Просветительское служение священника Петра Шмарина в приладожской пограничной Карелии, 1910-1918 г.

Спасо-Преображенский храм на ж/ст Мустамяки. Место служения священника Петра Шмарина в Финляндской Карелии

Доклад Татьяны Павловны Елисеевой, педагога воскресной школы Спасо-Преображенского храма на Карельском перешейке, представителя православного педагогического общества имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, на ХIV образовательном форуме «Задонские Свято-Тихоновские чтения “Святитель Тихон Задонский на перекрестке традиций (Афон – Валаам – Задонск – Оптина Пустынь – Соловки)”», 2018 г.

Священническое служение Петра Шмарина, будущего сщмч Уара, епископа Липецкого, начиналось в наших краях − на земле Карельской и Ладожской: в храме Воздвижения Креста Господня (1910-1916) на острове Мантсинсаари (фин. Mantsinsaari) и в Спасо-Преображенском  храме на ж/д ст. Мустамяки (1916-1918), входящих в Выборгскую губернию (рис. 1). Здесь раскрылись его просветительские дары и силы как устроителя православного школьного дела, публициста и издателя нового журнала «Карельские Известия».


Рис. 1. Места служения священника  Петра Шмарина в Финляндской Карелии: Остров Мантсинсаари (Крестовоздвиженский храм) и ж/д ст. Мустамяки [15], (Спасо-Преображенский храм, соврем.ж/ ст. Горьковское, пос. Яковлево, 65 км от СПб).

Остров Мантсинсаари (рис.2), входил тогда в состав Салминского уезда Выборгской губернии. Размер острова примерно 14,5 на 4 км, высота скал до 30 м. До войны (1914) на о. Мантсинсаари проживали карелы православного исповедания в количестве ок. 1500 человек, было три села: Пелдожи, Тюэмбяжи и Орихсельга с начальными школами, в Пелдожи - больница. Крестовоздвиженская церковь находилась в поселке Пелдожи неподалеку от берега Ладоги, на высокой скалистой церковной горе, с которой был виден остров Валаам и Валаамский монастырь. В д. Тюэмбяжи – часовня во имя пророка Илии и вмч. Георгия Победоносца. Жители острова занимались рыбной ловлей и сельским хозяйством. Сообщение до материка (ок. 1400 м) осуществлялось летом лодками и пароходами, зимой – санками.

Салма была центральным пунктом приладожской Карелии и экономически связана с С.-Петербургом и заграницей. Здесь имелись два больших лесопильных завода, работающих круглый год. Большие реки – Киркоеги и Тулема, впадающие в Ладогу, служили хорошим водным путем для сплава леса из внутренней Карелии к берегам озера, рис.2.

Рис. 2. Современные карты и дороги к острову Мантсинсаари

С Салминской пристани с ранней весны и до глубокой осени большие морские суда, нагруженные различным лесным материалом, отправлялись по Ладоге и реке Неве в С.-Петербург и заграницу. Неподалеку от пристани, где останавливались пассажирские пароходы, красовался величественный в старинном русском стиле, каменный с двумя приделами храм святителя Николая Чудотворца. Салминский православный приход имел до десяти тысяч прихожан с разных сторон (до 90) верст. Храму было почти 100 лет, к  нему имелись приписные церкви в деревнях: Питкяранта, Маншила и Оружьярви, при каждой с отдельным причтом, содержимом на казенные средства...  [9]. Три четверти населения Салминского уезда составляляли православные карелы (25000 на 1912 г.). По своим старинным связям с Россией, они имели крепкую приверженность к православию и к славянскому богослужению» [8,1914:№13-16 с. 5].

Накануне первой мировой войны (1914) Великое Финляндское Княжество, созданное в Российской Империи (1809), было местом активной деятельности российских революционеров, террористов и лютеранских миссионеров. <...>

Много внимания и трудов уделял Салминским школам глава Карельского братства архимандрит Киприан, в проектировании и благоустройстве школ и в организации учебных процессов, в том числе на о. Мантсинсаари. Наиболее удачной формой просветительской деятельности братства стали народные чтения с показом картин на диапроекторах.

