Митрополит Иларион: Содействовавший аборту несет такую же ответственность, как и женщина, которая его совершила

Москва, 25 сентября. О том, почему Церковь считает аборт убийством, напомнил митрополит Волоколамский Иларион, отвечая на вопрос зрительницы телевизионной программы «Церковь и мир», спросившей, где в тексте Библии записан запрет на прерывание беременности.

Как отметил иерарх, в Священном Писании нет цитаты, которая напрямую говорит об аборте, потому что подобные действия, насколько можно судить по сохранившимся свидетельствам, в израильском народе того времени не были распространены и, может быть, даже вообще не имели места.

«Библия не является сводом рекомендаций на все случаи жизни, — напомнил владыка Иларион. — Есть очень много новых явлений в жизни человека, о которых там не сказано ни слова. Но если о чем-то не сказано в Библии, это не значит, что так можно делать. С точки зрения Церкви, Библия является частью Священного Предания, которое для Церкви не менее драгоценно и не менее значимо, чем Священное Писание. А Священное Предание Церкви с самого начала ее существования приравнивало аборт к убийству».

Архипастырь привел известные с первых веков христианства суждения об абортах. Так, апологет II века Афинагор Афинский писал: «Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом, ибо зародыш в утробе есть живое существо, о котором заботится Господь». А в канонических правилах святителя Василия Великого говорится: «Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, и равно — приемлющие детоубийственные отравы».

Тему ответственности за убийство нерожденного ребенка, которую несет мужчина, одобривший аборт или даже подталкивавший к нему женщину, поднял еще один зритель передачи «Церковь и мир», который ныне глубоко сожалеет, что поддержал жену в решении прервать беременность.

Отвечая на его вопрос, митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Вы совершенно правы в том, что человек, который содействовал аборту, несет за это ответственность, как и женщина, которая его совершила, — об этом прямо говорится в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви"». Он посоветовал задавшему вопрос прийти на исповедь и рассказать о том, что произошло, и принять наказание — епитимью — которое посчитает правильным наложить священник.