Святитель Иннокентий (Борисов) как проповедник
Протоиерей Олег Безруких,
кандидат богословия,
доцент кафедры философии, политологии и теологии
ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический
университет имени П.П. Семенова-Тянь-Шанского»
Святитель Иннокентий (Борисов) как проповедник
«Новый русский Златоуст», именно так называли святителя Иннокентия Херсонского в России. Наделённый удивительным даром слова, прекрасно образованный, он стремился соединять свою жизнь с Евангельским идеалом. Благодаря чему Слово Божие, которое он нёс в своих проповедях людям различных сословий и званий, ни кого из них не оставляло равнодушным. В его обращениях к пастве гармонично сочетались примеры из Священной истории с нравственными аспектами, звучавшими в проповедях Спасителя. Но самым главным для нас является актуальность гомилетического (проповеднического) наследия святителя Иннокентия. Ведь Христос, которому всей своей жизнью старался подражать святитель, по слову Апостола «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). И завещание Спасителя ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф.28:19) остаётся никем не отменяемым.
Профессор гомилетики Санкт-Петербургской духовной академии Николай Иванович Барсов так отзывался о святителе Иннокентии: «Он освежил в России замечательную деятельность церкви учащей, сообщил новую энергию деятельности русских богословов. Около него группируется целая богословская и проповедническая школа».
Действительно, изучая гомилетическое наследие святителя, можно увидеть, как действуя в русле сложившихся правил составления проповедей, он смело раздвигал их рамки, разнообразил их новыми структурными подходами.
Обычно священник, обращаясь к пастве с целью религиозного наставления и воспитания, в зависимости от ситуации использует три формы проповеди – Беседу, Поучение, Слово. По структуре они сходны между собой и, как правило, состоят из вступления, изъяснения, нравственного приложения, заключения.
«Слово» отличается от «Беседы» и «Поучения» тем, что бывает более обширным по объёму и содержанию, звучит более торжественно, излагается возвышенным языком.
Во вступлении проповедник обычно делает указание на повод для беседы – называет церковный праздник, имя и день святого: «Дорогие братия и сестры! Сегодня Церковь празднует…».
Но святитель Иннокентий выстраивает начало проповеди вариативно, без повторов и однообразия, и сразу захватывает внимание слушателей. В самом начале он ставит перед паствой соответствующий теме праздника проблемный вопрос, ответ на который будет искать в форме совместного со слушателями рассуждения в течение всей проповеди.
«Кто со вниманием поклонялся святой иконе Архистратига Михаила, в честь которого мы ныне празднуем, тот не мог не заметить, что Архангел этот изображается всегда в грозном и воинственном виде. На главе его видишь шлем, в руке меч или копье, под ногами – дракон, им поража¬емый. Что значит это? Неужели без меча нельзя ходить безопасно и на небе? Или престол Царя Небесного имеет нужду в охранении, подобно престо¬лам царей земных? Или Ангелы на то созданы, чтобы сражаться?» («Слово на день Собора Архангела Михаила»).
Мы видим, что вопрос разбит на три предложения, и имеет целью побудить слушателей задуматься, прислушаться к себе, к своим мыслям об Архангеле Михаиле, вспомнить его изображения, сформировать своё мнение по данному поводу.
Основная часть проповеди отличается у святителя Иннокентия строгой логичностью и вместе с тем простотой логических построений и эмоциональностью, которые позволяют пастве легко следовать за мыслью проповедника.
В тех случаях, когда святитель Иннокентий обращается к пастве в форме «Беседы», главный упор в проповеди он делает на диалогичность, и основными риторическими средствами у него используются фигуры диалогизма, т.е. воспросно-ответный приём.
