Традиция и новации: культура, общество, личность
Пленарный доклад кандидата богословия, клирика Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонаха Гавриила (Мельникова) на Митрополичьих Рождественских чтениях в Липецке 19 ноября 2015 г.
Понятие «традиция» передача, предание, восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Это непрерывная передача устойчивых форм опыта достаточно долгое время (образ жизни, интеллектуальные идеи, навыки, информация и т.д). «Новация» от лат. «novatio»: некое отдельное нововведение в человеческой культуре. «Инновация» от позднелат. «inovatio» (XVII в.) — глубокое обновление традиции – процесс преобразования традиции новшествами, в обновленную форму традиции для решения назревших проблем. Традиция через преобразование (инновацию) становится обновленной традицией, что закрепляется в новой институции (новых нормах, доктринах, общественных механизмах и организациях).
Поэтому противопоставление традиции и инновации, а также традиции и институции неверны и искуственны. Неверно рассматривать традицию как нечто отжившее, а инновации - как единственно современное. Если полезные новации не дадут новой, крепкой традиции, то останутся неустойчивыми, бесформенными поисками нового. Если же традиция перестанет обновляться, то она станет препятствием для решения новых вызовов времени. Традиция и новации – единое целое, обеспечивающее обновление любого общества с сохранением стабильности. Изначально Бог установил традицию передачи по наследству богообразной творческой природы человеческой («плодитесь и размножайтесь»). Грехопадение и убийство Каином Авеля было первыми новациями со знаком минус, это привело к порче человеческой природы и к отрицательной традиции передачи последствий греха.
В результате каждая личность, каждое общество и культура существуют на пересечении двух глобальных традиций – добра и зла и в этом контексте формируются. Первыми положительными религиозными новациями стали обетование Христа, данное уже Адаму, институты жертвоприношений и совместного богослужения при Сифе и Еносе, что укрепило традицию хранения и передачи опыта богообщения потомству, которая продолжалась до Ноя. Параллельно возникают первые культурные новации: земледелие, скотоводство, производство металлов, строительство городов, а в цивилизации каинитов появляется оружие.
Человечество приспосабливается к бытию в падшем мире, возникает традиция материальной культуры. Смешение традиций благочестивых сифитов и нечестивых каинитов приводит к глобальному перевесу зла, через Потоп Бог прерывает допотопную традицию зла, спасая ослабевшую традицию добра. Завет Бога с Ноем – очередная новация (разрешается вкушение мяса, вероятно, озвучиваются основные моральные принципы) для укрепления традиции веры и праведности, возникшая традиция идет через Сима к Еверу и далее - через Авраама к Моисею. Параллельно возникает первое тоталитарное общество (Вавилонская башня) и Господь снова прерывает эту традицию, раскалывая человечество на множество наций, традиций, культур, уничтожая глобализацию зла. Завет Бога с Авраамом – следующая новация, вводится обрезание, выделяется росток народа Божия как некая теплица, оазис в мире других народов, охваченных грехом. Завет на Синае через Моисея - величайшая новация и инновация, создается обновленная традиция, закрепленная в институтах 10 Заповедей, храма, обрядов, священства, религиозно-гражданских законов и праздников, и в сакральном Тексте ВЕтхого Завета.
В это время в языческом мире Сократ, Платон, Аристотель, стоики создают своими новациями традицию греческой философии, что в лучших ее прозрениях было подготовкой ко Христу для языческого мира, в какой-то мере как Закон Моисея для иудеев. Промысел Божий использует и направляет новации и постепенно трансформирует две традиции, готовя пришествие Христа. И в межзаветном иудаизме осознаются идеи личностей Логоса, Софии, предсуществующие Мессии, в дополнение к строгому монотеизму. Следующая, окончательная, глобальная новация – воплощение Бога, явление Христа и дарование полноты даров Св. Духа Церкви через Апостолов, полноты Откровения Бога.
