Житие святителя Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского

Угодник Божий, святитель Феодорит, родился при царе Иоанне Грозном в 1551 году. О детстве его и родителях достоверных сведений не сохранилось. Существует лишь предание, что он происходил из знатного рода Шереметевых и имел поместья в Рязани.

В 90-е годы ХVI века он принял монашеский постриг в честь священномученика Феодорита Антиохийского, а затем и священнический сан. Благословил его на это патриарх Иов. Угодник Божий Феодорит неустанно трудился, молился и упражнялся в  других иноческих подвигах.

Будучи в зрелом возрасте, он был избран на епископское служение, и в 1605 году митрополит Гермоген (будущий патриарх- священномученик) рукоположил священноинока Феодорита во епископа Рязанского и Муромского. В те времена это была обширная епархия. В ее состав входили, кроме Муромских и Рязанских земель, и части нынешних Липецкой, Воронежской, Тульской и Тамбовской епархий. Архипастырское служение святителя Феодорита началось в годину, когда русскому народу были  опущены великие испытания: страна находилась во власти самозванца Лжедмитрия, предававшего ее в руки врагов. Поляки и казаки жгли города и села, грабили народ. Тогда же, промыслом Божиим, явились и могучие духом люди. Многие из них принадлежали к духовному сословию. Одним из таких молитвенников и печальников за землю Русскую был святитель Феодорит. Он заботился о спасении рязанцев как от внешних, так и от внутренних врагов, усмиряя мятежи, готовые вспыхнуть в городе. Благородный облик пастыря, чуждого политических амбиций, радевшего о мире в своем Отечестве, непрестанно заботившегося о своей пастве, вызывал глубокое уважение. С первых дней служения владыке Феодориту нередко приходилось находиться в столице. Важные государственные дела требовали его частого присутствия. Сразу же после свержения Лжедмитрия I святитель Феодорит вместе с другими архипастырями обратился с Лобного места к народу о созыве Земского собора для избрания государя и Патриарха. Вскоре он участвовал в духовном торжестве при венчании Василия Ивановича Шуйского на царство.

В те же дни, вместе с царем и знатными духовными и светскими лицами, рязанский архиерей встречал честные мощи невинно убиенного царевича Димитирия, перенесенные по царскому повелению из Углича в Москву в 1606 году. Позже святитель Феодорит участвовал в торжествах по возведению на патриарший престол митрополита Гермогена, будущего священномученика, состоявшихся в Успенском соборе Московского   Кремля. Все эти события сблизили святителя Феодорита с государем. Рязанский архипастырь сердно заботился о нуждах духовенства, терпевшего лишения вместе с народом. В ответ на его ходатайство, государь пожаловал милостивую грамоту, наделявшую рязанское духовенство более широкими правами на материальное обеспечение.

Святитель Феодорит также заботился и о благолепии храмов и духовном благополучии своей паствы. Он понимал важность и необходимость перенесения захоронения святителя Василия Рязанского в более защищенное место. Архипастырь посчитал, что мощам святителя подобало бы упокоиться в обнесенном крепкими стенами Рязанском Кремле, в Успенском соборе (ныне  Христорождественском) соборе. Для этого требовалось  завершить его перестройку, начатую восемь лет назад. Но народ тогда терпел большие лишения, и средств у него не было. Рязанский архипастырь снова обратился за помощью к государю Василию Шуйскому, который незамедлительно откликнулся на челобитную владыки и прислал каменщиков «для церковныя поделки… И приказал над ними смотреть, чтоб церковное дело делали хорошо, и крепко, и вечно и доделали бы тогожъ лета». Одновременно обновляли и внутреннее убранство храма, а на левом клиросе возле иконостаса сооружали каменную гробницу. В 1606 году собор был доделан вчерне, и на следующий год архиепископ Феодорит его освятил. Более трехсот лет почивали останки святителя Василия Рязанского в земле. А когда архиепископ Феодорит открыл останки святителя Василия, то люди узрели великое чудо — что тело его за сотни лет тлению не подверглось. 10 (23) июня 1609 года архиепископ Феодорит торжественно перенес святые мощи от Борисоглебской церкви в Успенский (ныне Христорождественский) собор Рязанского Кремля. К этому великому событию Рязанской епархии святитель Феодорит готовился должным образом: в честь святителя Василия «сложил хвалебные песнопения в стихирах, тропарях и кондаках, составил жизнеописание и приказал изобразить святителя Василия на иконе».

В часы скорбей и народных бедствий смутного времени архиепископ Феодорит вместе с православными рязанцами не раз молился у мощей святителя Василия, возлагая упование на ходатайство новопрославленного угодника Божия и получая утешение.

Благоустройство города Рязани, в особенности постройка величественного Успенского собора и прославление святителя Василия, происходило во время тяжелой войны с Польшей, когда Сигизмунд III осаждал русские города. А Рязань служила примером возрождения для терпящего бедствия народа, который вселял надежду и укреплял его дух.

