Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского в день святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского
Сегодня мы отмечаем день памяти равноапостольного Николая, архиепископа Японского, одного из наиболее близких к нам по времени святых. Святитель Николай скончался в 1912 году. Что можно сказать о нем, почитавшемся еще при жизни святым и канонизированным Русской Православной Церковь менее чем через шестьдесят лет по своей праведной кончине?
Святой равноапостольный Николай, в миру – Иван Димитриевич Касаткин, происходил из семьи диакона. В пять лет он остался без матери и воспитывался отцом. По семейной традиции решил посвятить свою жизнь служению Богу. После окончания духовного училища будущий святитель захотел продолжить учебу в Смоленской семинарии. Но поскольку он был из бедной семьи, то до губернского города ему пришлось добираться пешком. Несмотря на ненастную погоду, часто бывающую в тех краях, он преодолел пешком сто пятьдесят верст пути – так велико было его стремление получить хорошее духовное образование.
Окончив семинарию в 1857 году, Иван Касаткин, как один из лучших учеников, был направлен на учебу в Санкт-Петербургскую духовную академию. Однажды, проходя по коридору академии, он заметил в одном из кабинетов объявление для желающих послужить в консульском храме японского города Хакодате. Прочитав его, он даже не мог предположить, что этим избранником Божиим окажется он сам, тем более что многие студенты академии горели желанием поехать с миссионерской целью в Японию.
Когда же за всенощным бдением в академическом храме его друг предложил Ивану поехать ради миссионерских трудов в далекую страну, чуждую христианству, он принял уже это как Промысл Божий о нем. А надо сказать, что в Японии в те времена к русским миссионарам относились очень агрессивно, опасаясь политического влияния России. Кроме того, Япония всегда являлась сравнительно закрытой страной в культурном плане, тщательно сохраняя свой уклад жизни.
Подобно языческим народам Древнего Рима и Греции японцы не испытывали потребности в духовном поиске - они довольствовались традициями синтоизма и буддизма. И хотя в стране довольно долго присутствовали католические миссионеры, никакая иная религия там не приживалась.
После разговора с другом Николай решил просить разрешения у ректора академии служить в консульском храме Японии. Передав его просьбу митрополиту Санкт-Петербургскому, ректор получил утвердительный ответ.
24 июня 1860 года епископ Нектарий постригает его в монашество в академическом храме с наречением имени Николай. 30 июня его рукополагают в священный сан и назначают в Японию настоятелем консульского храма города Хакодате.
Целый год в кибитке добирался иеромонах Николай до Японии. Сегодня, в век скорых поездов, быстроходных кораблей, самолетов, когда мы можем с полным комфортом долететь до Японии за 10 часов, нам сложно даже представить все трудности пути, которые пришлось перенести юному миссионеру, пробираясь со многими пересадками, останавливаясь на ночлег в попутных селениях в дни ненастья, метели. Но, видно, сам Господь укреплял его в решимости принести свет Христовой веры на далекую землю, невзирая ни на какие трудности и препятствия.
Прибыв на место служения, молодой иеромонах начал знакомиться с культурой и бытом народа, который предстояло ему привести ко Христу. Восемь лет святитель Николай изучал японский язык и выучил так хорошо, что знал его лучше, чем многие японцы.
Трудно было ему начинать служение на чужой земле, где проповедь христианства каралось смертной казнью. В своих дневниках святитель вспоминал, что только в первый год его служения от рук самураев погибло несколько христианских проповедников, прибывших на японскую землю.
Но, невзирая на опасность, святитель Николай продолжал заниматься катехизаторской деятельностью. В доме консула ему приходилось часто встречаться с одним японцем, который входил в тайное общество, ставившее целью освободить Японию от иноземцев.
Ощущая исходившую от него ненависть, отец Николай однажды спросил его: «За что ты на меня так сердишься? Ведь ты даже не знаком с христианским учением, чтобы делать выводы о нем», - после чего состоялась их первая беседа.