Киприан (Шнитников), 1-й епископ Сердобольский, викарий Выборгской и Финляндской епархии (10.03.1913-†1.07.1914), председатель Карельского православного братства (с 1907 г.)

Деятельность братства усилилась с созданием её печатного органа «Карельские Известия», редактором и издателем которого стал священник Петр Шмарин, прибывший для служения на о. Мантсинсаари в 1910 г. из далекой Тамбовской губернии. Отец Петр, начавший здесь свой священнический подвиг, принял мученический венец в Карагандинском лагере (†23.09.1938), будучи в монашестве Уаром, первым епископом Липецким (с 1926 г.).


От Тамбова до Выборга и до Салми (Мантсинсаари) около (1330 + 370) = 1700 км

До приезда о. Петра Шмарина предыдущие священники служили на острове Мантсинсаари не более 2-3-х лет. Свидетельство православной веры в этом крае было опасно для жизни и семейного благополучия [3]. Отец Петр приезжает в Финляндскую Карелию с женой и с тремя детьми. Здесь у него рождается ещё трое детей, а через некоторое время приезжают родственники жены: мать, сестра с мужем и брат Николай Георгиевич, который стал директором гимназии в Выборге [14, С. 181].

Отец Петр Шмарин с родственниками (1914)

Почему для служения в Финляндском Княжестве поставили священника из далекой Тамбовской губернии? – Значение имело его широкое образование в сочетании с ревностью о Господе.

Петр Алексеевич Шмарин родился 11 октября 1880 года в селе Новая Ситовка Больше-Избердеевской волости Липецкого уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. Он закончил знаменитую Иоанно-Богословскую церковно-учительскую школу А.И. Новикова и унаследовал педагогический опыт местных учителей и пастырей. Получив образование учителя (1902), он накапливает опыт в возрастной психологии и школьном деле, его направляют обучать детей в школах разного уровня: для мальчиков, для девочек, для юношей, практиковался в школьном делопроизводстве; служит во время учебы чтецом-псаломщиком, затем диаконом (с 21.03.1904), женившись на Клавдии Георгиевне Стрельниковой, учительнице церковно-приходской школы села Каликино Лебедянского уезда [14, с.178]. Став семейным, Петр неустанно повышал самообразование, в том числе в медицине, будто уже тогда готовился стать миссионером [11, с. 117].

В Тамбовской епархии со времени первого архиерейского служения святителя Феофана (1859-1863) существовал опыт «упреждения» в борьбе с сектантами и раскольниками. Было с кого брать пример в делопроизводстве и издательском деле. Здесь начали печатать первую в России провинциальную газету «Губернские ведомости», когда правителем Тамбовского наместничества служил Г. Р. Державин (1786-1788), основавший Тамбовскую типографию и развернувший строительство больниц, богаделен, сиротских домов.

<...> Приехав на остров, отец Петр досконально изучает нужды и особенности карел, их язык. Будучи по натуре деятельным, он становится членом Карельского Православного Братства и объединяет жителей острова в устроении школьного дела: в организации учебно-воспитательного процесса, в построении нового здания русской школы.

Через три месяца по прибытии в Финляндскую Карелию, он устраивает встречу крестьян острова с Начальником края Генерал-Губернатором Франц-Альберт Александровичем Зейном. Во время приема крестьяне смогли выразить свои нужды, просить об улучшении законов края по отношению к русско-язычному населению, об улучшению связи острова с материком (нужен мост, пристань,....). Отец Петр начинает писать статьи в местные газеты.

Посещение Начальником края острова Мантчинсаари

Финляндский сборник. 1910, № 3, июнь.

23 июня 1910 года останется памятным на всю жизнь для жителей нашего острова; в этот день около 7 часов вечера, наш захолустный остров посетил высокий гость – господин Финляндский Генерал-Губернатор. Несказанно рады были островитяне дорогому высокому гостью.<…>  всюду появились развевающиеся у домов русские национальные флаги, толпа детей – школьников с радостными лицами, рассыпавшись по лугам, спешила собирать цветы и зелень для украшения церкви.<…> Погода стояла чудная, ясная, теплая и – на редкость у нас – тихая. Лазурный горизонт спокойного озера, вместе с туманными очертаниями Валаамского острова, казалось, терялся, Бог знает, в какой дали и манил к себе взоры своей таинственностью. <…> Подъем чувств у островитян был необыкновенный. Особенно действовали на них редкая простота и доступность высоких гостей. <…> Старички долго говорили с Начальником края о своих нуждах...

