится греховная скала,
Господь такого ждёт от нас тем паче.
+++
От сердца всякое дело и слово зависит: от праведного и доброго сердца дело и слово праведное и доброе бывает. Так сосуд с ароматами добрый и приятный издает запах. Бог наш, христианин, испытует сердца и утробы (Пс. 7, 10), смотрит на сердце (1 Цар. 16, 7) наше, а не на внешность и наружность. Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
Свеча горящая
Что пред тобой горящая свеча,
То жизнь твоя, о смертный, пред тобою.
Как режет воск орудие луча,
Так меркнет жизнь под кистью временною.
Свеча, сгорев, угаснет навсегда,
Так выгорит и человечье тело.
Как будто их и не было следа,
Как будто ничего и не горело.
И тухнут жизни множеством свечей.
На свете всё и суетно, и тленно.
Готов к кончине будь всегда своей
И, даст Господь, скончаешься блаженно.
+++
Человек! Что горящая свеча перед тобой, то перед тобой и жизнь твоя. Как погаснет свеча, то кажется, что ее и не было. Помни, что так и жизнь твоя погаснет, как видишь погасшую свечу. Заранее готовься к кончине своей, да блаженно скончаешься. Из «Сокровища духовного, от мира собираемого» святителя Тихона Задонского.
О слепоте человеческой
Мы стену осязаем, как слепые,
На ощупь ходим, будто бы без глаз.
В часы мы спотыкаемся дневные,
Как будто кто во тьме толкает нас.
Что свет вещественный очам телесным,
То Божья благость для души больной.
Как мрак от глаз скрывает лик небесный,
Так вежды духа грех слепит собой.
От Бога данная беда любая –
Возмездия отеческого жезл.
Он бьёт, от сновидений пробуждая,
Спасая души от греховных бездн.
Не знает нечестивец Божьей Воли,
Смиренья не имеет перед Ним,
Благой Божественной не ценит боли
О грешнике, которым не любим.
Неправедному чуждо пониманье
Святого Промысла о нём Творца.
И Бога страшной славы почитанье
Отторгнуто от грешного лица.
Что дивно и достойно сожаленья?
Господь Собою просвещает дух,
Но грешник плотский слеп, имея зренье,
И, слух имея, остаётся глух.
+++
«Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыкаемся в полдень, как в сумерки» (Ис. 59:10). Грех око душевное помрачает и ослепляет так, что грешник подобное или еще худшее душевное зло претерпевает и ходит, как слепой. Всякий грешник потому и не почитает Бога, не боится и не любит Его, что не знает Его. Святитель Тихон Задонский. «Об истинном христианстве. Книга 1».
Об узком пути
Что есть ведущий к вечным благам путь?
Что есть дорога с тесными вратами?
Нельзя ль достичь блаженства как-нибудь
Пространными и сладкими путями?
Нет, путь в ограде Божией верней.
Пространный путь – дорога нашей плоти;
И те, кто выбор сделает на ней,
Окончит жизнь в погибельном болоте.
Здесь потчуют самолюбивый чин,
Здесь нет оплота Божьего закона.
Увы, отсюда путь всегда один –
В долину плача вечного и стона.
У входа в тесный путь положен крест,
А с ним – богатые плоды смиренья,
(Обычные для славных горних мест),
Ведущие в пространство утешенья.
Но узкий путь страданья и теснот
Нельзя увидеть плотскими очами.
А кто его не видит, значит, тот
Его искать не станет со слезами.
+++
Тесный путь пределом закона Божия огражден и не допускает нас ни направо, ни налево уклоняться, и по своей воле скитаться. Пространный путь есть тот, который ограду закона Божиего разрушил и дает свободу по своему изволению бродить идущим по нему. На тесном пути Предводитель - Сам Христос. На пространном - миродержец, князь мира сего и тьмы. Поскольку тесный путь тесен и скорбен, то мало таких, по словам Христовым, которые находят его. Святитель Тихон Задонский. «Об истинном христианстве. Книга 1».
Паки о покаянии
Слёзы, плач и воздыханье –
Знаки сердца сокрушенья,
Знаки горестного пенья, –
Больно духу, больно, он
Приготовлен на закланье,
И сжимается вначале
Обновляющей печалью,
Извергая слёзы вон.
