Секрет вкусных просфор...
Более четверти века назад пришли помогать настоятелю Успенского храма Усмани, ныне почившему протоиерею Владимиру Баязову, Мария Петровна Труфанова и Валентина Николаевна Данковцева. Трудились не покладая рук на многих послушаниях. Но главным стало - приготовление просфор.
По-разному проходило воцерковление верных помощниц своего духовного отца до знакомства с ним.
Мария Петровна с раннего детства посещала церковь с родителями, и самые торжественные, самые яркие воспоминания детства были связаны с Пасхальным богослужением.
– В школе на нас рисовали карикатуры в стенгазетах, наказывали, на линейку выводили, но мы все равно в храм бегали, – вспоминает Мария Петровна. – У супруга тоже родители оказались верующими. В 70-х годах молодежь в храм не пускали, милиция дежурила, но нам все-таки удавалось в выходные дни, в большие православные праздники на службу пробираться.
– Любили богослужение?
– О-чень! – Не раздумывая ответила Мария Петровна. – Храм – это жизнь. Без храма жить нельзя. Даже не представляю жизнь без храма.
– Что для вас самое главное в храме?
– Самое дорогое в храме – это Исповедь и Причащение, ведущие ко спасению души.
– А в жизни верующего, что должно быть самым важным?
– Спасаться, живя по Заповедям Божиим, с молитвой в сердце.
– Изменилось что-то за эти годы в жизни прихода?
– Многое изменилось. Молодежи стало больше приходить. Детишек многие стараются каждое воскресенье и в праздники причащать. Стали понимать, как говорили в старину: «Без Бога ни до порога». И священников сейчас больше стало. Раньше батюшкам тяжело было верующих окормлять – один священник на всю округу был. Разве все успеешь. А теперь у прихожан благодатная возможность появилась – под духовным руководством жить, все по благословению делать.
А что такое – жить по благословению, Мария Петровна знает не понаслышке. Восемь лет была она рядом со своим духовным отцом протоиереем Владимиром Баязовым.
– Как он молился! Такой молитвенник был, – вспоминает Мария Петровна. – И нас учил каждое дело с благословения Божия начинать. Помню, перед Великим постом собирал батюшка всех духовных чад. Мы становились на коленочки, и батюшка читал молитву, чтобы Господь нас на предстоящий пост укрепил. Такая умилительная молитва была. Теперь жалеем, что ее не записали. Раньше ведь молитвослов не достать было. Молитвы от руки переписывали…
– Многому нас батюшка научил, – продолжает Мария, с нежностью возвращаясь к воспоминаниям о прошлом. – Ведь книг духовных в продаже не было, и мы все вопросы батюшке задавали, как то или другое дело правильно сделать.
Началось же духовное окормление Марии у отца Владимира следующим образом. Однажды она подошла к батюшке после всенощной и пожаловалась, что ничего не понимает в вечернем богослужении, поэтому молиться внимательно не получается. Батюшка тогда ничего не ответил. Но через несколько дней, встретив ее на улице, окликнул по имени и сказал, что привез ей то, в чем она нуждается.
С трепетом бежала Мария Петровна в тот день на вечернюю службу. Какова же была ее радость, когда батюшка вышел на шестопсалмии и протянул ей заветную книжечку с пояснением Литургии и всенощного бдения. Кратко пояснив содержание книги, отец Владимир благословил обращаться к нему, если возникнут какие-то вопросы. С тех пор Мария уже находилась при батюшкином руководстве неотлучно. А вскоре духовный отец пригласил ее в помощницы по храму.
На каких только послушаниях не была Мария со своей подругой Валентиной Николаевной Данковцевой, с которой они сдружились еще на заводе: и храм красили, и стекла в окнах под куполом меняли, и кирпичи таскали, когда отец Владимир задумал соорудить трапезную пристройку к храму, не вмещавшего к тому времени в праздники всех верующих, пришедших на богослужение. Стояли так плотно, что руку нельзя было поднять, перекреститься. А затем батюшка восстанавливал разрушенную колокольню.
– Мы 20 лет на стройке малярами проработали, высоты не боимся… Но самое любимое послушание – это печь просфорочки, – поделилась Мария. – Послушание очень трудное, но и благодатное. Натираем вручную, а раньше и месили вручную. Целый час месить приходилось. Труд, конечно, тяжелый, но и радостный.
– Все говорят, что просфоры у нас очень вкусные, тем более, что мы их "зажариваем" – поделилась маленьким «секретом» Валентина Николаевна Данковцева.