                                                                                            Свящ. П. Шмарин

Понимая важность для карел русских школ и пишет о них статью в журнал «Колокол». Православно-школьное дело с его деятельным участием объединяло карел острова Манчинсаари и всего Салминского уезда.

Русские народные школы в Финляндии

«Колокол» 1911, 24 августа.

«С каждым годом в Финляндии все более и более увеличивается число русских народных школ, главным образом, среди православных карел. <…> На ряду с министерскими школами уже второй или третий год начали выступать здесь школы так называемые «братские», получившие такое название от «Карельского братства», основанного в 1907 году. <…> Школы эти возникают по инициативе синодального карельского миссионера, - неутомимого архимандрита Киприана (Шнитникова). Он изыскивая на их открытие, устройство и обстановку необходимые средства, подыскивает вполне подготовленных и, более или менее, идеально настроенных учащих лиц; сам чертит планы для построек школьных зданий, при объездах нередко сам ведет школьные занятия, и уж непременно сам является в каждую «свою» школу на экзамен, несмотря на дальность расстояния и, подчас почти непроходимые дороги (по дремучему лесу и болотам). В каждой школе он – любимый и желанный гость. Дай же Бог, чтобы через русские школы росло и крепло русское дело в этой окраине, на славу святой православной церкви, которую исповедуют финляндские карелы». 

Свящ. П. Шмарин

Через год с помощью братства было построено новое здание школы в селе Тюембяжи. Появляется статья о. Петра Шмарина в Финляндской газете, 1911, 28 августа (№121) «Освящение нового здания русской школы в селе Тюембяжи на Манчинсаари». Из неё узнаем, что в часовне Георгия Победоносца была отслужена литургия. После чего, «чин освящения школы совершил, в сослужении с местным духовенством, архимандрит Киприан – глава Карельского братства <…> Отец Петр Шмарин обратился к присутствующим с речью на Евангельский текст: «Просите и дано будет вам…» (Мф.7:7–8).

Удивительны ежегодные паломничества на Валаам детей и учителей из русских школ. Отец Петр описывает «торжественное и грандиозное путешествие всех русских школ» в мае 1912 г. на двух пароходах «Карьяла» и «София» в количестве до 1000 человек (!). Участвовало 34 школы. Торжественная встреча на архипелаге, участие в Божественной литургии, праздничный обед, добрые слова и призывы-проповеди священников. Потом детей разместили на больших баржах и повезли осматривать достопримечательности. Описание путешествия и природы, откликнушейся на это святое событие, значение Валаамского монастыря для карельского народа находим в статье свящ. П. Шмарина:  

Паломничество всех русских школ Финляндской Карелии на Валаам в мае 1912 г.

Финляндская газ. -1912, 8 июля (№ 98), 10 июля (№99), 12 июля (№100).

<…> Если наш несравненный поэт в прозе Н. В. Гоголь, восхищался красотою красавца Днепра в тихую летнюю ночь, то каждый, кому приходилось бывать, и, в особенности, плавать по могучей и безбрежной Ладоге в теплый, ясный и тихий летний день, каким был день 25 мая, не мог также не восхищаться необыкновенной северной водной красотой, прибрежными, причудливыми гигантами – скалами, окаймленными как на Валааме, вековыми деревьями… В воздухе не шелохнется… Зеркальная поверхность озера, как бы нарочно заснувшая от постоянных ужасных волн и смятений, дабы не испугать юных паломников и дать им возможность насладиться своей дивной красотой, отражая в глубинах своих небесное светило, ослепляла своим ярким блеском. Хищные морские чайки парили над этой зеркальной поверхностью, жадно и зорко высматривая себе добычу. Вдалеке, в туманных очертаниях виднелась Святая обитель, закинутая среди пучин морских. Туда, в эту туманную даль, настойчиво вперяли свои взоры юные головки, в особенности те из них, кого Господь сподоблял и направлял на Валаам впервые. А таковых было большинство не только учащихся, но и учащих ,<…>

