Святитель Иннокентий и Елец
Ольга Алексеевна Саввина,
доктор педагогических наук,
профессор ФГБОУ ВО «Елецкий государственный
университет имени И. А. Бунина»
Святитель Иннокентий и Елец1
Елец – родина святителя
Святитель Иннокентий (в миру Иоанн Борисов) появился на свет 15 (28) декабря 1800 г. в Ельце в скромном одноэтажном маленьком домике, расположенном в северо-восточном углу площади, прилегающей к северной стороне Введенской церкви2 в семье священника Алексия Борисова.
Елец, Введенская церковь
Будущий святитель был четвертым ребенком в семье. У него были старший брат Матвей и две сестры Анна и Екатерина.
К сожалению, пока не удалось установить, в память какого святого был назван Иоанн. Возможно, он был наречен в память апостола и четвертого евангелиста Иоанна, поскольку первый сын Борисовых получил имя Матфей, по-видимому, в честь первого евангелиста.
Старший брат Иоанна, Матвей Алексеевич Борисов, вспоминал: «Жилище наше было хоть и городское, но скудное и тесное. Весь дом состоял из избы, сеней и клети. Так как клеть не имела печи и иметь ее не могла, потому что сложена была на живую нитку и поставлена на курьи ножки, то изба в зимнее время служила нам всем и прихожею, и гостиною, и кухнею, и спальною, и кабинетом, и молельною».
Как свидетельствовал впоследствии сосед Борисовых – В.А. Кондаков, домик, в котором родился святитель, не сохранился, а на его месте был построен другой одноэтажный деревянный дом в четыре окна, в котором жила Александра Андриановна Руднева (жена дьякона Воскресенского собора Дмитрия Наумовича Руднева3, она же – дочь Адриана Егоровича Жданова и внучка Анны Алексеевны (в девичестве Борисовой) и Егора Ивановича Жданова).
Отец будущего святителя не имел никакого школьного образования, но умел читать и был от природы одарённым человеком. Сначала он служил дьяконом во Введенской церкви, а затем – священником Успенской церкви. При этом следует иметь в виду, что Успенская церковь в то время находилась на площади, вблизи современного Вознесенского Собора (на пересечении современных улиц Маяковского и Коммунаров). Отец умер, когда мальчику исполнилось всего 10 лет (1810 или в 1811 г.).
Фрагмент плана города начала XIX века. 2 – Успенская церковь.
Мать – Акилина Гавриловна Лубеновская – была женщина неграмотная, но весьма умная, благочестивая и набожная.
Дореволюционный писатель В. А. Кондаков свидетельствовал: «Крест и молитва были основанием всех ее мыслей, действий и поступков. Все ее знания ограничивались ручной пасхалией, которую она помнила весьма твердо. Всю долгую, до 76 лет, жизнь свою она не лечилась, боясь умереть скорее от лекарства, чем от болезни. У нее была своя домашняя аптека, состоящая из травушек-муравушек, а также из разных святых вод, благословенных хлебов, елеев от чудотворных икон, Богородичных просфор. Ими она врачевала себя и детей своих, и удивительное дело: все лекарства оказывали свое действие». Мать прожила довольно долго. Умерла в 1837 г.4 (из переписки, опубликованной Кондаковым)».
Старшая сестра святителя Иннокентия – Екатерина Алексеевна – была похожа на своего младшего брата, и сходство это являлось не только внешним, но и внутренним: «Тот же бойкий характер, умная, красноречивая речь». Выйдя замуж за диакона Вознесенской церкви Василия Ивановича Тебенькова, Екатерина Алексеевна вскоре овдовела и сначала проживала в Ельце, а потом уехала в Киев.
Другая сестра святителя – Анна Алексеевна вышла замуж за священника Егора Жданова5. Их сын Адриан Егорович служил диаконом Воскресенского собора в Ельце. (После А.Е. Жданова дьяконское место в Елецком соборе занимал муж его дочери Александры – Дмитрий Наумович Руднев).
Что собой представлял Елец на рубеже XVIII–XIX вв.?
Это был небольшой провинциальный купеческий город с древними православными традициями. Жители города были людьми верующими и непрестанно заботились о строительстве и украшении храмов. В это время здесь подвизалось много подвижников, ельчане славились своим благочестием. Были живы современники святителя Тихона, свежа память об этом угоднике Божии, о котором часто вспоминали старожилы, из уст в уста передавались рассказы об этом удивительном святом.
