"Главное - получить спасение". Жизнь прихода Успенского храма города Усмани

О жизни прихода, о судьбах Божиих, о главном в жизни верующих размышляют благочинный Усманского церковного округа, настоятель Успенского храма г. Усмани протоиерей Олег Парахин, клирик храма иерей Виталий Измайлов, директор воскресной школы храма Е.А. Татаринова, руководитель молодежного хора матушка Кристина Языкова, прихожане и алтарники храма.

Успенский храм Усмани, построенный на территории бывшего подворья Новодевичьего Софийского женского монастыря в 1902-1905 году, был закрыт в 1924 году, но уже в 1944 году вновь открыт одним из первых в Липецкой области в советское время. Храм является памятником истории и культуры начала XX века.

Деятельное участие в сохранении святыни приняла подвижница Усманского края схимонахиня Агапита, которую простые усманцы много лет знали просто под именем Татьяны Гагариной. Многие обращались к ней за врачебной помощью: вставить вывих на ручке ребенка, получить заживляющую мазь ручной работы. Дети с большой радостью и доверием шли на ручки к бабушке Тане. Все отмечали ее доброту и любовь к людям, но мало кто знал о ее тайном монашеском подвиге.

Когда встал вопрос о разрушении последнего храма Усмани, который уже лишился своей колокольни, разрушенной в 1942 году, бабушка Таня (схимонахиня Агапита) не побоялась прийти к городскому руководству просить оставить верующим хотя бы одну церковь. И уполномоченный по делам религии прислушался к просьбе простой жительницы. Так велика была сила ее молитвы.

Долгое время Успенский храм являлся единственной уцелевшей и действующей церковью в Усмани после революционных событий. Сразу после его открытия верующие понесли в храм святыни, которые удалось сохранить. Среди них семь икон, писанных в Афонском Пантелеимоновом монастыре.

«Удивительно, что эти иконы, спасенные людьми из разных храмов бывшего Усманского уезда и переданные Успенскому храму, оказались одной величины и одного стиля письма, будто писались специально для него», – поделился благочинный Усманского церковного округа, настоятель храма протоиерей Олег Парахин, отметив, что у Усмани были довольно тесные связи со Святой Горой – старинные иконы афонского письма имеются во многих храмах благочиния.

Помимо старинных икон храму еще в советские годы были возвращены и многие священные сосуды, богослужебная утварь. Среди них лампада, переданная в дар приходу по случаю юбилейных торжеств 300-летия Дома Романовых в 1913 году.

К 100-му юбилею храма правящим архиереем Высокопреосвященнейшим митрополитом Липецким и Задонским Никоном храму были переданы величайшие святыни – частицы мощей свт. Николая Чудотворца и вмч. Пантелеимона.

Более 80 лет насчитывает свою историю приходская жизнь храма после печального перерыва, когда в святом месте был размещен музей, а затем махорочный склад. Многие священники начинали здесь свое служение Господу, и, получив необходимый опыт, направлялись епархиальным руководством на восстановление возвращенных Русской Православной Церкви храмов.

Обо всех служителях, подвизавшихся в Успенском храме, прихожане хранят благодарную память.

"ГЛАВНОЕ – ПОЛУЧИТЬ СПАСЕНИЕ"

Особенно тепло вспоминают верующие бывшего настоятеля храма, ныне почившего протоиерея Владимира Баязова, служившего последние годы в Преображенском храме Липецка. Именно он, по мнению прихожан, заложил фундаментальные основы современной приходской жизни Успенского храма.

По его благословению 25 лет назад пришли помогать храму Мария Петровна Труфанова и Валентина Николаевна Данковцева. По-разному проходило воцерковление верных помощниц своего духовного отца до знакомства с ним.

Мария Петровна с раннего детства посещала церковь с родителями, и самые торжественные, самые яркие воспоминания детства были связаны с Пасхальным богослужением.

– В школе на нас рисовали карикатуры в стенгазетах, наказывали, на линейку выводили, но мы все равно в храм бегали, – вспоминает Мария Петровна. – У супруга тоже родители оказались верующими. В 70-х годах молодежь в храм не пускали, милиция дежурила, но нам все-таки удавалось в выходные дни, в большие православные праздники на службу пробираться.

– Любили богослужение?

– О-чень! – Не раздумывая ответила Мария Петровна. – Храм – это жизнь. Без храма жить нельзя. Даже не представляю жизнь без храма.

– Что для вас самое главное в храме?

– Самое дорогое в храме – это Исповедь и Причащение, ведущие ко спасению души.

– А в жизни верующего, что должно быть самым важным?

– Спасаться, живя по Заповедям Божиим, с молитвой в сердце.

– Изменилось что-то за эти годы в жизни прихода?