В заключение нам хочется высказать несколько общих мыслей о той религиозно-просветительской и культурной роли, которую, в продолжении многих веков, выполняет Валаамская святая обитель на нашем далеком севере. Можно смело сказать, что, если бы шведам удалось когда-нибудь в конец сокрушить эту чудную обитель, то давно уже здесь не было бы и самого православия; карельский народ потерял бы, с течением времени, драгоценное наследие и достояние своих отцов – святую православную веру, - этот «источник воды живой», он уже давно бы, находясь в неблагоприятных исторических условиях, олютеранился, обезличился, обездушился, стал бы «рекою безводной»…Теперь - не то! Хранимый молитвами своих просветителей препп. Сергия и Германа, он таит в себе благодатные и живительные силы, которые всегда во всякие времена года, влекут его под сень чудной Валаамской обители. Там он находит для себя и нравственно-религиозную и даже материальную поддержку. Там он начинает познавать и ценить настоящий труд во всех его проявлениях. Не будет преувеличением сказать, что Валаам был и будет «пестуном» православного карельского народа.

Свящ. П. Шмарин

Изучив нужды карел, испытав на себе тяготы жизни «на глухом и нередко совершенно отрезанном от сообщения с материком острове» [8, 1916:№4,c.5], он берет на себя в 1913 г. редактирование и издание печатного просветительского органа − новой газеты-журнала «Карельские Известия» [3, с. 35]. Это был двухнедельный орган по вопросам религиозно-православной, политической, общественной и народной русско-карельской жизни.

Вся тяжесть издания такого журнала пала на плечи редактора. На практике: в написании статей, в корреспонденции из местной жизни, мало кто участвовал в «Карельских Известиях».   «Подавляющее большинство русских ратаев по Карелии, несмотря на наши неоднократные вопли и призывы о помощи, остались к задачам «Карельских Известий» – «теплохладны»... так горькая и неизбежная действительность постепенно и неуклонно разбивала наши первоначальные планы и мечты»,  – писал о. Петр  в отчете за второй издательский год [8, 1914: №24, с. 2].

Зная законы края, отец Петр давал консультации на русском и карельском  языке, помогал устраивать детей в русскую школу, вселял веру карел в справедливость. Из «Карельских Известий» узнаем, что заводчики часто решали уволить рабочего карела, отдавшего своих детей в русскую школу [8, 1914: №№13-16, с.10 и №19, с. 11].

Отец Петр был также постоянным участником школьных вечеров со «световыми картинами», помощником патриотических постановок – «живых картин», давал их объяснение зрителям и сам совершал благотворительный сбор в пользу «Красного Креста» [8, 1915: №1 с. 7 и  1915:№22 с. 8)]. Он был человеком открытым, общительным. Прихожане уважали его за ум, благородство и точность, внимательность и доброту, любили его, относились к нему как к народному пастырю. Приезжали часто валаамские монахи, в его доме всегда кто-нибудь жил, и за стол никогда не садились одной семьей, но всегда были гости [14, с. 180]. В семейном предании говорится, что до́ма на о. Манчинсаари была большая библиотека из книг духовного и светского содержания. Он сам лечил своих детей, за исключением случаев чрезвычайных, когда требовалось хирургическое вмешательство. К нему за медицинской помощью  обращались крестьяне всех окрестных селений. О. Петр полюбил карельскую землю, её народ, близкий ему по живому характеру. Изучил и полюбил Ладогу, ее водное пространство и острова, изучил так, что мог сесть ночью в лодку и плыть до Валаамского монастыря на утреннюю службу, любил молиться в монастыре. Он вникал во все вопросы жизни карел и умел привлечь к решению их вышестоящее начальство.

Посещение Финляндским Генерал-Гебернатором Салминской Карелии в июне 1914 г.