Несомненно, елецкие подвижники (отец Иоанн Жданов, протоиерей Лука Ефремов, затворница Мелания) оказали большое влияние на формирование личности будущего святителя. По свидетельству о. Павла Покровского, на душу отрока большое влияние оказал «подвиг веры сильного духом мужа» – священника Преображенской церкви – о. Иоанна Жданова, отмечавшегося аскетизмом, подвижничеством и даром прозорливости6.
Однако самый большой вклад в просвещение и воспитание Иоанна Борисова внес священник Введенской церкви о. Василий Федорович Климентов (1781–1857).
Священник Введенской церкви города Ельца о. Василий Федорович Климентов был другом отца будущего святителя, стал первым учителем и наставником для маленького Иоанна. Он подготовил его к поступлению в ноябре 1811 года в Орловскую духовную семинарию (находившуюся в Севске), где уже тогда учился его старший брат Матвей. О. Василий имел огромное влияние на религиозно-нравственное и духовное становление личности Иоанна.
По воспоминаниям очевидцев, «о. Василий при необычайной простоте и доступности для всех и для каждого, при редкой доброте сердца, отличался честным, строгим и независимым характером, относительно широкими для своего времени и условий деятельности познаниями не только в области духовных, но и светских наук, основательным знанием латинского и французского языков».
Во Введенской церкви о. Василий служил 30 лет (1811–1841), а затем уступил место своему зятю – о. Иоанну Васильевичу Вуколову.
Священник Павел Покровский вспоминал: «о. Василий заметил в отроке необыкновенные дарования и не по летам сообразительность, полюбил его и стал рассказывать по временам многое, что знал, по преимуществу из истории: о Ельце, его очень древней жизни, о нашествиях на него Тамерлана, крымских татар, о памятниках (часовнях), воздвигнутых народом, и пр., рассказывал ему о святителе Тихоне, уже умершем, но которого видел живым, и о котором любили вспоминать не одни священники, а все ельчане того времени, как он – святитель Божий, находясь в Задонском уединении, часто приезжал в Елец, посещал тюрьму, дома убогих, дома граждан, всюду учил как жить по-христиански, как спастись. Народ любил его, толпами сопровождал его в обратный путь в Задонск»7.
В 1881 г. в журнале «Русская старина» была опубликована переписка святителя Иннокентия и о. Василия, из которой видно, что ученик относился к своему наставнику с глубоким почтением и любовью.
В 1822 году студент Иван Борисов писал из Киева: «Честный отец Василий, я всегда с удовольствием вспоминаю о тех минутах детства, когда не понимая еще пользы наук, но зная необходимость учения, я принимал из уст ваших первые наставления в науках. Вы заменили сбою для меня многих учителей, и я никогда не сожалел об этом… Я есмь Ваш признательный воспитанник».
В дни посещения Ельца святитель отдавал предпочтение остановиться в доме своего наставника о. Василия.
Отец Василий оказывал заботу семье Борисовых до самой смерти. По благословению своего ученика он хлопотал о погребении матери, установлении памятника родителям святителя. Могила с памятником сохранились до наших дней, и является любимым посещением современных ельчан. Отец Василий передавал от своего ученика материальные средства Анне Алексеевне – сестре святителя.
Могила родителей святителя Иннокентия на Казанском кладбище.
В одном из писем архиепископ Иннокентий писал: «Примите, во-первых, искреннюю благодарность за Ваше участие в погребении матушки. Она Вам обязана была много, очень много. Это долг на мне»8.
Елец. Почитание святителя
В 1900 г. исполнилось 100 лет со дня рождения архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия. И как сообщалось в «Орловском вестнике»: «в Ельце возникла мысль увековечить память о нем устройством публичной библиотеки-читальни его имени. Наш Преосвященнейший епископ Никанор9 отнесся весьма сочувственно к такому начинанию: принял на себя труд составить книгу об Иннокентии и его творениях (указ Орловской духовной консистории от 20 сентября 1899 г. № 14077), обещал дать книг для предполагаемой библиотеки-читальни и разрешил составить в Ельце комитет по устройству этого симпатичного и весьма желательного учреждения и по сбору пожертвований на него по подписным листам. Председателем этого комитета состоит соборный протоиерей о. Гавриил Селихов и членами: свящ. О. П. Покровский, соборный староста А. А. Петров, полицмейстер М. А. Гринев и три благочинных. В настоящее время с 5 марта по июнь по подписному листу о. протоирея Селихова поступило пожертвований 815 р. от Преосвященнейшего Никанора 100 р., М. А. Стаховича 100 р., А. Н. Ростовцева 100 р., А. А. Петрова 100 р., Н. И. Черникина 100 р., И. Н. Мелихона 30 р., А. Б. Петрова 50 р., А. Н.
