Приветственное слово Высокопреосвященнейшего АРСЕНИЯ, митрополита Липецкого и Задонского, на презентации книги «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархий. Усманский район»

Ваши Преосвященства! Ваши Высокопреподобия и Преподобия!
Дорогие братия и сестры!

Благодарю вас за внимание к событию, которому посвящена наша встреча – выходу в свет седьмого тома серии научно-краеведческих очерков о церковной истории Липецкого края. Новая книга посвящена летописи церковного прошлого на земле Усманской, которое охватывает более чем четырехсотлетний промежуток времени: от начала заселения здешних земель в конце XVI века до дней настоящих.

С благодарностью вспоминаю труды моего предшественника, Высокопреосвященнейшего схимитрополита Никона (Васина), чьим благословением более двадцати лет назад было положено начало кропотливому исследованию духовных традиций и путей созидания церковной будущности поколениями православных христиан-земляков ушедших веков на Липецкой земле.

Ради выполнения этой важнейшей задачи были объединены усилия священнослужителей епархии, сотрудников Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области и Липецкого областного краеведческого общества. Краеведы-летописцы посвятили годы жизни изучению архивных источников, чтобы сегодня мы с вами имели возможность соприкоснуться с жемчужинами опыта благочестия наших предков.

*   *   *

Преклоняюсь перед трудом каждого, кто причастен к этому написанию, – «да будет он не тщетен пред Господом» (1 Кор 15:58)! – так как имеет особую миссию в условиях интервенции современной недоброкачественной информации в нашу жизнь, подрастающие поколения становятся все более агрессивны. Наблюдая эту тревожную тенденцию, мы понимаем, что идущие нам на смену дезориентированы в поиске жизненных смыслов.

Поэтому мне хотелось бы, чтобы из цикла этих книг читатель обрел ценность гораздо более значимую, нежели удовлетворение исключительно поверхностного исторического любопытства. Поскольку ныне, как никогда, острой стала потребность перефокусирования взгляда нашего внутреннего человека на те стремления, которые жизнь созидают, а не разрушают. Ибо сказано на все времена: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф 12:30, Лк 11:23).

Именно с этой точки зрения нам необходимо всмотреться в образ бытия и ценностей наших верующих предков – в их христианский опыт, вплетенный в годы тяжелых испытаний и победивший в духовном сражении. Ибо плодом их мудрого взаимодействия с Богом стала возможность будущего – нашего с вами настоящего.

*   *   *

Прежние поколения христиан жили ради приобретения Царствия Небесного, будучи обращенными к Небу, которое, как мы знаем, уже здесь, на земле, заповедано стяжать «внутрь себя» (ср. Лк 17:21). Прежде для верующих этой целью определялось все. И потому в земном времени избыток сердец, нелицемерно возлюбивших Христа, непременно находил свое отражение и во внешнем: в быту, в простонародно-мудрых изречениях, песнопениях, кантах, в искренности народного изобразительного творчества... Но самым ярким свидетельством, высшим выражением твердости и сокровенности Богоцентризма, безусловно, становилось храмостроительство.

Чтобы осознать, сколь устремленным ко Христу было жительство, достаточно взглянуть, сколь богаты храмами все Липецкие земли. В одном только Усманском уезде (население которого в конце XIX века составляло около двухсот тысяч человек) насчитывалось двадцать пять каменных и двадцать восемь деревянных храмов. Из них в самой Усмани было возведено семь храмов.

А сколько праведных и блаженных, в разные годы подвизавшихся в подвиге юродства ради Христа, приютил Усманский удел! Их имена по настоящее время остались в памяти Усманцев, которые ласково называли их Мишенька, Егорушка, Панюшка, Ганюшка, Петруша и Дарьюшка.

*   *   *

Вера христиан прежних поколений была живой – дышащей непреложностью слов Священного Писания: «Благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей» (1 Тим 4:8). И мы знаем: эта обращенность к Небу обеспечила будущее их потомкам – нам с вами.

Тем ценно бытие человека, что может наполниться мудростью Духа Божия. К сожалению этот обетованный Божий дар в современном мире, увы, почти обесценен. Подмена понятий добра и зла, искажение приоритетов, утрата понимания сути живой Христовой веры, отрыв от духовных корней – все это говорит о том, что за сегодняшним внешним материальным благолепием скрывается процесс разрушения храмов – душ человеческих, что становится причиной приближения того страшного часа, когда по слову Священного Писания «опустошит всю землю беззаконие» (ср. Прем 5:24).