«Карельские Известия» 1914, №19, с. 2-3

10-го  Iюня  с.г. Г. Финляндский Генерал-Гебернатор  Ф.А. Зейн из Валаамской обители прибыл на пароходе на остров Манчинсаари, <…> За кадром этого события чувствуется чудесная помощь Божия: «Погода стояла на редкость ясная, тёплая и тихая. Бурная и неприветливая Ладога, обласканная тёплыми солнечными лучами, как-бы на время заснула и чудесно превратилась в «спящую красавицу». Прибрежные скалы и зелёные леса волшебно отражались в ея зеркальной поверхности». Неподалеку от берега, на высокой скалистой «Церковной горе», красуется манчинсаарская приходская церковь. Вблизи храм выглядит бедным, небольшим, с деревянной крышей. Но благодаря своему местоположению, он виден с озера издалека и производит хорошее впечатление. <…>  С колокольни уже несся приятный звук большого колокола. <…>Вся церковная гора была усеяна попраздничному разодетым народом. <…>  В описании есть вид убогой пристани-помоста на деревянных сваях в ста саженях от берега.

«Во время же осенних бурь иногда  совершенно не представляется возможным попасть на неё на лодке, поэтому и пароходы не всегда пристают к ней». <…> «Два казённых парохода, сопровождаемые лоцманскими катерами медленно приближались к пристани. Ввиду прекрасной тихой погоды высокие гости благополучно вышли из лодок на берег и на лошадях направились к церкви. <…>  Вместе с хором Пелдожской школы пел и весь народ, наполнивший церковь. Все слились и объединились в одном молитвенном чувстве. Торжественная и незабываемая картина! После краткого молебна настоятель церкви, свящ. П.Шмарин, обратился к Г.Генерал-Губернатору с приветственной речью <…>». Гости беседовали с жителями, посетили школу, мастерские и школьное общежитие.

Торжественный и праздничный приём закончился «посещением квартиры настоятеля прихода. Около 11 часов вечера Генерал-Губернатор со свитою вернулся на пароход» [8, 1914: №19, с. 2-3].

Свящ.  П. Шмарин

Православно-русское школьное дело, от которого зависело единение Финляндской Карелии с Россией, было под постоянным вниманием русского правительства и Государя Императора. Высокопоставленный член братства «управляющий делами Совета министров Николай Вячеславович Плеве лично встретился со священником П. Шмариным и переговорил с ним. А вскоре на имя председателя братства епископа Киприана (Шнитникова) пришел почтовый перевод на 2000 рублей из государственной казны» [2, с. 35].

Отец Петр постоянно изучал учебное дело в школах Финляндской  Карелии. Статья о. Петра о состоянии системы епархиальных начальных школ в Финляндском Княжестве на 1912–1913 гг. является историческим документом и удивляет всесторонней характеристикой школ. «Из 77–х  школ более 50–ти было передвижных. По вероисповеданию учащиеся делились так – 2,529 православных и 203 лютеран. Русские церковные начальные школы содержались на средства Священного Синода, Православного Карельского Братства и на местные епархиальные и приходские средства; их было 14 (из 77), в том числе шесть школ в Салминском приходе» [8, 1914: №13-16, c. 14-17].

Заботами и трудами отца Петра на о. Манчинсаари были благоустроены три министерские русские народные школы в деревнях Тюэмбяжи, Пелдожи, Орихсельга. Количество обучающихся возросло с 29 до 200 чел. [8, 1916:№4, c. 5]. По желанию жителей о. Петр открыл курсы русского языка для взрослых. В [8, 1914: №22, с. 12–15] читаем: «В Пелдожи, где жил приход Крестовоздвиженской церкви, при русском М.Н.П. училище  «по настойчивому желанию населения, с ноября 1914 г. открыты вечерние курсы русского языка для взрослых. Курсы посещают до сорока человек лиц обоего пола. Занятия происходят с 5 до 8 часов вечера. Курсисты, в виду знания некоторыми разговорной речи, а также первоначальной грамоты, разделены на две группы, с которыми одновременно ведутся занятия в двух классах учащими школы. Вступительные занятия вёл председатель школьной дирекции, свящ. Петр Шмарин. Интерес к курсам со стороны населения огромный, рвение курсистов к изучению русского языка выше всяких похвал».

Драгоценными сокровищами в статьях о. Петра Шмарина являются мельчайшие подробности в описании древних методов воспитания благочестия: паломничества, крестные ходы, примеры деятельного милосердия – шитьё белья раненым, благотворительные вечера.

