Жизнь перед Богом. Великий Князь Сергей Александрович Романов

Великий князь Сергей Александрович Романов с супругой Великой княгиней Елизаветой Федоровной (будущей преподобномученицей)

В мае этого года исполняется 135 лет со дня основания Императорского Православного палестинского общества, торжественное открытие которого состоялось 21 мая - в день памяти святых Константина и Елены, много сделавшей для христианского возрождения Иерусалима и Палестины.

В этот же день годом раньше было осуществлено первое паломничество в Святую Землю великого князя Сергея Александровича, ставшего учредителем и первым председателем общества. В задачи общества входила, во-первых, организация и обустройство русских паломников в Палестине; во-вторых, помощь и поддержка православию на Ближнем Востоке путем благотворительной и просветительной работы среди местного арабского населения; в-третьих, научно-исследовательская и издательская работа по изучению исторических судеб и современного положения Палестины и всего ближневосточного региона, библейской филологии и археологии, организации научных экспедиций и раскопок, пропаганде знаний о Святой Земле в российском обществе [5].

То обстоятельство, что во главе общества (с момента основания до трагической гибели в 1905 г.) стоял великий князь Сергей Александрович (а после его гибели — вдова покойного великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне причисленная к лику святых Русской Православной Церкви), обеспечивало ему высокий статус и государственную поддержку. За 25 лет своей деятельности обществу удалось добиться внушительных результатов. Так, если в день торжественного открытия общества, по воспоминанию В. Н. Хитрово, «касса его не только была пуста, но в ней числился даже дефицит в 50 рублей», то в 1907 г. император Николай II в высочайшем рескрипте на имя Председателя общества великой княгини Елизаветы Федоровны подвел впечатляющий итог: «Ныне, обладая в Палестине владениями ценностью почти в 2 миллиона рублей, ИППО имеет 8 подворий, где находят приют до 10 тысяч паломников, больницу, 6 лечебниц для приходящих больных и 101 учебное заведение с 10 400 учащихся; за 25 лет им выпущено в свет 347 изданий по палестиноведению» [4].

Однако такой успех объясняется, на наш взгляд, не только августейшим вниманием, но и личностью председателя – великого князя Сергея Александровича, его пониманием общественного служения, духовной и мировоззренческой доминантой.

Мы живем во времена, когда осмеянию, поруганию подвергаются прежде непреложные ценности и авторитеты. Не обошла стороной клевета и личность великого князя Сергия Александровича, которому еще при жизни пришлось столкнуться с непониманием, открытым неприятием, насмешками. Причем чем большим благочестием обладал человек, тем более гнусным, ожесточенным нападкам он подвергался. Что же позволяло сохранять духовную твердость, активную гражданскую позицию, удерживаться от озлобленности, уныния, социальной апатии? Обратимся к биографии великого князя.

Огромное влияние на Сергея Александровича оказала его мать – императрица Мария Александровна, в которой сосредоточилось, по его признанию все, что у него было святого, лучшего. «Кто подходил к Ней, — говорил о Марии Александровне высоко ее почитавший К.П. Победоносцев, — чувствовал присутствие чистоты, ума, доброты и сам становился при Ней чище, светлее, сдержаннее» [7]. От мамы Сергей унаследовал любовь к музыке, живописи, поэзии. Она воспитала в нем сострадательность и доброту, научила молиться. Когда в 1865 году восьмилетний Сергей вместе с мамой приехал в Москву для отдыха и лечения, он удивил всех тем, что попросил вместо развлечений показать ему архиерейское богослужение в Кремле и выстоял всю службу в Алексеевском храме Чудова монастыря.

Мария Александровна тщательно подходила к выбору наставников для сына. В раннем детстве его воспитанием занимались протоирей Иоанн Рождественский, настоятель малой церкви Зимнего дворца, прививший великому князю любовь ко Христу, и фрейлина А.Ф. Тютчева (дочь великого поэта, супруга славянофила И.С. Аксакова). «Широко просвещенная, обладавшая огненным словом, она рано научила любить русскую землю, православную веру и церковь… Она не скрывала от царских детей, что они не свободны от терний жизни, от скорбей и горя и должны готовиться к мужественной их встрече», — писал один из биографов великого князя [1].

С семи лет главным воспитателем Сергея Александровича назначили вице-адмирала Д.С. Арсеньева, каждую ситуацию использовавшего в целях нравственного совершенствования отрока. Сохранилась переписка императрицы Марии Александровны и Д.С. Арсеньева. «Действительно ли он более внимателен в церкви, - спрашивает в одном из писем мать. – Я так дорожу этим».