К примеру, в проповеди в первый день Пасхи он поочерёдно задаёт пастве вопросы: «Братия, кто воскрес?», «Для чего воскрес?», «Что должно произойти в результате воскресения нашего Господа?», «Как же нам после этого не радоваться, не торжествовать и не приветствовать друг друга с этим воскресением?», «Но чего более всего, братия, требует от нас эта святая слава?». А затем последовательно на каждый вопрос отвечает, присовокупляя практический нравственный вывод.
При использовании данной формы проповеди основным для святителя становится желание беседовать со слушателями, доносить до них духовную истину более доступными и понятными средствами.
Дедуктивная проповедь (наиболее распространенная).
Дедукция (deductio – выведение). Это метод мышления, движущийся от общего положения к частному умозаключению. Началом дедукции (посылом) бывает аксиома (гипотеза), за которой следует цепь умозаключений, приводящих к логическому выводу.
В основе дедуктивной проповеди у святителя Иннокентия лежит общая идея, которая ясно формулируется в самом начале. Затем он эту идею истолковывает, доказательно обосновывает и в заключении соотносит с жизненной ситуацией слушателей.
Структура проповеди
1. Объяснение. 2. Доказательство. 3. Практическое применение.
Пример 1. Проповедь о Кресте
«Кто не берет креста своего и следует за Меной, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38).
- Что значит нести свой крест? (здесь раскрывается главная идея).
- Можно ли мыслить христианство без креста? (приводятся доказательства в пользу главной идеи).
- Несём ли мы свой крест? (побуждение слушателей использовать раскрытую истину в своей жизни).
Структура проповеди
1. Тезис. 2. Антитезис. 3. Синтез.
Пример 2. Проповедь о посте
- В чём смысл поста с точки зрения христианства? (обозначается истина или нравственный идеал).
- А как относится к посту современное общество? (приводится состояние современного мира, не соответствующее идеалу)
- Как нам быть в этой ситуации (приводятся примеры правильных решений).
Пример 3. Проповедь на тему целомудрия
- Что говорит Евангелие о целомудрии? (обозначается нравственный идеал).
- Как смотрит на это современное общество? (приводится состояние современного мира, не соответствующее идеалу)
- Как христианину следует к этому относиться? (даются примеры правильных решений).
Индуктивная проповедь (редко используемая).
Индукция (inducere - влечь за собой).
Этот процесс противоположен дедукции. Индукция предполагает переход от частного положения к общему. Главная идея формулируется в конце.
Наряду с дедуктивным, святитель Иннокентий умело использовал в проповеди индуктивное умозаключение.
Обладая всесторонними знаниями в области богословия, философии, естествознания, истории, археологии, палеографии он умел связывать частные предпосылки с заключением не только через законы логики, но и через фактические, психологические и иные представления.
Пример 4. Слово при посещении паствы, сказанное в Тотемской церкви Воскресения Господня, что на соляном заводе.
«Соляной промысел, которым постоянно занимаетесь вы здесь, не из самых обыкновенных занятий и промыслов. Само Слово Божие похваляет предмет ваших занятий: «Соль – добрая вещь» (Мк. 9:50). Чем она добра? Это одна из самых чистых стихий земных, она придаёт в устах человека всему вкус и приятность, она – средство к сохранению слабых вещей от порчи и тления. Потому соль издревле служила у всех народов символом совершенств духовных, мудрости, твёрдости и постоянства, верности и целомудрия. Имея перед очами столь полезную вещь, постыдно было бы целый век трудясь над солью, между тем оставаться растленными в своих нравах, быть гнилыми в речах и словах. «Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13). Если служители алтаря перестанут учить здраво, если начальники не будут оказывать справедливости, то куда годна сия соль, как не на то, чтобы её высыпать вон и попирать ногами? Господь сказал: «Имейте в себе соль» (Мр. 9:50). Мало иметь соль вокруг себя, в своих руках, надобно иметь соль в самих себе. Что это за соль внутренняя? В теле человеческом имеются все вещества; есть и соль. Недостаток естественной солёности в теле всегда сопровождается его расстройством и болезнями. Но сия соль не зависит от нас, нельзя по произволу иметь или не иметь её в организме. Бывает и в душе человеческой природная соль; это самое выражаем мы, когда говорим: «такой-то человек с солью», «в его словах много соли», - то есть он остр и умён, его слова замысловаты и приятны. Но и эта соль, как показывает опыт, не только не спасет от тления, а нередко сама производит тление духовное, обнаруживаясь в вольнодумстве, шутках зловредных, в кощунстве, пересудах и злоречии. Какую же соль заповедуется нам иметь в самих себе? Павел апостол говорит: «Слово ваше да будет всегда солью благодати растворено» (Кол. 4:6). У человека, облагодатствованного Духом Святым, всё бывает растворено солью благодати – мысль и чувство, слово и взгляд; самый телесный состав, проникнутый этой солью, забывает своё тление, как показывает пример нетленных телес святых угодников Божиих».