Из описания крестных ходов мы узнаем о тесном участии епископов в контроле учебных процессов: они посещали уроки в школах, шли к учителю домой, изучали его библиотеку, новые пособия, педагоги во время крестного хода могли обмениваться опытом. На пути молились в больницах, освещали территорию, совершали в дороге всенощное бдение. Велась топографическая зарисовка местности, дневник.

Крестный ход по Карелии

«Карельские Известия», 1914 г. №№13-16, с. 14-18.

В мае 1914 г. троицкий крестный ход охватил путь 308 верст, собрал и пробудил святую Карелию, дал «возможность всему населению карельских приходов пережить минуты духовной радости и восторга», <…>  «С вечера 24 мая начались церковные торжества. <…> Ко времени всенощного бдения прибыл из Финляндии помощник синодального миссионера иеромонах Исаакий и издатель «Карельских известий» священник Петр Шмарин  <…> На другой день - в 6 часов утра Литургия (служил Преосв. Варсонофий, еп. Каргопольский) и после неё - молебен празднику и Святителю. За всеми богослужениями Преосвященным и очередными священниками проповедовалось слово Божие. <…> На  берегу реки Суны крестный ход остановился около земской больницы, был отслужен молебен о здравии болящих. Преосв. Варсонофий окропил помещение святой водой, благословил больных, <…> изволил кушать чай, любезно предложенный врачебным персоналом. В это время с открытого крыльца больницы о. Исаакий вел живую беседу с народом на карельском языке, а после пел о. Петр Шмарин, прекрасный певец, устроил народную спевку, подготовляя паломников к пению в пути крестного хода».

«Карельские Известия», 1914 г. №19, с. 8.

Обязательно велся миссионерский дневник, в котором описывалось состояние жизни карелов в конкретном месте, и уточнялась карта местности. Участие епископа в крестном ходе не только поднимало молитвенное настроение, но и воспитывало ответственность у всех жителей. В селах, где были больницы или школы, крестный ход останавливался, чтобы помолиться о больных и проверить школьное дело.

Владыко был на 4-х уроках (закона Божьего, географии, русского языка и арифметики), а между уроками шёл на квартиру учителя для беседы и знакомства с его личной библиотекой и пособиями. В эти минуты  сопровождавшие Владыку учителя из других школ могли обменяться педагогическим опытом и получить от Владыки наставление. Особенный интерес имели богослужебные книги, отпечатанные русским шрифтом на местном карельском языке. «Исправлять текст, применительно к местному диалекту, с большим интересом помогали хозяин и хозяйка квартиры, где ночевали крестоходцы».

25 декабря 1914 года о.Петр передает многотрудное редактирование своей газеты в надежные руки – свящ. Н.И. Варфоломееву, законоучителю Выборгской учительской семинарии, оставаясь неизменным сотрудником «Карельских Известий» [8, 1914:№24, с. 2–3].

В начале января 1916 г. отец Петр перезжает всей семьей (с женой, с шестью детьми и родственниками) в п. Мустамяки (современное название п. Яковлево) и начинает служить в храме Преображения Господня.

Прощание прихожан с пастырем    

«Карельские известия» 1916 г., №4 с. 5

Нам сообщают, что переведенный, согласно прошению, из Манчинсаари к церкви при ст. Мустамяки свящ. о. Петр Шмарин 10-го января служил в Манчинсаарском храме в последний раз. <…>На организацию и устройство церковно-школьного хора о. Петр, сам большой любитель и знаток пения, положил много сил и умения. За шестилетнее свое служение в Манчинсаари о. Петр как своею полезною деятельностью для прихода, так и сердечным любовным отношением ко всем без различия прихожанам, сумел снискать общую к себе любовь и уважение. Весть о его уходе очень опечалила прихожан. Попрощаться в храм со своим батюшкой собрался почти весь приход. <…> В бытность свою на Манчинсаари о. Петр много поработал для поднятия и укрепления там православно-русского дела. До него на острове имелась только одна русская министерская школа в дер. Тюэмбяжи, которая находилась в самом плачевном состоянии, так как безсильна была бороться с финским засильем и конкурировать с рядом стоящей финской школой. Его заботами и трудами школа эта быстро оправилась: было построено прекрасное собственное здание, количество учащихся с 29 ч. Возросло до 87 чел., и из одноклассной школа была преобразована в двухклассную. Были открыты на острове еще две русские министерские школы – в деревне Пелдожи (теперь двухклассная и самая многолюдная), с ремесленными при ней мужским и женским отделениями, и в дер. Орихсельга.