Решающую роль в воспитании юноши сыграло общение с К.С. Победоносцевым, читавшим Сергею Александровичу курс гражданского права. Приведем напутствия Победоносцева к совершеннолетию воспитанника: «Истинное богатство взрослого человека вот в чем состоит. Он должен сознавать в себе внутреннюю силу – разумения, умения и воли. Он должен всегда знать, чего хочет и что делает. Храните себя в правде и чистоте мысли, не забывайте ставить себя перед Богом. Выше всего правило – делать всякое дело, какое на Вас положено, добросовестно и вправду, то есть делать его самому, своим трудом, своей мыслью, своей ревностью» [6]. Говоря о том, что исполнение долга есть крест, тем более тяжелый, чем выше положение в обществе, Победоносцев указывал: «Вы не вправе снимать его с себя. Сколько добра Вы можете сделать, сколько добрых намерений внушить – и все благодаря Вашему положению». Эти слова не раз поддерживали великого князя, особенно во время исполнения обязанностей генерал-губернатора города Москвы.

Очень многое для понимания личности Сергея Александровича дают его отношения с супругой Елизаветой Федоровной. Во время его визитов в Дармштадт его благородство и рыцарственность, искренний и правдивый характер завоевали сердце принцессы Эллы. Делая свой выбор, Елизавета Федоровна отвергла даже руку такого известного жениха, как будущий император Вильгельм.

В письме к брату Эрнсту-Людвигу Елизавета Федоровна называет мужа «настоящим ангелом доброты». А в письме к его брату великому князю Павлу Александровичу пишет: «Он святой человек, много выше всех нас; ты, конечно, это знаешь» [2]. Через семь лет супружества она принимает православие. В этом решении огромную роль для будущей российской «великой матушки» сыграл пример Сергея Александровича, его благочестие, его любовь к Церкви.

Великий князь активно поддерживал великую княгиню в делах благотворительности, покровительствовал «Обществу попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях». Уже в подмосковном Ильинском (завещанном Сергею матерью), где молодые провели медовый месяц, они вместе устроили родильный приют. Как могли, старались улучшить крестьянскую жизнь. Именно его стараниями, к примеру, дело юридической защиты истязуемых (главным образом, в ремесленных работах) детей сдвинулось с мертвой точки. Дела милосердия Сергей Александрович творил преимущественно тайно. Брат Елизаветы Федоровны пишет в своих воспоминаниях: «Многим, очень многим людям помог он, но всякий раз в строжайшей секретности» [3].

Не менее показательной являлась деятельность великого князя на посту московского генерал-губернатора. Перед переездом в Москву Елизавета Федоровна писала отцу: «На Сергия наложена огромная ответственность: староверы, купечество и евреи играли там важную роль, и всё это надо было привести в порядок любовью, твердостью, по закону и терпимостью. Господь, дай нам силы, руководи нами, так как всё это будет трудным и тяжелым» [2].

Это время расцвета Москвы, где при содействии Сергея Александровича появляются музеи европейского уровня, меняется инфраструктура, улучшается экология, появляются просветительские учреждения и народные дома для рабочих. Сообразно своему положению, он состоял президентом, председателем, членом или благотворителем многих научных обществ и организаций: Московского архитектурного общества, Московской духовной академии, Московского филармонического общества, Комитета по устройству при Московском университете Музея изящных искусств имени императора Александра III, Московского археологического общества, а также состоял почётным членом Академии наук, Академии художеств, Общества художников исторической живописи, Московского и Петербургского университетов, Московского археологического общества, Общества сельского хозяйства, Общества любителей естествознания, Русского музыкального общества, Археологического музея в Константинополе и Исторического музея в Москве, а также Московской Духовной Академии, Православного миссионерского общества, Отдела распространения духовно-нравственных книг.

Сугубую заботу великий князь проявлял о воцерковлении москвичей, заботился об их приобщении к достижениям отечественной и европейской культуры.

Он прилагал все старания для улучшения жизни рабочих, видя необходимость в первую очередь в организации обществ взаимопомощи, которые создавались при непременном участии священников и обращались к идеалам Евангелия. Это были своего рода христианские профсоюзы.

Не участвовавший в начинаниях великого князя Сергея и в общем-то скептически к нему относившийся профессор Московского университета М.М. Богословский в своих воспоминаниях вынужден был признать, что Сергей Александрович все-таки «преисполнен был самых благих намерений». Кроме того, профессор замечал: «Приходилось слышать, что он окончательно уничтожил последние остатки прежнего мордобойства, привычного в московских войсках, строго преследуя всякую кулачную расправу с солдатами» [7].

В процессе благоустроения Москвы особое внимание великий князь уделял церковной жизни. Так, он ввел в Москве новогодние благодарственные молебны, участвовал в традиционном Крещенском крестном ходе к иордани на Москве-реке, был организатором церковных парадов и крестных ходов, благоукрасил церковь генерал-губернаторского дворца, которая была посвящена святому благоверному князю Александру Невскому. Огромные труды великий князь положил на организацию празднования 600-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Он стал инициатором проведения крестного хода из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру.