Заусайлова 100 р., Г. С. Володиной 25 р., С. А. Петрова 5 р., И. Н. Ростовцева 2 р., И. Н. Деева 5 р., А. Д. Маличкина 5 р., Н. И. Тихонова 10 р., Н. М. Попова 3 р., Т. Г. Петрова 10 р., Попова 2 р. и от С. М. и от П. И. Боборыкиных через Епископа Никанора 100 р. У некоторых лиц в Ельце также имеются подписные листы, но, как нам приходилось слышать, тут пожертвований поступило не так много. В библиотеке-читальне будет два отдела: один с книгами духовно-нравственного содержания, другой – светской литературы и история»10.
15 декабря 1900 г. в городе Ельце состоялось чествование памяти архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия, посвященное 100-летию со дня его рождения.
Во всех приходских церквах города совершались ранние Литургии заупокойные и панихиды. В Вознесенском Соборе заупокойная Литургия и панихида служилась Преосвященным Никанором (Каменским), епископом Орловским и Севским.
В проповеди владыка Никанор призывал ельчан: «Вы, граждане елецкие, обязуетесь молиться о нем, чтобы Господь ввел его в Свой славный чертог небесный и приблизил его к Себе, дал бы в лице его родного вам небесного предстателя и молитвенника. Но по суете дней наших – это будет хотя и наивысшим воспоминанием и самым востребованным, однако неполным. Пока мы живем в условиях земной жизни, нужно нам внести в дело это не только душу, но и тело. Нужно послужить сему материально. Благодарю вас архипастыри за учреждение читальни, в которой могут питаться алчущие и жаждущие правды»11.
«Архипастырское слово выслушано было с большим вниманием и, несомненно, оставило глубокое, доброе впечатление в умах и сердцах слушателей. По окончании слова совершилась соборная панихида по Высокопреосвященном Иннокентии, с возженными в руках богомольцев свечами – выражение пламенной молитвы о блаженном упокоении архиепископа Иннокентия. При пении «вечная память», вместе с преосвященным, все молящиеся преклонили колени. После отпуста владыка преподал благословение на выход из церкви. Был уже первый час дня. Богохранимый наш и неутомимый архипастырь после вчерашних трудов и настоящей службы отправился в здание библиотеки-читальни, помещающейся во 2-м этаже дома, принадлежащего елецкому потомственному почетному гражданину М. Г. Заусайлову, который любезно предложил весь 2-й этаж во временное пользование библиотеки-читальни имени архиепископа Иннокентия. Дом этот находится на бойком месте, в конце мужского базара, для библиотеки шесть комнат, правда, не обширных, но чистых, светлых, и только что отремонтированных и с такою же необходимою для читательни мебелью. Еще до прибытия преосвященного в сие здание, крестным ходом из Успенской церкви сюда принесены св. иконы
Успения Божией Матери и славянских равноапостольных учителей св. Кирилла и Мефодия. Самим владыкою в здании совершено молебствие с водосвятием, все помещение окроплено св. водою. В заключение преподано библиотеке-читальне архипастырское благословение и благопожелание, чтобы она росла и процветала во славу Божию и во благо читателей».
Во время перерыва отцы протоиереи Н. Н. Бутягин и П. Н. Острогорский отправились на городское кладбище для служения панихиды на могиле родителей высокопреосвященного Иннокентия. В тоже время священники о. А. М. Ульяшенко и о. Иоанн Руднев служили панихиду по юбиляре в доме, в котором он родился и получил воспитание.
В 1903 г. Заусайлов отказал библиотеке в помещении, и она переехала в другое здание.
Библиотека пользовалась большой популярностью у ельчан. В 1901 г. библиотеку-читальню посетило 1953 лица, взяло книг на дом – 6 186, всего посещений было 8 139, в 1902 г. – 5 827, взяло книг на дом – 9 913, всего – 15 74012, в 1909 г. было 29 571 посещений13.