Для Пелдожской школы было построено роскошное здание, а для Орихсельгской – куплен и приспособлен хороший крестьянский дом, с поместьем и надворными постройками. Во всех упомянутых русских школах острова  Манчинсаари в настоящее время обучается около 200 человек. Как видно, посильные труды о. Петра Шмарина на Манчинсаари не пропали даром, и семена, брошенные им в девственную карельскую почву, при заботливой поддержке его преемников, должны будут произрасти и принести добрый плод…

Е.Л. 

Будучи уже настоятелем храма Преображения Господня в п. Мустамяки он продолжал писать в журнал статьи, освещал деятельность Карельского братства, участвуя от Карельской миссии на епархиальных совещаниях [8,  1916 : №9, с.3; №23, с. 5], в Епархиальном съезде на Валааме. Его всё чаще привлекали к организационным делам Епархиального управления, расположенном в Выборге. Он пишет «Отчет о деятельности Православного Карельского Братства, во имя св. великомученика и Победоносца Георгия, в пределах Финляндской Карелии, за восьмой братский год, с 1-го декабря 1914 года по 1-е января 1916 года».

Под руководством отца Петра Шмарина приход, рассчитавшись с долгами по первому этапу строительства Спасо-Преображенского храма, начинает второй этап строительства – на этот раз церковного-воспитательного комплекса под названием «Серафимово» [8, 1916 г., № 18 с. 4]. Предполагалось построить дом причта, школу, приют, багадельню, учреждения церковного общества трезвости и церковь в честь преподобного Серафима Саровского. Устроение такого комплекса могло быть одной из причин переезда отца Петра Шмарина в пос. Мустамяки. К этому времени о. Петр приобрел опыт, чтобы «воплотить»  в жизнь учебный комплекс, подобный тому, в котором он сам воспитывался и обучался, тоже в сельских условиях. Служа 6 лет священником и председателем совета директоров школ на обособленном месте – о.  Манчинсаари; два года редактором, затем писателем-публицистом журнала «Карельские Известия», он всеохватывающим взором сопереживал и вбирал все заботы и решения, ошибки и успехи в деле воспитания молодежи.

После революции и отделения Финляндии от России о. Петр отправляет семью на родину, а сам остается в Петрограде [14, с.181]. В конце 1918 г., после смерти жены, отец Петр начинает служить в с. Тютчево Лебедянского уезда. Опять – в теснении, но теперь – уже от обновленцев. 20.08.1926 г. Господь поставил его первым Липецким епископом.

В 1935 году епископ Уар (Шмарин) был арестован и сослан в Карагандинский концлагерь. «Не плачьте и не переживайте, – сказал он детям. – Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное – прожить жизнь достойно» [14, с. 185]. 23 сентября 1938 года на 58 году жизни епископ Уар был зверски убит. Это произошло на участке под названием Меркеле, вскоре после того, как его из барака для политзаключенных перевели к уголовникам.  На поле, где его похоронили, почитавшие его жители установили памятник.

Просветительское служение святителя Уара продолжается в деятельности верующих, чтущих его память. На месте разрушенного Преображенского храма в пос. Яковлево (бывш. ж/д ст. Мустамяки) строится новый, по молитвам служившего в нем сщмч. Уара (Шмарина).

Возрождается приходская жизнь. Возносится молитва за всех бывших священников храма. Изучаются  «Карельские Известия», ставшие историческим документом времени 1-й мировой войны (1914). В них много стихов, рассказов очевидцев военных событий из жизни населения Карельского и Ладожского края до 1917 г.

В память сщмч Уара летом 2017 г. прихожане Спасо-Преображенского храма совершили две экспедиции на остров  Мантсинсари, где отец Петр Шмарин, служил в самое тяжелое время для России, а теперь молится за нас.

