Господь посылает вдохновение

«Христос и блудница», «Нагорная проповедь», «Богоматерь во славе», «Воскресение Господа», «Добрый самарянин», «Христос у Марфы и Марии» и другие яркие библейские сюжеты притягивают и завораживают. Ими начинаешь любоваться уже в притворе, когда ты только-только входишь в верхний придел липецкого храма Всех святых, в земле Российской просиявших. Многофигурные большие композиции всегда сложны в исполнении. И в этом также заключается ценность и уникальность начатой работы в одном из главных храмов, украшающих областной центр. Лучше всего ими любоваться, рассматривая как крупные, так и более мелкие детали после Богослужения, когда люди покинули храм. Здесь и открываются все подробности: внутренняя цельность, благородство и духовное величие. Поэтому роспись так притягивает. Глядя на эти работы, хочется постич их духовный смысл.

Объемные изображения размером пять на два с половиной метра — ручная настенная живопись наших местных художников Валерия Акиньшина, Александра Тарабцева, Андрея Тонких и других. Эти мастера украшают южную сторону храма, где сегодня установлены леса для работы на высоте.

— Расписать этот храм хотели бы многие, в том числе талантливые художники из Ельца и Тамбова, — рассказывает Валерий Акиньшин. — Храм, идеальные пропорции которого вызывают восхищение, был открыт достаточно давно, а вот настенной живописи в нем не было. Настоятель храма протоиерей Владимир Сельцов — поклонник академического стиля — попросил нас для начала расписать притвор. Это стало своего рода экзаменом на профессионализм. И мы его выдержали.

В притворе «Покров Пресвятой Богородицы» — образы Спасителя и другие сюжеты. Фоны под орнаментами и изображениями, а также декоративные обрамления образов святых и фигурных композиций выполнены золотистой краской. И уже при входе в храм светло и радостно на душе.

Одним из первых ценителей работ липецких художников стал митрополит Липецкий и Задонский Никон, от природы наделенный хорошим художественным вкусом. Владыка и сам автор многих икон и живописных работ. Ему понравились как сами сюжеты, так и тона красок, а также академический или русско-византийский стиль, которому отдано предпочтение. Роспись выполняется с тщательной отработкой орнаментов и деталей изображений.

Конечно, художники взялись за эту работу, понимая всю ее сложность и ответственность. Здание храма проектной высотой 49 метров, а это примерно шестнадцатиэтажный жилой дом, здесь много пространства для росписи. О размерах церкви можно судить по такому факту: более 600 верующих могут одновременно поместиться под ее куполом.

Здесь необычный иконостас и уникальные царские врата. Работы по установке иконостаса выполняли разные мастера, но вот что удивительно: в конечном итоге получилось гармонично. А потому роспись должна увязываться с их элементами и не восприниматься сама по себе, а именно вкупе с главным центральным местом, в средней части которого находятся столпы или стены как символ опоры небесной церкви на дела людей. Поэтому на них изображены мученики в качестве образца святости христианского подвига. В их числе — преподобный Евфимий, Анастасия Узорешительница и другие святые.

Первыми идут рабочие, которые быстро и умело реставрируют покрытие стен, выравнивают их, накладывают штукатурку. Стены, которые стареют, покрываются копотью от тысяч лампад и свечей, обновляют под роспись. Контуры основных частей росписи наносятся на оштукатуренные, загрунтованные и предварительно окрашенные стены храма.

— Более 15 лет я работаю акриловыми красками, писать которыми сложнее, — говорит Валерий Акиньшин. — При смешивании они меняют тональную градацию и цвет. Но эти краски примерно в пять раз цветоноснее, чем масляные, они же и практичнее: выдерживают перепады температур, не дают трещин.

Каждая крупная работа занимает от трех месяцев и более. Сначала липецкие живописцы работают над масштабными фигурами, затем выписывают детали. И нет ничего второстепенного. Без веры, помощи Божией создать талантливую роспись в этом величественном храме было бы невозможно. Наблюдаю, как благоговейно Валерий Акиньшин входит в алтарь, целуя изображение Архангела Гавриила на боковой двери. Художники посещают Богослужения, причащаются Святых Христовых Тайн. Именно Господь посылает творческое вдохновение и как будто своею дланью водит кистью.

...Южная часть практически завершена, и постепенно художники переходят к северной. Здесь по задумке настоятеля появятся сюжеты «Насыщение хлебами», образ Спаса Нерукотворного и лики святых.

"Творение Божиего Промысла"
09.08.2018 "Липецкая газета". Александра Панина
// Культура