– Как думаете, в чем секрет вкусных просфор?
– Я думаю, что когда их с любовью и молитвой делаешь, то они вкусные получаются, а впрочем, не знаю, – скромно заключила Мария.
– Очень тяжелый труд и ответственный, – продолжила Валентина. Сейчас у нас, спасибо отцу Олегу, и печь новая, и машина-мешалка, и машина раскаточная, – и то нелегко приходится. А раньше они все вручную месили с матушкой Серапионой, по целому часу тесто только взбивали. Но оно того стоит. Это же хлеб особый – богослужебный.
– Матушка Серапиона тоже здесь много потрудилась: и готовила, и стирала и убирала, и за церковным ящиком стояла, записочки принимала. Все делала. Теперь своему сыну – отцу Владимиру на приходе в Поддубровке помогает, – напомнила Мария.
– Да, потрудилось наше поколение на приходе много, – дополняет Валентина Николаевна. – И строили, и кирпичи разгружали. Когда забор ставили, то ямки под столбики бабушки 60-70-ти летние копали. Сейчас вот просфорню новую строим…
Валентина Николаевна трудится при храме уже 26 лет. Когда отцу Владимиру понадобилась помощница за свечным ящиком, то Мария со всей уверенностью в безукоризненной честности подруги рекомендовала ее своему духовному отцу.
Путь к храму у Валентины был несколько иной, чем у Марии. В детстве в церковь она не ходила, а когда вышла замуж, оказалось, что семья у супруга очень верующая – в храм на все праздники ходили, посты строго соблюдали.
– Я сначала даже возмутилась, – с улыбкой вспоминает Валентина Николаевна, – а потом интерес стал появляться. Золовка придет из храма, я ее спрошу, что за праздник был, потом найду про него в книгах (у свекра много духовных книг было) и читаю. А потом сама начала в храм ходить. Сначала перед работой забегу, свечку поставлю. Позже стала с работы и на вечерние службы под праздники убегать. Батюшка как узнал, строго запретил. Сказал: «До пяти работай, а потом приходи, сколько успеешь».
– Батюшку слушаться надо, а то ведь ревность не по разуму бывает. Думаешь, сама знаешь, как лучше. За годы батюшкиного окормления поняла, что все надо по благословению делать, тогда Сам Господь твоей жизнью руководит и все хорошо получается, – добавила Мария.
– Это верно… А как батюшки заботятся о нас, – продолжила Валентина. – Я лет пять-шесть назад сказала отцу Олегу, что ноги болят, больше не могу ходить. А батюшка: «Ничего, Валентина, мы тебя возить будем». Вот так и возят до сего дня… А моложе были, ходили несколько километров пешком и по грязи непролазной, и по снегу.
– А теперь постарели… Литургию выстоим, а вечернюю уже сидеть надо. Разве это молитва? Это уже просто отбывание, – сетует Мария. – Но все равно, слава Богу! – мы в храме!
– Это самое главное, что в храме, – соглашается Валентина.
– Больше 25 лет при храме, может, что и заслужим своим трудом, – робко выразила главную надежду всей жизни Мария Петровна.
Всю свою жизнь без остатка принесли они Богу, но нет и тени горделивой мысли, что Он им что-то должен, обязан… «Заслужим трудом» – как редко эти слова можно услышать в наше время, когда честный труд стремительно теряет самоценность. Повсюду только и слышишь, что важен не труд, а заработок. И только в Церкви Христовой по-прежнему велик труд в Очах Божиих – труд души, физический труд, всякий труд ради Христа и ближнего.
– Надеемся. Надежда есть, и вера есть, только бы ее не потерять, до конца устоять в вере... И когда умрем, чтобы отпели нас в храме – вот наше самое большое желание, – вторит подруге Валентина.
– Да, литургию здесь отстоять, – подхватывает Мария.
Удивительные скромные труженицы. Даже представляя себя в храме на смертном одре, говорят: «литургию отстоять», – и в этом крепкая и несомненная вера, что лежит по блаженном упокоении бездыханным только тело, душа же продолжает предстоять Богу в молитве.
Но это потом. А пока они на своем посту. Мария Петровна – печет просфоры, требы принимает, а Валентина Николаевна – за свечным ящиком.
– Народ неграмотный пошел, некоторые не знают, как правильно имя православное в записке написать, например, как «Нюра» полностью пишется. Приходится рассказывать, объяснять, – делится Валентина.
