Митрополит Иларион: Попытка Константинополя ввести папскую власть в Православной Церкви привела к расколу мирового Православия

Москва, 26 июня. Все более настойчиво звучащие со стороны представителей Константинопольского Патриархата заявления о резком «сближении» Православной Церкви и Католической Церкви, о возможности их скорого воссоединения заставляет обратить особое внимание на содержание православно-католического диалога в последние десятилетия и на вопросы, которые разделяют православных и католиков.

Коснувшись этой темы в эфире программы «Церковь и мир», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион среди вопросов догматического характера упомянул, в частности, вопрос об исхождении Святого Духа, о почитании Пресвятой Богородицы, «Которая почитается в обеих традициях, но по-разному».

Как отметил владыка, главным разделяющим вопросом остается вопрос о власти Папы в Церкви: «Мы не можем принять такую модель церковного устройства, где будет один человек, считающийся непогрешимым, у которого будет власть над всеми церковными Соборами. Мы говорим о том, что Церковь является Соборной и Апостольской. Под соборностью мы понимаем то, что на мирском языке можно было бы назвать коллективным разумом Церкви: у нас в каждой Поместной Церкви Патриарх подотчетен Архиерейскому Собору, а не Архиерейский Собор подотчетен Патриарху».

Есть много и других разделяющих моментов, которые накопились за почти уже тысячелетнюю историю раздельного существования православных и католиков, подчеркнул председатель ОВЦС.

«Нужно очень трезво оценивать разногласия, и мы готовы их обсуждать в рамках православно-католического диалога, но не такого диалога, который превращается, по сути, в манипулирование», — сказал митрополит Иларион, констатировав: «То, чем занимался Константинополь в православно-католическом диалоге в последние годы, было попыткой манипулировать Поместными Православными Церквами с целью признания такой модели, при которой Константинопольский Патриарх получал бы какие-то исключительные папские привилегии».

«С моей точки зрения, политика, которую проводил Константинополь в этом диалоге, была направлена не на то, чтобы достичь воссоединения православных и католиков, а на то, чтобы, позаимствовав католическую модель, создать такую же модель в Православной Церкви, — подчеркнул председатель ОВЦС. — Иными словами, чтобы у нас появился некий непогрешимый «Папа», который принимал бы единоличные решения, а мы все обязаны были бы им подчиняться. В нашей Православной Церкви никогда такого, слава Богу, не было. И я думаю, что никогда такого не будет».

Как отметил митрополит Волоколамский Иларион, «эта уродливая попытка Константинополя ввести папскую власть в Православной Церкви уже привела к расколу мирового Православия».