В «Отчете» за 1901 г. приводятся такие факты: «Наблюдалось даже, что требования на книги значительно превышали наличность их. Так, требования на книги по духовно-нравственному отделу превысило наличность их в 9 раз, произведения словесности – в 5 раз, религии – в 3 раза, истории и географии – в 2 раза, периодических изданий – в 1 раз.
Следовательно, интерес к книге растет и растет. Кто собственно читатели то?
Больше всего зарегистрировано их среди учащихся низших учебных заведений, в возрасте от 10 до 15 лет. И меньше всего среди дворян и купцов. Равнодушие первых, быть может, объясняется тем, что у них есть свои библиотеки, общественные или частные, равнодушие вторых – исключительно отсталостью»14.
Рис. Фото титульного листа «Отчета о состоянии и деятельности Елецкой Иннокентьевской церковно-общественной библиотеки-читальни». Елецкий городской краеведческий музей.
В 2008 г. по благословению епископа Липецкого и Елецкого Никона был открыт горельеф с изображением святителя Иннокентия на апсиде церкви Преображения Господня.
Рис. Горельеф с изображением святителя Иннокентия. Елец.
Несомненно, более известен в России горельеф нашему знаменитому земляку на памятнике «Тысячелетие России», воздвигнутом в 1862 г. в Нижнем Новгороде.
Рака с мощами святителя Иннокентия. Одесса. Успенский кафедральный собор. Фото 2023 г.
В заключительном слове более 100 лет назад епископ Никанор оставил такое напутствие ельчанам, которое не потеряло актуальности и сегодня:
«Но вы, граждане елецкие, еще больше используете память сего великого светильника Божия и славного сына России, если будете взирать на конец его жизни и стараться подражать ему в подвиге служения отечеству и в благочестии, каждый по мере своих сил, талантов, достояния и возможности»15.
Доклад прочитан на Межрегиональной духовно-просветительской конференции, посвященной 200-летию начала педагогической и просветительской деятельности святителя Иннокентия, епископа Херсонского «Вся сила в деятельном христианстве». ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. И. Бунина» 22 декабря 2023 года.
- По материалам доклада О.А. Саввиной, доктора педагогических наук, профессора, на Межрегиональной духовно-просветительской конференции, посвященной 200-летию начала педагогической и просветительской деятельности святителя Иннокентия Херсонского «Вся сила в деятельном христианстве», 22 декабря 2023 г., г.Елец, ЕГУ им. И.А.Бунина
- Кондаков В. А. Иннокентий Борисов, архиепископ Херсонский и Таврический, в письмах его 1822–1855 гг. // Русская старина. 1881. Т. XXXII. С. 575.
- Дочь Рудневых – Варвара Дмитриевна Руднева-Бутягина вышла замуж за будущего философа В.В. Розанова.
- Русская старина. Ноябрь. 1881. Т. XXXII.
- Егор Жданов, по-видимому, сын известного в Ельце подвижника Иоанна Жданова. В книге Клокова, Найденова (с.34) есть упоминание, что у отца Иоанна Жданова был сын Георгий Жданов, о. дбякон Знаменского монастыря (упомнят в 1809 г.). Сыновья отца Иоанна также именовались Преображенскими. В 1819–1823 гг. – Георгий Иванович Преображенский – священник храма Дмитрия Солунского.
- Орловские епархиальные ведомости (ОЕВ). №№ 1-25. 1901. С.1008-1009.
- Орловские епархиальные ведомости. 1901. №№ 1-25. С.1008-1009.
- Кондаков В.А. Иннокентий Борисов. (Переписка) // Русская старина. 10(Ноябрь). 1881. Т. XXXII. С.584.
- Никанор, епископ Орловский и Севский в 1899–1902 (Никифор Тимофеевич Каменский).
- Елец // Орловский вестник. № 158. 16.06.1900.
- Орловсие епархиальные ведомости. 1901. №4. С.116.
- Елецкие письма // Орловский вестник. 13 июня 1903 г. № 125.
- Отчет о состоянии и деятельности Елецкой Иннокентьевской церковно-общественной библиотеки за 1909 г.
- Елецкие письма // Орловский вестник. 13 июня 1903 г. № 125.
- Орловские епархиальные ведомости. 1901. №4. С.117.