– Многое изменилось. Молодежи стало больше приходить. Детишек многие стараются каждое воскресенье и в праздники причащать. Стали понимать, как говорили в старину: «Без Бога ни до порога». И священников сейчас больше стало. Раньше батюшкам тяжело было верующих окормлять – один священник на всю округу был. Разве все успеешь. А теперь у прихожан благодатная возможность появилась – под духовным руководством жить, все по благословению делать.

А что такое – жить по благословению, Мария Петровна знает не понаслышке. Восемь лет была она рядом со своим духовным отцом протоиереем Владимиром Баязовым.

– Как он молился! Такой молитвенник был, – вспоминает Мария Петровна. – И нас учил каждое дело с благословения Божия начинать. Помню, перед Великим постом собирал батюшка всех духовных чад. Мы становились на коленочки, и батюшка читал молитву, чтобы Господь нас на предстоящий пост укрепил. Такая умилительная молитва была. Теперь жалеем, что ее не записали. Раньше ведь молитвослов не достать было. Молитвы от руки переписывали…

– Многому нас батюшка научил, – продолжает Мария, с нежностью возвращаясь к воспоминаниям о прошлом. – Ведь книг духовных в продаже не было, и мы все вопросы батюшке задавали, как то или другое дело правильно сделать.

Началось же духовное окормление Марии у отца Владимира следующим образом. Однажды она подошла к батюшке после всенощной и пожаловалась, что ничего не понимает в вечернем богослужении, поэтому молиться внимательно не получается. Батюшка тогда ничего не ответил. Но через несколько дней, встретив ее на улице, окликнул по имени и сказал, что привез ей то, в чем она нуждается.

С трепетом бежала Мария Петровна в тот день на вечернюю службу. Какова же была ее радость, когда батюшка вышел на шестопсалмии и протянул ей заветную книжечку с пояснением Литургии и всенощного бдения. Кратко пояснив содержание книги, отец Владимир благословил обращаться к нему, если возникнут какие-то вопросы. С тех пор Мария уже находилась при батюшкином руководстве неотлучно. А вскоре духовный отец пригласил ее в помощницы по храму.

На каких только послушаниях не была Мария со своей подругой Валентиной Николаевной Данковцевой, с которой они сдружились еще на заводе: и храм красили, и стекла в окнах под куполом меняли, и кирпичи таскали, когда отец Владимир задумал соорудить трапезную пристройку к храму, не вмещавшего к тому времени в праздники всех верующих, пришедших на богослужение. Стояли так плотно, что руку нельзя было поднять, перекреститься. А затем батюшка восстанавливал разрушенную колокольню.

– Мы 20 лет на стройке малярами проработали, высоты не боимся… Но самое любимое послушание – это печь просфорочки, – поделилась Мария. – Послушание очень трудное, но и благодатное. Натираем вручную, а раньше и месили вручную. Целый час месить приходилось. Труд, конечно, тяжелый, но и радостный.

– Все говорят, что просфоры у нас очень вкусные, тем более, что мы их зажариваем – поделилась маленьким «секретом» Валентина Николаевна Данковцева.

– Как думаете, в чем секрет вкусных просфор?

– Я думаю, что когда их с любовью и молитвой делаешь, то они вкусные получаются, а впрочем, не знаю, – скромно заключила Мария.

– Очень тяжелый труд и ответственный, – продолжила Валентина. Сейчас у нас, спасибо отцу Олегу, и печь новая, и машина-мешалка, и машина раскаточная, – и то нелегко приходится. А раньше они все вручную месили с матушкой Серапионой, по целому часу тесто только взбивали. Но оно того стоит. Это же хлеб особый – богослужебный. 

– Матушка Серапиона тоже здесь много потрудилась: и готовила, и стирала и убирала, и за церковным ящиком стояла, записочки принимала. Все делала. Теперь своему сыну – отцу Владимиру на приходе в Поддубровке помогает, – напомнила Мария.

– Да, потрудилось наше поколение на приходе много, – дополняет Валентина Николаевна. – И строили, и кирпичи разгружали. Когда забор ставили, то ямки под столбики бабушки 60-70-ти летние копали. Сейчас вот просфорню новую строим…

Валентина Николаевна трудится при храме уже 26 лет. Когда отцу Владимиру понадобилась помощница за свечным ящиком, то Мария со всей уверенностью в безукоризненной честности подруги рекомендовала ее своему духовному отцу.

Путь к храму у Валентины был несколько иной, чем у Марии. В детстве в церковь она не ходила, а когда вышла замуж, оказалось, что семья у супруга очень верующая – в храм на все праздники ходили, посты строго соблюдали.