Вскоре бывший жрец синтоистского храма Савабе был крещен с именем Павел и стал первым священником-японцем. Новокрещенный Павел так возгорелся ревностью о Боге, что читал Священное Писание японцам даже в синтоистском храме, считая, что само слышание Слова Божия, расположит их сердца к принятию христианства. Святитель Николай очень переживал за его жизнь, молясь, чтобы Господь сохранил ему столь ценного помощника ради утверждения православной веры в Японии.
Понимая, что православное вероучение не сможет стать близким японцам, если не будет изложено на их родном языке, святитель Николай в продолжении тридцати лет занимался переводом богослужебных текстов на японский язык, ежедневно посвящая этим трудам время с шести до девяти вечера.
Вчитываясь в жизнеописание святителя Николая, мы видим события его жизни, восхищаемся его подвигом, но не до конца отдаем себе отчет, какого напряжения душевных и духовных сил стоило ему это служение. Юным миссионером приехал святитель в Японию, когда проповедь Евангелия в этой стране казалась совершенно немыслимой. Но уже через восемь лет его трудами стало возможным учредить в Японии Российскую Духовную Миссию. А за полвека его служения, в Японской Православной Церкви насчитывалось 266 общин, 33017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов.
Видя столь блистательные плоды его трудов, представляется, что он не испытывал никакой человеческой немощи подобно нам, что окружали его люди беспредельно преданные ему и проникнутые сознанием высоты равноапостольного служения. Но если внимательно почитать его дневники, в которых он подробно описывает свое служение, мы увидим, как непросто по-человечески было ему. Например, 18 марта 1871 года, находясь на барке в четырехстах милях от Хакодате, он делает следующую запись: «Тяжело на душе, Боже! Как страстно хочется иногда поговорить с живым человеком, разделить душу – и нет его… Десять лет в Японии я мечтал о сотруднике-единомысленнике ... И вот он – этот вожделенный сотрудник едет со мною. Но Боже! Что это за бедный душою человек и как горько мне с ним! Не делить с ним можно мысли, а скрывать их нужно от него, чтобы избавить святыню от поругания! … Что за ничтожество нравственное и бессилие воли и характера! …с которой стороны ни посмотришь, – такое сокровище, что я чуть не схожу с ума».
Но святитель был чужд малодушия. Неся самоотреченный труд, он имел всецелое доверие Промыслу Божию и крепкое упование на Него: «Но – терпение и надежда на Бога! Авось Бог вышлет в Японию миссионеров!.. никто не может помочь моему горю, кроме Бога – и меня же самого, если Бог внемлет моим стенаниям и мольбам и пошлет мне терпение, силу и разум», – такими словами заканчивает свою дневниковую запись святитель.
Японцы со временем смогли по достоинству оценить этого человека, проникнувшись к нему величайшим уважением, так, что память его почтил сам император, прислав на похороны святителя от своего имени самый красивый венок. Сама же похоронная процессия растянулась на десятки километров.
Фактически святитель Николай стал основателем Японской Православной Церкви. При нем же был воздвигнут в Токио грандиозный собор Воскресения Христова, который существует и поныне, равного которому не было на всем Дальнем Востоке. До возведения вблизи храма во второй половине XX века высотных зданий, он был виден с любой точки Токио. Сам святитель Николай так писал о нем: «Собор будет памятен, будет изучаем, подражаем многие даже не десятки, а, смело говорю, сотни лет, ибо храм действительно – замечательнейшее здание в столице Японии – здание, о котором слава разнеслась по Европе и Америке еще прежде его окончания».
Местные жители называют этот храм «Сейдо – Николай». Если это слово перевести с точки зрения духовного смысла, оно будет звучать как «путь к Богу через Николая». И даже таксисты, когда слышат слово «Николай», сразу понимают, в какое место надо отвезти человека.
Святитель Николай преставился в 76 лет. Это сравнительно не много и не мало. Но сколько трудов выпало на его жизнь, и каким удивительным человеком он оставался, сочетая в себе верность Отечеству Небесному и земному.