Для воспитания в народе веры и благочестия у владыки Феодорита находилось мудрое и властное слово. Проявляя ревность и усердие к православным святыням в этот тяжелый период русской истории, святитель Феодорит тем самым хотел засвидетельствовать ту великую истину, что опорой государства и его внутренней силы является православная вера и что залог будущего России и процветания ее – утверждение в православии всего русского народа. Когда народная смута достигала пределов Рязанской епархии, то святитель Феодорит умело ее искоренял, действуя твердо и мудро. Только благодаря этому Переяславль Рязанский оставался одним из сохранивших верность московскому царю Василию Ивановичу Шуйскому. Неотразимое влияние святителя Феодорита на своих современников сплотило около него самоотверженных защитников веры и Церкви, горевших желанием бороться за свободу русского народа и, таким образом, Рязанская земля сделалась одним из центров движения по избавлению России от ее врагов. Вскоре Шуйский был лишен царского престола. Святой Феодорит прозорливо видел, что после незаконного свержения Богом данного царя, возникнет еще большее волнение и нужно ждать еще больших опасностей для веры и Церкви Православной.

Когда в России объявился Лжедмитрий II, то рязанцы не признали его царем. Их дружина, возглавляемая Прокопием Ляпуновым, с архипастырского благословения преосвященного Феодорита, отогнала от родного города войска самозванца. А позже очистила от врага рязанские города Пронск, Михайлов, Зарайск. В декабре 1610 года, после убийства Лжедмитрия II, поляки заняли Москву и вскоре стали в ней полноправными хозяевами. Возникла опасность воцарения польского короля Сигизмунда на русском престоле, которое угрожало духовным основам русской государственности – сохранению Православной веры.

Среди русских началось движение по освобождению столицы от врагов и изгнанию их из Отечества, вдохновителем которого стал святитель Гермоген, патриарх Московский, поддержанный всеми русскими иерархами. Рязанский владыка в числе первых откликнулся на призывы пламенного молитвенника за землю Русскую. Святитель благословил Прокопия Ляпунова разослать в разные города грамоты, призывавшие идти к Москве, «имея боевой запас и продовольственный запас». «Поспешите к царствующему граду на разорителей веры христианской… Не будем медлить ни часу: каждое мгновение дорого, когда должно спасать Отечество…», – взывали святой Феодорит и Ляпунов к сердцам православных людей. Стремление объединить силы в борьбе с захватчиками нашло горячий отклик во всех русских землях. Враги Православия не могли спокойно взирать на столь кипучую деятельность рязанцев. Они послали отряды казаков разорять «рязанские места». Ляпунов пошел на них, но к грабителям подоспели новые силы… Вновь коленопреклоненно взывал владыка Феодорит к Всесильному Богу и Стене Необоримой рода христианского о победе православного ополчения над иноверцами. Чаяния владыки – молитвенника и миротворца – сбылись. С его архипастырским напутствием на выручку к Прокопию пришел с отрядом Зарайский воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский. В его лице Ляпунов приобрел верного союзника для общей борьбы. Враги были разбиты и бежали, Ляпунов же и Пожарский поехали вместе в Рязань, где по приказанию Преосвященного Феодорита «им была оказана торжественная встреча под звон колоколов».

Вскоре Прокопий Ляпунов назначил сбор ратной силы под Шацком. К нему на Рязанскую землю весь февраль 1611 года стягивались отряды из 25 городов, в их числе подошли калужане во главе с бывшим приверженцем Лжедмитрия I, боярином Димитрием Трубецким и отряд донских казаков атамана Заруцкого. Светлыми, вдохновенными словами, но с внутренней болью напутствовал Рязанский архипастырь это разноликое войско. В марте, во время распутицы, собранное ополчение двинулось к столице. Впереди шла дружина князя Пожарского. Но не зря болело сердце святого. Князь Пожарский, вступив с передовым отрядом в Москву, был тяжело ранен, а Прокопия Ляпунова предательски изрубили восставшие казаки. Не повернулся еще весь русский народ к покаянию, не смягчился еще гнев Господень, не прошла еще Русь отмеренных ей испытаний.

 События в России продолжали стремительно развиваться. После смерти одного из лучших воевод – Прокопия Ляпунова, предатель интересов России – атаман казацкого табора Иван Заруцкий – принял под свое покровительство вдову обоих самозванцев Марину и решил искать себе сообщников с целью возведения на престоле сына-младенца. Услышав об этом, священномученик Патриарх Гермоген нашел возможность послать из заключения грамоту в Нижний Новгород, в которой говорил: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему: пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они стояли крепко и не принимали Маринкина сына на царство, – я не благословляю. Да и в Вологду пишите к властям о том, и к Рязанскому владыке: пусть пошлют в полки учительную грамоту к боярам, чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили».