– Я сначала даже возмутилась, – с улыбкой вспоминает Валентина Николаевна, – а потом интерес стал появляться. Золовка придет из храма, я ее спрошу, что за праздник был, потом найду про него в книгах (у свекра много духовных книг было) и читаю. А потом сама начала в храм ходить. Сначала перед работой забегу, свечку поставлю. Позже стала с работы и на вечерние службы под праздники убегать. Батюшка как узнал, строго запретил. Сказал: «До пяти работай, а потом приходи, сколько успеешь».

– Батюшку слушаться надо, а то ведь ревность не по разуму бывает. Думаешь, сама знаешь, как лучше. За годы батюшкиного окормления поняла, что все надо по благословению делать, тогда Сам Господь твоей жизнью руководит и все хорошо получается, – добавила Мария.

– Это верно… А как батюшки заботятся о нас, – продолжила Валентина. – Я лет пять-шесть назад сказала отцу Олегу, что ноги болят, больше не могу ходить. А батюшка: «Ничего, Валентина, мы тебя возить будем». Вот так и возят до сего дня… А моложе были, ходили несколько километров пешком и по грязи непролазной, и по снегу.

– А теперь постарели… Литургию выстоим, а вечернюю уже сидеть надо. Разве это молитва? Это уже просто отбывание, – сетует Мария. – Но все равно, слава Богу! – мы в храме!

– Это самое главное, что в храме, – соглашается Валентина.

– Больше 25 лет при храме, может, что и заслужим своим трудом, – робко выразила главную надежду всей жизни Мария Петровна.

Всю свою жизнь без остатка принесли они Богу, но нет и тени горделивой мысли, что Он им что-то должен, обязан… «Заслужим трудом» – как редко эти слова можно услышать в наше время, когда честный труд стремительно теряет самоценность. Повсюду только и слышишь, что важен не труд, а заработок. И только в Церкви Христовой по-прежнему велик труд в Очах Божиих – труд души, физический труд, всякий труд ради Христа и ближнего.

– Надеемся. Надежда есть, и вера есть, только бы ее не потерять, до конца устоять в вере... И когда умрем, чтобы отпели нас в храме – вот наше самое большое желание, – вторит подруге Валентина. 

– Да, литургию здесь отстоять, – подхватывает Мария.

Удивительные скромные труженицы. Даже представляя себя в храме на смертном одре, говорят: «литургию отстоять», – и в этом крепкая и несомненная вера, что лежит по блаженном упокоении бездыханным только тело, душа же продолжает предстоять Богу в молитве.

Но это потом. А пока они на своем посту. Мария Петровна – печет просфоры, требы принимает, а Валентина Николаевна – за свечным ящиком.

– Народ неграмотный пошел, некоторые не знают, как правильно имя православное в записке написать, например, как «Нюра» полностью пишется. Приходится рассказывать, объяснять, – делится Валентина.

– Не обижаются?

– Нет, не обижаются. А то ведь бывает и молебен об упокоении отслужить просят. Поясняешь, что молебен о здравии только служится. А они: «Нет, мы по телевизору слышали». Это они, наверное, слышали, что Патриарх молился об упокоении погибших и слово «молился» с «молебном» перепутали. Но в целом у новых прихожан есть тяга к пониманию церковной жизни, к молитве. Много книг сейчас покупают, особенно «Закон Божий», брошюры о поведении в храме, о Таинстве Исповеди. Акафистов много берут. Это радует.

Сама Валентина очень молитву полюбила, как в церковь ходить стала.

– Я и раньше никогда не сквернословила, – вспоминает она, – а молиться больше стала, с радостью в храм бежала, дома акафист святителю Николаю чуть не до дыр зачитала. Церковно-славянский выучила. Очень хотела его знать. Конечно, не все бывает понятно, особенно, когда Псалтирь читаешь, но душа радуется – душа понимает, а бесы трепещут, как святые отцы говорят.

– Как Вы считаете, что наиболее важно в жизни верующего?

– Спасение получить. Этого мы в молитвах просим, и жить так стараемся, а там на все воля Божия, как Господь решит.

– Посоветуйте желающим в храме ради Христа потрудиться, как это можно сделать?

– Очень просто – подойти к батюшке и взять благословение. А работы в храме очень много, – ответила Мария.

– Конечно, у нас ведь храм старенькие бабушки убирают. Им помощь очень нужна, – подхватывает Валентина, – полы подмести, помыть, подсвечники почистить. И на улице работа есть: подмести, цветочки посадить, прополоть. 

– Было бы желание, а работа найдется, – улыбается Мария. Конечно, если что-то сложное, например, просфорочки печь, – этому надо учиться. Но если есть желание – научим. Нас в свое время бабулечки, которые до нас помогали, научили. И мы новой смене рады будем. К тому же у нас и трапеза общая после послушаний бывает, а Татьяна наша – повар золотой.