Проповедник и слушатели всё время находятся в контакте, они шаг за шагом движутся к кульминации. Основная часть проповеди постепенно ведёт слушателя к раскрытию идеи. Фактически проповедь оканчивает не проповедник, а слушатель, который постигает её послание лишь в самом конце. Пройдя путь поиска, слушатель сам приходит к важному выводу и потому чувствует себя как бы «первооткрывателем».
В XIX веке в России блистали талантом проповедничества святитель Филарет Московский и святитель Иннокентий Херсонский. У каждого были свои характерные особенности.
Проповеди Филарета Московского были очень глубокие по содержанию, строго выверенные. Святитель Филарет над ними много работал, тщательно записывал и потом прочитывал в храме.
Святитель Иннокентий часто говорил свои проповеди экспромтом. В его прекрасной дикции, жестикуляции и мимике проявлялось высшее вдохновение и озарение. Орлиный полёт мысли, творческая фантазия подсказывали ему формы изложения и образы речи замечательной художественной красоты.
Однажды в Страстную Пятницу выйдя на проповедь к Плащанице Иисуса Христа, он движимый сильным чувством умиления и сострадания к Спасителю, неожиданно для всех (и для себя) вместо приготовленной пространной речи произнёс буквально семь предложений и заплакал.
«Знаю, братия, что вы ожидаете теперь слова назидания, но уста мои невольно заключаются, при виде Господа, почивающего во гробе. Кто осмелится разглагольствовать, когда Он безмолвствует?.. И что можно сказать вам о Боге и Его правде, о человеке и его неправде, чего стократ сильнее не говорили бы эти Его раны? Кого не тронут они, тот тронется ли от слабого слова человеческого? На Голгофе не было проповеди: там только рыдали и били в «перси своя» (Лк. 23:48). И у этого гроба место не разглагольствованию, а покаянию и слезам. Братия! Господь и Спаситель наш во гробе: начнем же молиться и плакать. Аминь». Вместе с ним плакал весь храм.
В другой раз так же в Страстную Пятницу он сравнил собравшихся у Плащаницы Христовой людей с детьми, пришедшими к смертному одру своего отца, чтобы узнать его последнюю волю.
«Когда дети соберутся ко гробу отца, то после слёз и сетования первым делом их бывает узнать последнюю волю умершего. Время теперь и нам, окружая гроб Иисуса Христа, узнать Его последнюю волю о нас».
Затем святитель умолк, в полной тишине подошёл к Плащанице и протянул руку к Евангелию, лежащему на Плащанице.
«Вот книга Завета на персях Его! Дерзнём, братия, дерзнём разогнуть сию священную книгу, да увидим и услышим, «что речет о нас Господь» (Пс. 84:9).
Раскрыв Евангелие, он начал читать текст из Евангелия от Иоанна – прощальную речь Иисуса Христа к ученикам:
«Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мiр даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14:27).
Всем хорошо знакомый текст вдруг совершенно по-особому, свежо и пронзительно отозвался в сердцах слушающих.