В годы русско-японской войны святитель Николай был единственным русским в Японии, все остальные или выехали сами, или были выдворены за пределы страны. Будучи горячим патриотом своего Отечества, он считал, что такой же патриотизм необходим и японцам, благословляя японских христиан молиться о победе своей страны, но сам не участвовал в общественном богослужении, поскольку не мог молиться о победе Японии над своей Родиной.
Таким отношением к пастве он явил подлинное христианское благородство, чуждое всяким политическим течениям, совершая свое служение лишь ради спасения вверенных ему Богом душ и распространения Слова Божия среди языческого народа.
Мы знаем много примеров святых, совершавших подобное равноапостольное служение. И иногда задумываемся, – мы не можем понести одного укора от близкого человека, а каково было бы поехать в чужую страну, где тебя никто не ждет, никто не знает. Мало того, против тебя настроены не один, и не два человека, а целое население города, общины… Но, несмотря на все трудности, святые равноапостольные совершили свое служение до конца (см. Откр. 2:10).
В этот день я хочу пожелать вам, чтобы Господь молитвами святителя Николая Японского даровал вам такую же твердость в вере, необходимую в служении не только Церкви Христовой, но и вашей домашней церкви. Это служение, различное по масштабам, в то же время имеет много схожего. Мы также зачастую встречаемся с непониманием близких, когда начинаем молиться, посещать храм, исповедоваться, причащаться. И хотя все мы считаем себя православными, не всегда нам хватает решимости быть христианами не на словах только, но и на деле. Поэтому будем назидаться примерами святых, которых Господь дал нам в помощь не только как молитвенников и предстателей за нас у престола Божия, но и как образец для подражания живого исполнения Евангелия в своей жизни.
Помню, когда я прочитал первое житие святого, – а это было житие Преподобного Сергия Радонежского, оно меня очень сильно потрясло, и я подумал, если Преподобный Сергий и другие святые совершали такие чудеса, то насколько велик Бог, могущий изменить ход всей человеческой жизни. Но посмотрите, как великодушен Господь, – осуществляя Свое Божественное Домостроительство в человеческой истории, Он ждет свободного волеизъявления человека, которое выражается в его трудах, соделанных ради спасения души. Такими трудами является понуждение себя ради Христа на всякое доброе дело. Например, приходя в храм, человек совершает, пусть и малый, но подвиг. Ведь куда проще было бы ему остаться дома в тепле, подольше поспать, но он поднимается, готовится и идет в храм молиться. Поэтому все мы, уходя из храма, получаем Божественное утешение уже только за то, что приложили это малое усилие подобно двум лептам вдовицы (см. Мк 12:41-44).
У Антония Великого есть такие слова, что Господь не гневается и не оскорбляется на нас. Это мы сами приписываем Богу свои человеческие чувства. Господь же пребывает всегда неизменным, ибо Он есть Любовь. И когда мы совершаем что-то неблагоразумное и греховное в жизни, не Господь от нас удаляется, а мы удаляемся от Него, Господь же, по слову Апостола, – «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр13:8).
Хочу пожелать вам постоянства в несении этих малых трудов посещения храма, понуждения себя на исполнение заповеди любви к ближнему, терпения, смирения, рассудительности, за которые нам обещана великая награда в Царствии Божием: «добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего»(Мф 25:21).
Господь не требует от нас великих подвигов, которые несли равноапостольные мужи и жены, будем же, по крайней мере, стараться не поддаваться эмоциям гнева, стараться сдерживать себя, следуя народной мудрости: «Не все, что в печи, на стол мечи». То есть, если мы возмущены чем-либо, то это не означает, что мы имеем право выплескивать свои негативные эмоции на других. И так постепенно мы будем приобретать опыт духовной жизни, строя по маленьким кирпичикам свой духовный дом – внутренние устроение нашей души – один раз удержались ради Бога от гнева, другой раз от резкого и обидного слова – и верю, что Господь не оставит наши труды без награды.
Молитвами святителя Николая Японского хочу пожелать вам совершенствоваться в духовном христианском делании, чтобы мир и любовь Божии всегда пребывали с вами. Аминь.