– Что бы вы посоветовали начинающим воцерковляться?

– В храм чаще ходить. Особенно молодым. Мы так радуемся, когда молодежи много на богослужение приходит. Ведь только здесь она все нужное для души получить может, – ответила Мария Петровна.

Она и сама своих внуков с детства в храм привела. Сегодня они уже в церковном хоре поют.

– Не сопротивлялись?

– Нет. Им нравилось, с радостью ходили. Бабушки верующие были.., молились, наверное. Просто так ведь к вере не приходят… а бабушки наши очень верующие были, у одной жил батюшка. И она мне рассказывала, как он молился по ночам, совершал дома тайно требы, крестил. Большая опасность в то время была дать приют священнику. А вот она не побоялась. И по ее молитвам все мы в храм пришли, – продолжила Мария Петровна.

Валентина Николаевна согласившись с подругой, что важно чаще в храм ходить, добавила:

– Книги духовные читать хорошо. И конечно, наставник, духовный отец молодежи нужен, чтобы они со священником, к которому особое доверие имеют, все вопросы решали. Тогда их Господь от стольких ошибок горьких оградит. Вере в Бога ведь тоже надо учиться. Мы очень счастливые, что у нас такие хорошие батюшки были.

– А нового настоятеля, как встретили?

– Хорошо встретили, – с теплотой в голосе ответила Мария. – Нам еще отец Георгий Гостилин говорил, что хороший батюшка будет. И правда, мы так быстро к отцу Олегу привыкли, полюбили. Он и нашу традицию поддержал по утрам акафист празднику читать, и новое правило ввел – по субботам перед вечерней службой акафист чудотворной Усманской иконе Божией Матери «Корсунской» совершать.

– Очень деликатный батюшка, – добавила Валентина Николаевна, – никогда голос не повысит, все вопросы по нуждам прихода быстро решает, заботится о нас. Ну и мы стараемся не подвести. Работаем дружно.

– И никогда не ссоритесь?

– Сорок пять лет вместе, и чтобы не сказать ничего? – с озорством по-молодому воскликнула Мария. – Всякое бывает, но мы быстро миримся!

Вот таких помощниц встретил на приходе новый благочинный Усманского церковного округа, назначенный митрополитом Липецким и Задонским Никоном в декабре 2003 года настоятелем Успенского храма протоиерей Олег Парахин.

«ВСЕ, К ЧЕМУ Я СТРЕМИЛСЯ ВСЮ СВОЮ ЮНОСТЬ, СВЕЛОСЬ В ИТОГЕ К СЛУЖЕНИЮ БОГУ»

– Здесь начались мои первые шаги священства. Рукоположили меня летом, а уже в декабре после настоятельства в двух сельских храмах Владыка благословил сюда в большой городской храм, да еще благочинным. Конечно, было очень волнительно. Сильно переживал, боялся такой ответственности, что-то сделать не так, огорчить Владыку, прихожан, не оправдать высокого доверия. Очень сложно было, особенно на начальных этапах. После первого богослужения 28 декабря 2003 года, мне довели до сведения, что в 2005 году храм встречает свой 100-летний юбилей. К такой дате, конечно, очень многое нужно было сделать: роспись обновить, капитальный ремонт провести. А до юбилея оставался по сути всего один год. Вот с таких трудовых будней началось здесь мое служение, – вспоминает отец Олег.

Но не только это было неожиданным для батюшки. Неожиданным был и сам его приход на стезю священнослужителя.

– В моей жизни ничто не предвещало, что я стану священником. Это был органичный процесс становления моего мировоззрения, образа жизни. Оно было даже в какой-то мере от меня независящим. В том смысле, что я не сразу понял, по какому пути меня направляет Провидение Божие. А когда понял, то не стал уже этому противиться… Спустя время, всматриваясь в свою жизнь, стало понятным, как складываются наши «случайности» в «закономерности» судеб Божиих... В юности я мечтал быть железнодорожником и поступил в железнодорожный техникум. К его окончанию я захотел быть военным. И не просто захотел, а прилагал к этому немалые усилия, но в последний момент все срывалось. Поначалу переживал, потом смирился и поступил в Елецкий университет.

Мог ли я тогда подумать, что после его окончания стану священником. Только сейчас я понимаю, что Господь последовательно вел меня к этому поприщу, деликатно направляя меня на этот путь, не позволяя уклониться в другие профессии. Вскоре меня пригласили петь в хоре храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, что на старом кладбище города Ельца. Это было для меня неожиданным поворотом судьбы. Но как только я понял, к чему Господь меня вел, и изъявил желание последовать Его воле – стать священником, – сразу все устроилось. Я начал читать духовные книги, поступил в семинарию... Все, к чему я стремился всю свою юность, свелось в итоге к служению Богу в священническом сане», – поделился отец настоятель.

