О Таинстве Исповеди рассказал руководитель миссионерского отдела в медицинском колледже Усмани
Опубликовано 01.11.2017 19:42
1 ноября 2017 года руководитель миссионерского отдела Усманского благочиния иерей Алексий Занин посетил Усманский медицинский колледж. Встреча с педагогами и студентами была посвящена значению Таинства Исповеди в жизни человека.
Священник отметил, что Таинствами в Православной Церкви называют священнодействия, видимо выраженные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать. Согласно Священному Писанию, Таинства Церкви может совершать только православный священник.
Затем отец Алексий более подробно рассказал о Таинстве Исповеди, которое святые отцы называют вторым крещением. В Таинстве Крещения человеку ради Искупительного Подвига Христа прощается первородный грех, а также все грехи, содеянные до этого момента. Но далее ему предстоит духовная борьба с действующими в нем страстями и пороками. По немощи человек согрешает и вновь удаляет от себя благодать Божию.
«Господь дал милостиво людям покаяние, и покаянием спасаются все без исключения», – говорит преподобный Силуан Афонский.
В исповеди человек примиряется с Отцом Небесным, очищается от духовной скверны, если только подходит к Таинству не формально, а с сокрушением о содеянных грехах, с искренним желанием исправить свою жизнь.
По слову преподобного Симеона Нового Богослова, покаяние – это возвращение от диавола к Богу.
Через Таинство Исповеди человек, отпавший от Церкви Христовой по нерадению, или по увлечению заблуждением и ересью вновь становится ее членом. А, став членом Церкви, человек через покаяние восходит к богоугодной жизни и спасению души.
Прообраз Таинства Исповеди мы находим в Ветхом Завете (Лев. 16:21). В 16 главе книги «Левит» мы читаем, что первосвященник должен был совершить обряд отпущения козла. Он возлагал обе руки на голову козла и исповедал все грехи Израиля. Затем козла отсылали с нарочным человеком в пустыню, где козел погибал. Этот обряд только символизировал освобождение народа Израильского от грехов. Настоящее же освобождение от грехов принес Сын Божий: «…и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин 8:32).
Но, чтобы человек не впал в самообман и не признал мнимые чувства за действие благодати Божией, Господь установил Таинства Церкви, в которых через видимые действия поставленных от Него священнослужителей незримо действует благодать Святого Духа.
В Святом Евангелии Спаситель облекает Своих учеников, а через них и всех православных священников как имеющих преемственность от апостолов, «вязать и решить»: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:23); и в другом месте: «Что вы свяжете на земле, будет связано на небе, что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).
Грех разрушает связь человека с Богом, покаяние возвращает человека в сыновнее достоинство, как видим мы из притчи о блудном сыне (Лк 15:11-32).
Таким образом, Таинство Крещения есть вхождение в Церковь, а Таинство Исповеди удерживает человека в благодати Божией.
При этом следует помнить, что грехи отпускает не священник, а Сам Господь, взирая на сердце человека.
Пациан, епископ Испанский (IV в.), это выразил так: «Ты говоришь: один Бог может отпущать грехи? Справедливо. Но и то, что совершает Он через священников, есть Его же власть».
Спаситель даровал Церкви служение не только для созидания ее внешнего образа, но и для внутреннего устроения христиан.
Отец Алексий отметил, что распространенное среди протестантов мнение о противопоставлении в Православной Церкви священников Христу не имеет никаких оснований. Сам Господь, избрав учеников, заповедал им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин 20:21). Поэтому, «вязать и решить» – это не присвоение себе Божественного достоинства, а служение, на которое поставляет Господь в Таинстве Священства.
Недоумение протестантов относительно того, что в Новом Завете не упоминается текст разрешительной молитвы, также не имеет под собой почвы. Церковь – живой организм, который действием благодати имеет развитие во внешних формах. Апостол Павел Пишет: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор 3:10). Господь установил Таинства Церкви, но порядок их совершения, так же, как и чин совершения Божественной литургии претерпевал историческое развитие, не искажающее при этом их догматическое основание.
Священник также подчеркнул, что Таинство Исповеди не есть формальное перечисление грехов, но есть плач души о них и желание не отступать более от Заповедей с помощью Божией. Лицемерное же покаяние не только не приносит пользы, но и является сугубым грехом.
Грех как болезнь души глубоко въелся в человеческую природу. Полную свободу от греха человек получает только по благодати Божией в жизни вечной, если в жизни земной он приложил все усилия к исцелению своей души и направил свою волю к исканию воли Божией.
Вопрос покаяния очень глубокий. Чем чище человек, тем более греховным он видит себя, потому что, чем светлее душа, тем более озаряется она Божественной благодатью, в свете которой не может укрыться и мельчайшее несоответствие ей. Именно поэтому все святые исповедовали себя грешными, и не ради «красного словца», а исполняемые чувством высочайшего переживания поврежденности души грехом.
Батюшка поделился воспоминанием о бывшем баптистском служителе, которого он знал лично. Спустя 20 лет Дмитрий вернулся в родную Церковь. На вопрос отца Алексия о том, что заставило его вернуться к Православию, – он ответил: «По учению баптистов: мы все святые... Но я-то себя знаю...»
Святые отцы говорят, что человек, который не видит своих грехов, находится в духовной прелести, которая означает тяжелое духовное повреждение, потому так важны молитвы о даровании видения своих грехов и о прощении их.
Даже самый незначительный, на поверхностный взгляд, грех наносит тяжелую рану душе и требует исцеления. Утверждать же: «Я свят, потому что я обратился к Богу» – все равно, что не исполняя предписания врача, говорить: «Я здоров, потому что пришел к врачу».
Отец Алексей также напомнил, что реформация зарождалась под лозунгом возвращения к Апостольской Церкви в противовес католичеству, исказившему христианство. Но на деле протестантизм не стал возвращением к Истине, а лишь продолжил удаляться от нее, замещая учение Христово человеческими измышлениями: «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим 4:3-4).
В завершение батюшка ответил на наболевшие вопросы студентов о духовной жизни, отметив, что в некоторых протестантских направлениях появляется обрядность, имеющая своим прообразом православную и католическую: облачения для священнослужителей, написание икон, включение в архитектуру молельных домов колоколен и куполов, издание молитвословов.
Но это никак не отразилось на самом вероучении протестантизма, основанном не на Священном Писании (из которого берутся лишь отдельные фразы и вольное их толкование) и Священном Предании (которое в целом не признается протестантами), а на признании духовного авторитета идеологов протестантских направлений, по сути взявших на себя, подобно Римскому Папе, право единолично судить о богословских догматах в противовес Церкви, как заповедал то Христос: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18).
О том же, насколько пагубно следовать заблуждению, также упреждает Священное Писание: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их…» (Мф 7:15-16); «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21).
Желающие остались побеседовать с батюшкой лично.