За два месяца до своей кончины, в декабре 1904 года, он обновил и отреставрировал на свои средства храм преподобного Сергия Радонежского в Царском селе и принял участие в его освящении.

После женитьбы практически первым его делом на Святой земле было создание прекрасного храма Георгия Победоносца в Кане Галилейской, которому среди других икон они с женой пожертвовали иконы святой праведной Елисаветы и преподобного Сергия Радонежского. В 1885 году одним из первых храмов Палестинского общества на Святой земле стал построенный храм преподобного Сергия.


Храм вмч. Георгия Победоносца в Кане Галилейской

Живое христианское чувство всегда было отличительным свойством великого князя. Его приверженность национальной исторической и духовной традиции, верность Православию и самодержавию не могли не восприниматься враждебно в обществе, охваченном либеральными и революционными идеями, когда даже правивший дом Романовых «разделился сам в себе и в конце ХIХ века все больше находилось в нем лиц, не считавших себя связанными честью дома. «Я… глубоко тебе сочувствую, — писал ему двоюродный брат и ближайший друг великий князь Константин Константинович (К. Р.) в начале 1880-х годов, —… Тебя почти никто не понимает, и составляют о тебе совсем ложное мнение…» [7]. Застенчивый, тонко чувствующий и ранимый, Сергей Александрович защищался от обращенной к нему клеветы неприступным видом, «генерал-губернаторским» лицом. Характерно, что в отношениях с К.Р. духовное лидерство принадлежало Сергею Александровичу. Он руководил чтением Константина, в том числе духовным: советовал ему читать Ефрема Сирина и открыл ему Достоевского.

Великий князь Сергей Александрович вел неустанную духовную борьбу. В 1883 году он писал бывшему домашнему воспитателю Арсеньеву: «Как прежде я Вам это говорил, так и теперь повторяю — если люди убеждены в чем-либо, то я их не разубежу, а если у меня совесть спокойная, то мне passez-moicemot (с французского – “простите за выражение”) — плевать на все людские qu’esqu’a-t-on (пересуды)… я так привык ко всем камням в мой огород, что уже и не замечаю их» [7]. Он следовал совету, полученному в юности от Победоносцева: «Храните себя в правде и в чистоте мысли. Во всяком движении сердца и мысли справляйтесь в совести с началом правды Божией. Вам немало говорили об этом в детстве; но что в детстве было натвержено, к тому иногда молодость становится равнодушна, и чего в детстве бывало совестно, того перестают совеститься, когда выходят из детства. Но Вы, свято храня детскую веру, не забывайте ставить себя перед Богом…» И великий князь всегда старался иметь перед Господом чистую совесть. Он молился и пытался смиряться.

Его смерть была глубоко жертвенной. Елизавета Федоровна писала государю Николаю II 7 апреля 1910 года: «Дорогой мой… Сергей с радостью умер за тебя и за свою родину. За два дня до смерти он говорил, с какой готовностью пролил бы свою кровь, если бы мог этим помочь» [8].

Место упокоения Великого князя Сергея Александровича в родовой усыпальнице Романовых в Новоспасском мужском монастыре Москвы  

4 мая 2017 года был восстановлен памятный крест на месте гибели Великого князя Сергея Александровича

Презентация к докладу

Чурсина Анна, ученица 6 класса школы № 51 г. Липецка.
Научный руководитель: Кладова Лариса Алексеевна, 
консультант: иерей Олег Феофанов.
Доклад на VI Региональных детско-юношеских 
богословских чтениях, Липецк, 2017 г

Литература:

1. Авчинников А.Г. Великий князь Сергей Александрович. Иллюстрированный биографический очерк, Екатеринославль, 1915, с. 2. Цит. по: Иеромонах Иов (Гумеров). Долг и правда: жизнь и мученическая кончина Великого Князя Сергия Александровича (1857- 1905) [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pravoslavie.ru/44778.html 
2. Ахундова И. «Он святой человек». Беседа с историком Анной Громовой о Великом князе Сергии Александровиче. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.pravoslavie.ru/77323.html 
3. Великий князь Сергей Александрович Романов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.liveinternet.ru/users/ustava51/post264301251/html 
4. История создания ИППО. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.ippo.ru/historyippo.html 
5. Лисовой Н.Н. Русское духовное присутствие в Святой Земле в XIX – начале XX вв. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. palomnic.org/ippo/h/2/.html 
6. Победоносцев К.П. Учитесь жить своим умом. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/02/22/k_p_pobedonoscev_uchites_zhit_svoim_umom/.html
7. Секачев Василий. Великий князь Сергей Александрович: тиран или мученик? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/velikij-knyaz-sergej-aleksandrovich-tiran-ili-muchenik/.html 
8. Цит. по: Соликова В. Князь-губернатор Сергей Александрович Романов – кто он на самом деле? Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.naslednick.ru/articles/contest/contest_17387.html