Так устроил Господь, что вместо железнодорожника отец Олег стал путеводителем по духовному пути своей паствы, а вместо военного – воином Небесного Царя. Ни одно доброе намерение человека не пропадает у Господа, но все получает свое высшее направление и развитие..., если согласится человек свою свободную волю предать всецело в руки Божии.

– Что для Вас открылось на новом поприще?

– Я увидел эту жизнь изнутри – изнутри сердца служителя Божия. В наше время появилась тенденция осуждать священников, зачастую даже не зная их лично. А когда сам принимаешь духовный сан, то очень многое видится по-другому. Кто учился в медицинском училище или институте, тот знает, что при изучении различных болезней, все их симптомы студенты начинают переживать на себе.

Похожее происходит и со священнослужителем – когда он начинает принимать исповедь, готовиться к проповеди, то все грехи, страсти, или их зародыши он начинает видеть в себе, чувствовать их действие. Но если у студента-медика эти чувства мнимые, под впечатлением страха от такого количества тяжелых заболеваний, о которых он вдруг узнает, то у служителя Церкви – начинается реальная духовная война.

И главное в такой ситуации – остаться священником при любых обстоятельствах. Мы, по долгу служения, много говорим о смирении, любви, прощении обид, но сами первыми проходим эту школу. Господь устраивает обстоятельства таким образом, что ты смог на себе испытать, а соответствуешь ли ты тому, что проповедуешь?

Мы умиляемся, когда читаем жития святых, подвижников благочестия. Но многие ли из нас могут явить христианские добродетели, которые угодники Божии стяжали неустанной борьбой со своим «ветхим человеком», хотя бы в малом. Например, сохранить душевный мир, любовь при встрече с человеком недоброжелательно к тебе расположенным, и не скрывающим этого?

– Как же преодолеть себя?

– Только с Божией помощью. При этом мы не должны забывать, что молясь Богу о даровании смирения, мы просим себе таких испытаний, просим послать тех людей, которые будут нас оскорблять, клеветать на нас. Об этом и сказано святыми отцами, познавшими на опыте тесный путь спасения: «Дай кровь и прими дух». Всякая добродетель христианская приобретается в реальной борьбе с самим собой, с человеческим пониманием справедливости. А насколько она успешна, знает только Господь, да сам человек. Бывает, сможешь сдержаться, видом не показать, а в душе буря. Далеко нам…, – сокрушенно добавил батюшка.

– У многих людей такая высокая планка по отношению к священникам. Они уверены, что священнослужителями могут быть только святые люди…

– В общем-то, они правы в своих притязаниях к нравственному облику служителя Божия. Да, священник с одной стороны – такой же человек с поврежденной грехом природой, но с другой стороны – это человек, избранный Богом от народа, который возносит от своей паствы прошения ко Господу. Поэтому, с одной стороны, люди должны понимать, что как человек, он может быть несовершенен, а с другой стороны – священник должен предъявлять к себе огромную требовательность, понимая всю ответственность за спасение вверенных ему душ.

Здесь видится и еще один нюанс. В основном предвзято относятся к духовенству люди, далекие от Церкви, составляющие свое мнение о ее служителях из средств массовой информации, которые зачастую пытаются «поразить» облик пастыря муссированием довольно редких, но вопиющих частных случаев из священнической жизни, освещая преимущественно скандалы, возникающие в церковной среде. Цель вполне ясна – оттолкнуть человека от глубокого проникновения в сущность христианства, духовно-нравственные ценности и идеалы которого, идут вразрез с пропагандируемой большинством современных СМИ идеологией безудержного потребления, убивающей всякую радость жизни и унижающей человеческое достоинство в его исконном понимании – максимальном раскрытии в человеке образа Божия и уподобления Ему(прим.ред).

– Прихожане по-иному воспринимают личность священника?

– Конечно. Ведь те, кто изредка заходит в храм, как правило, приходит со своим пониманием, какой должна быть Церковь, каким должно быть богослужение. И если такому человеку что-то не понравилось: душно, нет вентиляции, кто-то разговаривает, кто-то сделал замечание, толкнул, то для него это становится искомым оправданием своей духовной лености и небрежения о спасении души. Прихожанин же относится к церкви совсем по-другому, потому что считает ее своим домом, а не местом «исполнения желаний». Он приходит в храм для того, чтобы раскрыть свою душу Богу, насладиться духовной радостью Божественной литургии. Прихожане приходит не с требованием внимания к своей персоне, а чтобы принести свое сердце Господу.