Открытые через Моисея и пророков Ветхого Завета элементы истины, ряд линий истины продолжены и дополнены во Христе полнотой Истины, Новый Завет сменяет Ветхий Завет, как бесконечный океан продолжает впадающую в него полноводную реку. Возникает традиция Церкви, это понятие не изучено до сих пор, вероятно, традиция Церкви есть совместное творчество Бога и всей Церкви, через которое хранится, передается от Апостолов и все глубже раскрывается в Церкви полнота данного ей Откровения и Богоприсутствия. Итак, традиция Церкви хранит полноту Богообщения и Откровения Бога, тогда эта Традиция животворна, она сама есть вечная инновация, каждая личность, все глубже приобщаясь к бесконечному опыту Церкви, получает вечное обновление и бесконечное приращение этого обновления.
Творчество Бога и членов Церкви входит как новая закваска (инновация, трансформация) в жизнь различных наций, обществ, культур с их достижениями и заблуждениями. Отвечая на заблуждения групп философов, еретиков, иных религий, Церковь действием Промысла все глубже, точнее, яснее раскрывает полноту познанной ею Истины. И она использует для этого иногда даже язык своих соперников, если он удобен для раскрытия тайн веры, наполняя язык философии новым содержанием Божественного Откровения. Так, борьба с ересями Ария, Нестория, Евтихия, Оригена и т.д. позволила Св. Отцам точно, неповрежденно раскрыть исконное библейское Откровение.
При этом философские термины - сущность, единосущие, природа, ипостась, энергия, Логос, и др. - Свв. Отцы творчески используют для точного выражения библейской Истины. Здесь совершенно новый факт: не новации обновляют традицию, а наоборот, традиция обновляет всѐ, традиция обновляет, преобразует новации и, оставаясь неповрежденной полнотой Истины, глубже раскрывает себя через эти новации. Живя в мозаике многих традиций: традиция семьи, традиция улицы, традиция школы, традиция города, традиция страны, традиция человечества, традиция религии и т.д., свободная личность выбирает свое. Каждая личность есть новация Бога (неповторимый замысел-логос Бога) и эта личность создает внутри себя свою личную, новую традицию (мировоззрение), пропустив традиции общества сквозь новизну своего выбора. Но лишь в вечно молодой традиции Церкви личность приобщается полноте Богообщения и общения с братьями, преодолевает самозамкнутость к открытости по образу единства Св. Троицы, обретает единство со своим замыслом. Сам Бог начинает сиять в этой личности, и тогда каждая уникальная грань личности обретает всю свою красоту.
Это красота обретена в совместном творчестве Бога и человека, в творческом усвоении личностью единой животворной Традиции. И в будущем вечном Царстве Христа продолжится вечное духовное возрастание людей и ангелов к богоподобию, вечная традиция возрастания в Любви и Богообщении. А Библия и история Церкви остаются для нас непреходящим арсеналом, хранилищем образцов, моделей для творчества.
Например, это модели: 1) сросшихся противоположных традиций, сосуществующих очень долго как фон развития и закалки личностей. 2) Одна традиция поглощает другую, уничтожая все ее положительные ценности, это глобализация зла, могущая вылиться в тоталитарный режим. 3) Разрушительная традиция должна быть уничтожена, чтобы сохранить остатки добра. 4) Либо она должна быть расколота на множество традиций, различие которых не даст традиции зла воцариться неограниченно. Модель 5): сосуществование многих равноценных традиций для взаимообогащения и избежания тоталитаризма, избежания подавления свободы и доброго выбора. 6) Модель пересадки неокрепшей традиции в благоприятную почву. 7) Модель предварительной традиции, содержащей лишь элементы будущей основной. 8) Модель закваски: медленного прорастания новой традиции и через это уничтожения элементов греховной традиции. 9) И, наконец, модель совершенной живоносной Традиции, обновляющей все традиции и все новации. Будем использовать это библейское богатство парадигм в своем творчестве. Вероятно, на языке традиции – новации – инновации - институции можно удовлетворительно описать все явления человеческого бытия. Наш доклад не претендует на полноту и эта тема, возможно, достойна отдельного богословского исследования.