Завершая краткий обзор проповедничества «нового русского Златоуста», хотелось бы упомянуть книжку, имеющую отношение к Рождественскому посту – «Рождество Христово со святителем Иннокентием Херсонским».
Автор предлагает задуматься над тем, как должен христианин встречать праздник Рождества Христова.
«Воспрянь, душа верующая! И осмотри, что в твоей жизни есть нечистого и недостойного, и попекись заблаговременно всё это исправить и исторгнуть. Есть ли в тебе какая-либо скверна плотская, - очисти её ради чистоты Святого святых; есть ли какой-либо раздор, брань или ненависть, - погаси её из любви к грядущему Начальнику мира; есть ли надменность, или гордыня, или презрение, - подави и это в честь смиренного Отрока Вифлеемского. Приготовься и осмотрись каждый, ибо Господь грядет ко всем! Обозри всё – душу и тело, ум и сердце, ибо Господь будет везде, узрит всё».
Стоит отметить, что в XIX веке святитель Иннокентий сокрушался о том, что многие на вопрос «как родился Спаситель твой?» бывают не в состоянии дать ответа.
«Увы! Мы нередко знаем до подробности, где и как родился и воспитывался Аристотель, Вергилий, Конфуций, а не знаем, что было с нашим Спасителем! Между тем, и одно воспоминание рождения Спасителя, если только оно будет происходить надлежащим образом, поведёт необходимо ко многому, истинно спасительному. Ибо можно ли воспомянуть ясли и нищету Спасителя, и не устыдиться своей роскоши, своих убранств? Можно ли воспомянуть смирение божественного Отрока и не содрогнуться от своей гордыни, надмения и тщеславия? Можно ли воспомянуть бегство от жестокого Ирода, и не почувствовать нового мужества к перенесению несправедливости мира? Таким образом, вспоминая о своём Спасителе, не найдёт ли христианин побуждений к чистой и святой жизни».
Святитель Иннокентий указывает те места в Священном Писании, из которых неоспоримо видно, что Иисус Христос должен родиться не в одном Вифлееме, а в сердцах наших. Сам Христос обещает это, когда говорит: «Любящий Меня, возлюблен будет Отцем Моим… и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:21, 23). Возможность такого чуда подтверждает апостол Павел, когда свидетельствует: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20).
Александр Скарлатович Стурдза (1791-1854), один из лучших дипломатов-стилистов своего времени, перевел проповеди святителя Иннокентия на французский язык. И в иностранной литературе талант русского проповедника, вопреки обычному в то время неприязненному отношению к замечательным явлениям русской жизни, нашёл себе высокую оценку и восторженную похвалу в журналах (Semeur, Revue critique, Cherbuliez, Vinet). Таким образом, проповеди святителя Иннокентия сделались известными западу едва ли не раньше, чем главнейшие произведения наших великих поэтов. Затем проповеди его были переведены на польский, сербский, немецкий, греческий и армянский языки.
Очень хочется, чтобы к святителю Иннокентию никак не были применимы печальные слова Писания о том, что «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13:57). Посмотрите, архиепископ Иннокентий был увековечен на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде. Одесситы гордятся своим архипастырем (в 1997 году Синодом Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Иннокентий был канонизован как местночтимый святой Одесской епархии). С 2007 года его мощи покоятся в освященном в его честь нижнем храме Преображенского собора Одессы. С 2010 года он прославляется в Соборе Липецких святых.
Полагаю, что нынешняя конференция, посвященная 200-летию начала педагогической и просветительской деятельности святителя Иннокентия Херсонского, проводимая в родном его городе Ельце – заслуженная дань уважения к трудам и подвигу нашего великого земляка.
Доклад прочитан на Межрегиональной духовно-просветительской конференции, посвященной 200-летию начала педагогической и просветительской деятельности святителя Иннокентия, епископа Херсонского «Вся сила в деятельном христианстве». ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет имени И. И. Бунина» 22 декабря 2023 года