Я часто привожу в пример Евангельское повествование о женщине-хананеянке, учащее нас правильному отношению к Богу. Она пришла просить Спасителя об исцелении своей дочери. Но Господь как бы не замечает ее. Но она все бежит за ним и молит о помощи, что уже и апостолы вступились за нее. Но Спаситель дает, казалось бы, жестокий ответ: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф 15:25). Назвать человека псом считалось в то время самым большим оскорблением среди иудеев. Но что же делает эта женщина-язычница? Она соглашается с Господом. Говорит: «Да, это так, но ведь и псы едят крохи, падающие со стола господ их» (ср. Мф 15:27).

И Господь, испытав ее веру, ее смирение, тут же похваляет ее и подает просимое. Так же и любой человек должен заходить в храм Божий не с мыслью, что он сделал великое одолжение Богу – отстоял службу, поставил свечу, и ради него здесь следует устроить все по его желанию.

Но человек должен, придя в церковь, всмотреться в себя самого, насколько он грешен и недостоин называться сыном Божиим, чтобы понять, какую великую честь и милость оказывает ему Господь, прощая и исцеляя его в Таинстве Исповеди от множества грехов, подавая в Таинстве Причастия Свои Пречистые Тело и Кровь, освящающие человека, соделывающие его богом по благодати. И когда он зайдет в храм как в купель очищения с молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному», тогда откроется ему великая и непостижимая глубина Премудрости Божией и духовная красота Его благодарения в Таинстве Евхаристии. Только когда его вера принесет плод смирения, станет возможным преображение его души.

– В храм приходят совершенно разные люди, зачастую незнакомые друг с другом, разных интересов, профессий, и тем не менее, они составляют один приход. Что же такое приход? Что выступает его основой?

– Приход – достаточно новое название церковной общины. Мы же говорим о Церкви – а это живой организм – Тело Христово. Поэтому приход – это часть Тела Христова.

– Что главное в приходской жизни?

– Не лицемерить, честно исполнять свое служение в том звании, в котором призван Господом: священник – священническое, диакон – диаконское и так далее.

– В чем проявляется лицемерие?

– Когда человек старается не «быть», а «казаться»: молится напоказ, внешнюю праведность, благочестие выставляет напоказ. То, за что Господь осудил фарисеев, сказав: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27). Понимаете, мы должны молиться, просить прощение друг у друга не ради формы. Каждое наше слово, обращенное к Богу и ближнему, должно быть исполнено искренности, произносимо со смирением, а не с горделивым помыслом: «Вот какой я человек! Не такой, как все».

– Батюшка, известно, что новоначальные делают много ошибок в начале воцерковления…

– Я бы не назвал ошибками несовершенство человека на стадиях его становления христианином. Это скорее испытания, через которые он должен пройти, осознать себя, как человека грешного, нуждающегося в милосердии Божием и потому обязанного и самому относиться милостиво к своим ближним. Но на это требуется время. Человек ведь в минуту не может стать праведником. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Добродетель не груша – вдруг не съешь». Ошибка же, это когда человек не понял Промысла Божия о себе. Господь его ведет разными жизненными обстоятельствами, «случайностями», скорбями ко спасению, а он противится воле Божией, не пытается ее понять, исполнить. Хочет жить своими правилами, понятиями, представлениями о добре и зле. Вот это серьезная ошибка. 

– А с суевериями, как священнослужителю, часто Вам приходится бороться?

– Да почти каждый день. Чуть ли не вся жизнь современного человека пропитана суевериями. Вот тебе и «век информационных технологий», а кошку по-прежнему обойти стараются; по дереву постучать, чтобы «не сглазить». До смешного доходит. Выхожу однажды из офиса знакомого директора с его помощником, а навстречу уборщица с ведром прямо на нас. Помощник кричит: «Ты куда идешь, стой!» – в смысле, батюшку пропусти, а она отвечает: «Да я с полным! Проходите, не бойтесь!»

А околоцерковных суеверий сколько выдумали, одно погребение чего стоит – кто во что горазд. Зайдешь в дом усопшего отпевать, а под ним топор лежит, или он за палец к батарее привязан. Для чего? – Никто объяснить не может. Такие чудачества бывают. И самое больное то, что говоришь, объясняешь, человек соглашается, но все-равно подсознательно старается суеверие соблюсти – не дорожит, значит, он званием христианина, Промыслу Божию не доверяет. На «всякий случай» магическими манипуляциями пользуется, чтобы обязательно по его желанию вышло, без ущерба и скорби. Ради своих «свиней» подобно гадаринским жителям Господа из жизни своей изгоняет.

– Но ведь годы духовного возрождения в России не прошли даром, что-то меняется в лучшую сторону?