Из этой грамоты видно, что Патриарх возлагал на архиепископа Феодорита Рязанского надежды, что тот святительской властью и молитвами, пользуясь авторитетом как в боярской, так и в народной среде, будет вдохновителем освободительного движения в своей епархии.

В это время нижегородский земский староста Косьма Минин-Сухорукий объявил о троекратном явлении ему преподобного Сергия, велевшего «собирать казну для военных людей и идти для очищения государства Московского от врагов». Среди нижегородцев начались сборы средств на составление ополчения. Возглавить его единодушно было поручено князю Димитрию Михайловичу Пожарскому, который залечивал раны, полученные в сражении за Москву. Помня пример Священной Истории, когда лишь после строгого поста, укрепившего духовные и телесные силы колен Израилевых, они смогли освободиться от тяжкого ига филистимлян на поле брани, ополченцы «постилися по своему изволению, от недели до субботы…в понедельник, во вторник и среду ничего не ели, не пили, в четверг и пятницу сухо ели». Полякам теперь предстояла не разноликая и разноверная толпа ополченцев, а сплоченная Свыше могучая боевая сила. Движение русских людей в защиту Отечества и Православия закончилось полным торжеством. Наступил конец Смутного времени. Изнуренные безвластием, исстрадавшиеся от беззаконий русские люди решили объединиться для избрания единого царя. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные всей земли.

Присутствовало на нем и рязанское представительство во главе с владыкой Феодоритом. Святое дело требовало сугубой подготовки: заседаниям собора предшествовали три дня строго поста и молитвы по всей России. 21 февраля 1613 года – в неделю торжества православия – Господь вложил в сердца русского народа единодушную мысль об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Собор поручил святителю Федориту обратиться с Лобного места к народу. Все собравшиеся на Красной площади единодушно поддержали решение Собора. Переяславль Рязанский, ведомый наставлениями и молитвами святителя Феодорита, в числе первых присягнул на верность богоизбранному царю.

Также Земский собор поручил возглавить посольство к царю Михаилу Романову архиепископу Рязанскому и Муромскому Феодориту. Послы несли грамоту, в которой народ умолял Михаила Федоровича Романова: «Русская держава без покрова; венец ея осиротел; отечество рыдает, что у него нет отца. Прииди к нам, сладкая надежда всей земли русской! Царь по сердцу всего народа избранный!».

Только после долгих уговоров святителя Феодорита юный царь согласился принять московский престол, а угодник Божий благословил его Федоровской иконой Божией Матери. Это произошло 14 марта 1613 года. С тех пор все царственные особы из Дома Романовых, имеющие иностранное происхождение и сочетавшиеся браком с великими князьями, получали отчество Федоровна.

Святитель Феодорит оставался в Москве до коронации царя, а в конце июля 1613 года он отбыл в свою епархию. Главной заботой святителя стало восстановление разоренных храмов и монастырей, снабжение их необходимыми священными принадлежностями. Не забывал владыка Феодорит и об облегчении участи обедневших в Смутное время простых жителях Рязанской епархии. До конца своей жизни не оставлял он и государственных забот, участвуя в заседаниях Земского собора.

10 (23) сентября святитель мирно отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе Рязанского кремля – некрополе Рязанских владык. Память святителя Феодорита всегда свято чтилась не только в рязанском крае, но и во всем Российском государстве. Когда император и члены Дома Романовых бывали в Рязани, они обязательно посещали Архангельский собор, чтобы помолиться на панихиде у места захоронения святителя.

По благословению Приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 12 января 1987 года архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит был прославлен в лике Рязанских святых. В настоящее время мощи святителя Феодорита открыто пребывают в Борисо-Глебском соборе города Рязани для всенародного почитания.

Память его совершается 10 (23) сентября в день преставления, 10 (23) июня в Соборе Рязанских святых,10 (23) сентября в Соборе Липецких святых, 23 января (5 февраля) в Соборе Костромских святых.

 

Источники

1. Макарий, мит. Московский. История Русской Церкви. Кн. 6. М., 1995.

2. Иоанн (Снычев), митр. Русь соборная. СПб, 1993.

3. Святые земли Рязанской. ООО Издательство «Дело», 2010.

4. А. Ю. Клоков, Л. А. Морев, А. А. Найденов, Евфимия (Воронина), мон. Четыре века святой Задонской обители. Липецк, 2010.

5. Л. А. Морев. Благословением святителя Феодорита // Задонский паломник. Православный альманах Задонского Рождество - Богородицкого монастыря. 2011 – № 84.

6. Иеромонах Серафим (Питерский), Т.М. Панкова. Житие и акафист святителю Феодориту, архиепископу Рязанскому и Муромскому. Рязань, 2001.