Земля Мантсинсаарская ждет землепроходцев и земледельцев, т.к. имеет возделанные поля, сочную почву, которая прежде приносила много плодов, по воспоминаниям оставшегося там единственного 80-летнего жителя (с 1952 г.), Клюни Алексея Ивановича, помогавшего нам в установке и освящении поклонного креста.

Остров Мантсинсаари. Алексей Иванович Клюня. 7.06.2017

Остров Мантсинсаари. Два креста: памятный финский и поклонный русский на фундаменте храма «Воздвижения креста Господня», в котором служил священник Петр Шмарин (1910-1916), прославленный как сщмч. Уар, 1-й епископ Липецкий

Надпись на поклонном кресте: На этом месте в 1879-1940 гг. стояла Кресто-воздвиженская церковь, в которой 1910-1916 гг. служил священник Петр Шмарин, ныне прославленный как сщмч. Уар, епископ Липецкий

Первый епископ Липецкий Уар (Петр Шмарин), прославлен в лике священномучеников на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года. Дни памяти сщмч Уара, епископа Липецкого:
- День мученической кончины - 23 сентября (1938) в соборе Липецких святых;
- в соборе Новомучеников и исповедников Российских; 
- 10 августа - в соборе Тамбовских святых;
- 17 сентября - в соборе Воронежских святых;
- первое воскресение после 16 октября - в соборе Казахстанских святых [14, С. 186].

 

Приложения:

Страницы «Карельских известий», вышедших с авторскими статьями и разделами под общей редакцией священника Петра Шмарина

Статьи священномученика Уара (Шмарина) в бытность его священнического служения в Карелии

Прощание прихожан с пастырем. Журнал «Карельские известия» 1916 г.

Литература

1. Две Библии – два пути. −  М.: Сибирская Благозвоница, 2009. − С.143-144.

2. Двести лет рядом с Финляндией, или русский дух православного Карельского братства http://ruskline.ru/analitika/2011/03/21/.

3. Дело жизни епископа Киприана. О.И.Ходаковская// Вестник ПСТГ,II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. II:4 (33).

4. Елисеева Т.П. Воспитание учителей и священников в Русской Православной Церкви XIX – начала XX вв. /Липецк: Научное издание. Материалы XII Международного форума «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения», 2017. – с. 51-57.

5.  Зейн Франц-Альберт Александрович (1862 – 1918) / А.Ю.Бахтурина. О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений. Сборник материалов. СПб., 1911.

6. Иларион (Троицкий), Архиепископ Верейский. Богословие и свобода Церкви /Сардонис, 2005 (из «Богословский Вестник». Сентябрь, 1915. Т. 3. – Сергиев Посад, 1915).

7. Историческая записка о положении православия в Финляндской Карелии: К 200-летнему юбилею взятия Выборгской крепости и воссоединения Карелии с православной Россией, 14 июня 1710-1910. Православное Карельское Братство во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. − Выборг: Б. и., 1910. − 32 с.; 22 (см. Юбилейное издание Православ. Карел. Братства во имя Святого Великомученика и Победоносца Георгия. № 1). 

8. «Карельские Известия», 1914-1916 гг. (РНБ в С-ППетербурге).

9. Православие в Карелии и Салминские торжества. П. Шмарин //Церковные ведомости 1912 г., 13 октября, № 41.

10. Лобжанидзе, А.А., Горохов, С.А., Заяц, Д.В. Этногеография и география религий // М.: Академия, 2005.

11. Миссиология: Учебное пособие. − Белгород: Православная Духовная семинария, 2009.

12. Православная Карелия: Под властью Швеции. 14.04.2009.

13. Развитие образования в северном приладожье. XIX в. Законодательная база

14. Собор святых Липецкой земли. Сборник житий Липецких и Елецких святых. Сост: прот. Николай Стадюк, А. А. Найденов, А. И. Чеснокова. – Липецк, 2013. – 276 с.

15. Церковная история Выборга и его окрестностей. Автор сост. И.В. Трохова. − СПб.: Русская классика, 2007. – 208 с.