– Конечно, меняется. Появляется культура поведения в храме. Приход омолаживается. Очень много семей с детьми в храм приходят, мужчины стали чаще храм посещать. И это очень радует. Детки в воскресную школу приходят с удовольствием. Им нравится заниматься, общаться со сверстниками. Все это дает надежду, что нашим людям важна православная духовность, православная культура – и не как памятник старины глубокой, чтобы было, что показать туристам и гостям, а как органичная часть жизни.

Наше достояние – в нашем духе. Именно православная духовность сделала возможным возведение великолепных храмов, ставших культурным наследием нашего государства, появление удивительно глубокой по содержанию и красоте иконописи, духовной музыки. Поэтому когда видишь, что молодая семья воспитывает своих чадушек в православной традиции и деткам она нравится – это большая радость для священника.

– Что должно измениться в жизни человека, ставшего на путь воцерковления?

– Приведу пример. Мы читаем молитвы: утренние, вечерние. В них мы просим Господа сделать нас лучше, достойнее Его великих и богатых милостей. Просим смирения, терпения, прощения, любви. И так мы каждый день становимся на молитву, просим. Год, два, три и… не проявляем плодов просимого, не пытаемся меняться, чтобы соответствовать званию христианина. Молитва превращается для нас в определенную привычку – мы должны нечто правильное сделать, чтобы лечь спать. Но цель молитвы, чтобы человек изменился.

– Говорят: «Характер не лечится»…

– В Церкви как раз и лечится. Человек же здесь не своими силами себя меняет, но при помощи Божией благодати. Однако Господь спасает человека не без участия человека. Характер может быть, например, вспыльчивым, но мы же просим у Бога смирения. Поэтому, совершенно естественно, что придя к вере в Бога, совершая молитвенное правило, изучая Священное Писание, поверяя свою совесть при подготовке к Исповеди и Причащению, человек должен себя останавливать, бороться с грехом. Штангисты, когда тренируются, постепенно увеличивают поднимаемый вес. Так же и христианин должен становиться более взыскательным к себе. На первых порах тяжело, но плод добродетели должен быть, а если его нет, значит, человек молится лицемерно.

Православный не должен вести себя распущенно. Он должен учиться себя контролировать, зная, что то или иное действие является неугодным Богу. Например, понимая, что сквернословие есть молитва нечистой силе, верующий человек не позволяет себе произнести гнилое слово. Он просто не может, молясь Богу, теми же устами призывать и скверных демонов.

А если может, значит – он лицемер. Здесь все просто. В православной морали нет «золотой середины». «Не можете служить Богу и маммоне», – говорит Спаситель (Матф.6:24).

Все мы забываем про свой «характер», когда стоим пред лицом начальника. При этом не придаем значения, что каждое мгновение нашей жизни проходит пред Всеведущими Очами Божиими.

Также верующий должен меняться и в отношении своих ближних. И я верю, что это происходит, иначе многого хорошего в нашей жизни просто не было бы.

При этом человек не должен навязывать свою веру, свои убеждения в кругу семьи. Лучшая проповедь – это личный пример, твоя жизнь, молитва, благочестие. В Писании так и сказано: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже есть на не6есех» (Мф. 5:16).

Наши близкие должны увидеть свет нашей веры, озаряющий теплом и любовью, а не услышать непреклонный голос, полный сознания своей правоты: «Все. С завтрашнего дня мы постимся. Строго постимся…». Все ходят злые и унылые, потому что им еще не открылась радость веры, ради которой они были бы готовы даже на малые подвиги и ограничения. Ты покажи им эту радость, и они сами захотят поститься, и захотят уже ради Христа, а не ради того, чтобы избежать очередного скандала.

– Батюшка, что самое яркое в Вашей жизни, как верующего человека?

– Самое яркое в жизни? Божественная литургия… Да, это самое яркое…, – задумчиво произнес отец Олег, посмотрев ввысь потеплевшим взглядом.

– Что бы Вы пожелали нашим читателям?

– Да это не мое пожелание, а Господа. «Сыне, даждь Ми сердце твое», – так говорит Господь (Притч 23, 26). В обыденной жизни это означает – все, что ты делаешь надо исполнять с душой, не уныло из-за того, что «надо», а с радостью – ради Христа. Иметь горячее сердце по Господу. Как говорится в Священном Писании: «Был бы ты горяч». Вот этого горения любви к Спасителю я пожелал бы своим прихожанам и всем православным, чтобы стремились к Господу, как «стремится олень на источники водные» (Пс 62: 2), так стремилась бы наша душа угодить Господу, благодарить Его за все, что Он подает нам для нашего спасения, за скорбь и за радость. И тогда в душе будет мир Христов.