Задумываясь о прошлом, настоящем и будущем, каждому из нас необходимо присмотреться, в первую очередь, к себе. Если мы – священнослужители, то от любви ли мы сегодня говорим слова назидания, совершаем свое служение в храмах, выстраданных для нас ушедшими в Вечность поколениями? В молитве ли пребывает наше сердце – о себе и о всем мире? Не прервалась ли на нас цепь преемственности благочестия, ставшего залогом нашей жизни?

Если мы родители, то способны ли мы передать своим детям традицию благочестия прежних поколений? Что каждый из нас: архиереев, пастырей, представителей власти, педагогов, историков, людей других профессий и сфер деятельности, - делает для того, чтобы это сохранилось?

Для сравнения обратимся к некоторым фактам, с которым знакомит нас выходящая в свет книга. Так, например, о приверженности усманцев к Православию свидетельствует, в частности, и то, что вплоть до XX века в этом уголке Липецкой земли не было зафиксировано ни одного жителя, исповедовавшего иную веру, ни одного раскольника или сектанта, в чем немалую роль играли чистота жизни, живая сердечная молитва и просветительская деятельность духовенства, радевшего о восприятии народом благочестия, как смысла жизни.

Наглядным свидетельством того, насколько обширным и значимым для общества было служение священнослужителей в конце того же XIX века, является тот факт, что, например, плодом их труда стало закрытие кабаков и образование обществ трезвости…

Испытания были всегда, и не удивительно, что с приходом советской власти в уезде с такими крепкими религиозными корнями борьба с православной верой велась с особой жестокостью. В период гонений на Церковь Христову многие благочестивые люди разного звания и сословия отстаивали от поругания святыни даже ценой своей жизни. Только среди священнослужителей было репрессировано более двадцати человек, девять из них расстреляны…

Можем ли мы с вами сегодня сказать, что готовы пройти тем же путем?

*   *   *

Значительными были и материальные потери: к середине ХХ века в Усмани из семи храмов сохранились лишь стены Успенской церкви бывшего монастырского подворья. Там расположился склад махорочной фабрики… Еще два храма чудом уцелели от разрушения в сельской местности (с. Боровое и с. Крутченская Байгора). От восьми церквей остались лишь руины, и более тридцати храмов были полностью стерты с лица земли.

Уничтожалось внешнее, но на этом фоне еще более крепло благочестие внутреннее – залог возрождения веры в грядущих поколениях – это залог нашей с вами жизни. Об этом свидетельствовал апостол Павел (ср. 1 Тим 4:8).

На рубеже веков, как мы видим, началось активное воскрешение былого христианского духа и созидательных традиций повсеместно на Древнерусской земле. Дар устремленности и любви к Богу раскрылся в трудах Высокопреосвященнейшего схимитрополита Никона (Васина), свидетельством чему стало возрождение не только монастырей и храмов, но, в первую очередь, – человеческих душ. Многие, устремившись ко Христу, вносили свою посильную лепту в восстановление порушенных святынь: одни – мастерством иконописца или строителя, другие – материальной помощью, третьи – трудом молитвенным. Пополнились ряды священнослужителей и монашествующих, что дало возможность в полной мере создать все необходимое для религиозной жизни на нашей земле.

*   *   *

Мне бы хотелось, чтобы именно опыт благочестия стал предметом нашего исследования при прочтении данного издания, которое с благодарностью Богу мы сегодня презентуем читателю. Если человек осмыслит свою причастность к миру Божественному, то в каждом храме, в каждой старинной иконе он будет видеть историю глубочайшей духовности и высокой нравственности прежних поколений православных христиан – историю их взаимодействия, соработничества чистой веры и любви человеческой – с любовью Божественной. Возможно, для кого-то такое прочтение исторических фактов станет дополнительной мотивацией пересмотреть свою жизнь и направить все свои устремления в русло Христово.

Дорогие Владыки, отцы, братья и сестры! Книга, о которой мы говорим сегодня, посвящена церковному прошлому земли Усманской, ее же будущее творится сегодня и зависит от личного участия каждого из нас.

Учитывая новые вызовы современности, мы обязаны быть бдительны. Ведь в веке XX враг рода человеческого разрушал Православие внешнее, а в веке XXI под ударом – внутреннее. Поэтому пусть история каждого храма останавливает умный взгляд нашего сердца. Пусть воскрешает в каждом из нас понимание нашего небесного предназначения. Пусть пробуждает в нас нового Человека, устремленного ко Христу. Человека, вглядывающегося, осмысливающего и продолжающего созидательный опыт прежних поколений, уже прошедших путем спасения из времени в Вечность.

А когда придет наш час уступить дорогу грядущим поколениям, да свидетельствуют тогда о нас слова апостола: «Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор 3:16).