– Не обижаются?
– Нет, не обижаются. А то ведь бывает и молебен об упокоении отслужить просят. Поясняешь, что молебен о здравии только служится. А они: «Нет, мы по телевизору слышали». Это они, наверное, слышали, что Патриарх молился об упокоении погибших и слово «молился» с «молебном» перепутали. Но в целом у новых прихожан есть тяга к пониманию церковной жизни, к молитве. Много книг сейчас покупают, особенно «Закон Божий», брошюры о поведении в храме, о Таинстве Исповеди. Акафистов много берут. Это радует.
Сама Валентина очень молитву полюбила, как в церковь ходить стала.
– Я и раньше никогда не сквернословила, – вспоминает она, – а молиться больше стала, с радостью в храм бежала, дома акафист святителю Николаю чуть не до дыр зачитала. Церковно-славянский выучила. Очень хотела его знать. Конечно, не все бывает понятно, особенно, когда Псалтирь читаешь, но душа радуется – душа понимает, а бесы трепещут, как святые отцы говорят.
– Как Вы считаете, что наиболее важно в жизни верующего?
– Спасение получить. Этого мы в молитвах просим, и жить так стараемся, а там на все воля Божия, как Господь решит.
– Посоветуйте желающим в храме ради Христа потрудиться, как это можно сделать?
– Очень просто – подойти к батюшке и взять благословение. А работы в храме очень много, – ответила Мария.
– Конечно, у нас ведь храм старенькие бабушки убирают. Им помощь очень нужна, – подхватывает Валентина, – полы подмести, помыть, подсвечники почистить. И на улице работа есть: подмести, цветочки посадить, прополоть.
– Было бы желание, а работа найдется, – улыбается Мария. Конечно, если что-то сложное, например, просфорочки печь, – этому надо учиться. Но если есть желание – научим. Нас в свое время бабулечки, которые до нас помогали, научили. И мы новой смене рады будем. К тому же у нас и трапеза общая после послушаний бывает, а Татьяна наша – повар золотой.
– Что бы вы посоветовали начинающим воцерковляться?
– В храм чаще ходить. Особенно молодым. Мы так радуемся, когда молодежи много на богослужение приходит. Ведь только здесь она все нужное для души получить может, – ответила Мария Петровна.
Она и сама своих внуков с детства в храм привела. Сегодня они уже в церковном хоре поют.
– Не сопротивлялись?
– Нет. Им нравилось, с радостью ходили. Бабушки верующие были.., молились, наверное. Просто так ведь к вере не приходят… а бабушки наши очень верующие были, у одной жил батюшка. И она мне рассказывала, как он молился по ночам, совершал дома тайно требы, крестил. Большая опасность в то время была дать приют священнику. А вот она не побоялась. И по ее молитвам все мы в храм пришли, – продолжила Мария Петровна.
Валентина Николаевна согласившись с подругой, что важно чаще в храм ходить, добавила:
– Книги духовные читать хорошо. И конечно, наставник, духовный отец молодежи нужен, чтобы они со священником, к которому особое доверие имеют, все вопросы решали. Тогда их Господь от стольких ошибок горьких оградит. Вере в Бога ведь тоже надо учиться. Мы очень счастливые, что у нас такие хорошие батюшки были.
– А нового настоятеля, как встретили?
– Хорошо встретили, – с теплотой в голосе ответила Мария. – Нам еще отец Георгий Гостилин говорил, что хороший батюшка будет. И правда, мы так быстро к отцу Олегу привыкли, полюбили. Он и нашу традицию поддержал по утрам акафист празднику читать, и новое правило ввел – по субботам перед вечерней службой акафист чудотворной Усманской иконе Божией Матери «Корсунской» совершать.
– Очень деликатный батюшка, – добавила Валентина Николаевна, – никогда голос не повысит, все вопросы по нуждам прихода быстро решает, заботится о нас. Ну и мы стараемся не подвести. Работаем дружно.
– И никогда не ссоритесь?
– Сорок пять лет вместе, и чтобы не сказать ничего? – с озорством по-молодому воскликнула Мария. – Всякое бывает, но мы быстро миримся!
Вот таких помощниц встретил на приходе новый благочинный Усманского церковного округа, назначенный митрополитом Липецким и Задонским Никоном в декабре 2003 года настоятелем Успенского храма протоиерей Олег Парахин.
По статье "Главное - получить спасение". Жизнь прихода Успенского храма города Усмани