Дождь пройдёт, и воздух чище.
Так и с духом нашим скорбным, –
Вымытый слезой, свободным
Он является тогда.
Но в очищенном жилище
Станет гостем покаянье,
Коль дадим мы обещанье
Грех оставить навсегда.
+++
Слезы, плач и воздыхание - это знаки печали сердечной, которой сердце, как стрелой, уязвляется, и так слезы испускает... Плач и слезы облегчают печаль, и как дождем воздух, так слезами сетующая и скорбящая душа прохлаждается. Из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского».
Госпиталь или лазарет
Болящую мы плоть свою
Несём к земному лазарету.
Так в Церковь Нового завета
В духовно немощном строю
В Крещеньи давшие обеты
Идут с надеждой быть в раю.
Бывает в здравнице земной
Послушен лекарю болящий.
Так должен Бога слушать вяще
Духовно раненый больной
И принимать настой горчайший
Лекарства от Руки Благой.
+++
Что госпиталь больным, то Церковь святая христианам, духовно больным. В госпитале больные, желающие исцелиться, отдают себя в волю лекаря, чтобы поступал с ними так, как хочет. Так и христиане, если истинно хотят исцелиться, должны поручить и вверить себя премудрому и верному Врачу, Иисусу Христу, чтобы творил с ними, что хочет. Горькое или сладкое подает лекарство - все нужно за благо принимать. Из «Сокровища духовного, от мира собираемого» святителя Тихона Задонского.
О христианском звании
Верные Церкви из области тьмы
Вызваны в Царство Христово.
Узники в Господе*, будьте же вы
Званья достойны такого.
Скромно идите в столетии сем
Только не плотью, но духом,
Похоть мирскую отвергнув совсем
Зрением вашим и слухом.
Ибо известно, свершающий грех
В рабстве греха пребывает.
Дьявол таких среди прочих утех
Мерзкой рукой обнимает.
Верные Церкви из области тьмы
Кротким искуплены Богом,
Дайте отпор вы, Господни рабы,
Вражеским Гогам-Магогам.
* Еф. 4:1.
+++
«Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1). Христианам не так должно жить в мире сем, как живут народы, не знающие Истинного Бога. Всякое беззаконие и грех для них должны быть мерзки, ибо оскорбляют Отца их Небесного, и отлучают от Него согрешающего и лишают его высокого христианского благородства. Святитель Тихон Задонский. «Об истинном христианстве. Книга 2».
О любви к врагам
Не будь повержен злом, люби врагов,
Обнять попробуй их своей любовью.
Попробуй им ты парой кротких слов
Смиренье положить у изголовья.
Слезу о гибели врагов пролей,
Поплачь об их сердцах ожесточённых,
И радоваться духом ты не смей
О них, бедой внезапно окружённых.
Ведь это Божий нам велит закон.
Хоть плоть и брезгует такой любовью,
Должны врагам дарить земной поклон, –
Мы все искуплены Христовой Кровью.
+++
Если кто любит только любящих его, тот не христианское дело показывает, но делает то, что и для язычников, не знающих Христа, и для великих грешников одинаково, и в том от них не отличается. Как огонь огнем не гасится, так гнев гневом не побеждается, но еще больше разжигается. Так любовь и кротость и лютых врагов в сокрушение приводит. Святитель Тихон Задонский. «Об истинном христианстве. Книга 1».
Увещание грешнику
О грешник, гласа Божьего послушай!
Исполни ты завет Его Святой!
«Спасенья жажду!» – шепчет тебе в уши
Кто выкупил тебя драгой Ценой.
О сем к тебе взывает кровь Христова.
Покайся, время есть. Он ждёт тебя.
Уж скоро смерть из временного крова
Толкнёт в нутро геенского огня.
Мы все в Отечество, на Небо званы.
Найди похищенный из сердца клад,
Не спи, восстани! Для тебя недавно
Христос был плотью и сошёл во ад.
+++
Что же мы не пробудимся, пока время не ушло, пока Бог зовет и принимает кающихся?! Будет время, когда не звать, а судить будет грешников. Святитель Тихон Задонский. Об истинном христианстве. Книга 1.
Конец.
Богу слава!
Тамара Сокольская. Липецк, 2017 г.