А тот, кто отдал Господу безраздельно свое сердце, тот желает и послужить Господу всей своей жизнью. Так случилось с одним из прихожан Успенского храма, ныне его клирикомиереем Виталием Измайловым.

«ХОТЕЛОСЬ БОЛЬШЕ БОГУ ПОСЛУЖИТЬ»

В храм будущего священника, работавшего до принятия сана в Усманском отделении полиции, привела скорбь, а оставила – коснувшаяся сердца благодать. Чтобы разобраться в своем ожившем внутреннем мире, отец Виталий стал читать много духовных книг, благо к этому времени недостатка в них не было.

– Какая-то книга произвела особое впечатление?

– Авва Дорофей. Добротолюбие. Я с нее начал. Она хоть для иноков писалась, но сами законы духовные, что для мирян, что для монахов – одинаковые. Господь в Евангелии не разделяет Свои Заповеди для разных социальных состояний человека. Могут отличаться внешние особенности жизни, а внутренний человек живет по единому духовному закону – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, и возлюби ближнего твоего, как самого себя (ср. Мф 22:37-39). Писания святых отцов, опытно прошедших путь любви, помогают нам правильно настроиться на духовную жизнь.

Очень понравились труды святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе». В семинарии много хорошего давали для чтения. Спустя пять-семь лет служения в сане, что-то, конечно, из опыта открывается. Но без учения святых отцов по пути спасения идти невозможно.

– Расскажите, пожалуйста, как пришло решение стать священнослужителем?

– Когда стал причащаться, то такая радость была, что по три дня после как на крыльях летал. Потом, как батюшкой стал, то состояние ушло… Видимо Господь так на служение Ему призывал. Со временем мне стало мало просто в храм ходить, чего-то не хватало… Хотелось больше Богу послужить.

Такое непреодолимое желание принять священнический сан возникло, что не мог ему противиться. Пришел к отцу Олегу с этим вопросом. Отец настоятель посоветовал подождать.

Я сейчас и сам другим подождать с этим решением советую. Когда начинаешь Бога благодарить за Литургией, состояние непередаваемое, но и испытания у священника совсем иные – и внешние, и внутренние.

Надо большую решимость иметь, что согласен ради служения Спасителю все претерпеть, – поделился воспоминаниями отец Виталий.

Для семьи такое решение было неожиданным. Поначалу близкие были против, но потом поняли, что такой выбор был единственно верным для человека, который не знал, как еще благодарить Бога за радость обретенной веры в Него.

– Батюшка, какое значение в жизни человека имеет посещение храма?

– Храм создается ради совершения Таинства Евхаристии. Сердце храма – престол, который находится в алтаре. На престоле приносится Бескровная Жертва. Только здесь мы соединяемся со Христом, принимая Тело и Кровь Его. На Тайной Вечери Господь сказал Своим ученикам, а через них – всем нам: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26:2-28).

 Архиерейское богослужение в Успенском храме Усмани, 2016 год

В Таинстве Евхаристии (Причащения) омываются наши грехи, разрешенные в Таинстве Исповеди. Поэтому православные приходят в храм для причащения души Божественной благодатью, в которой человек черпает силы для своей жизни, для семьи, для труда.

Многим сегодня стало особенно трудно жить, не только материально, но и душевно, духовно, а здесь благодать Божия укрепляет в несении скорбей, испытаний, и люди это чувствуют. Даже если человек просто пришел помолиться за Божественной литургией, – он участвует в благодарении Богу, ибо слово «Евхаристия» переводится как «благодарение».

Как только мы начинаем благодарить Бога, то начинает ощущать Его благодать; понимать, что мы не одни, что с нами Господь Всемогущий, Он нас ведет ко спасению души, помогает в этой временной жизни справляться с различными обстоятельствами.

– Прихожане с годами меняются?

– Прихожане меняются, – становятся духовно глубже. Бывает, приходит человек на исповедь, выслушаешь его, побеседуешь и понимаешь, что не просто так человек пришел, что он сознательно хочет жить верой православной, пытается разобраться в себе, перестроить свою жизнь согласно Заповедям.

Лет десять назад, когда сам начинал только в храм ходить, было по-другому. Многие по веянию времени приходили, формально. А сейчас чувствуется, что быть православным христианином – не пустой звук для человека.

… Прихожане меняются, а с ними и сам меняешься. До священства осуждал людей за какие-то видимые недостатки, а сейчас вижу, как многие искренне каются пред Господом в содеянных грехах и приходит понимание, что таланты у всех разные. Одним больше добродетелей от рождения дано, другим – меньше. Но все они дороги Господу, за всех Он Кровь пролил и ждет покаяния от каждого человека, чтобы простить и помиловать. А мы же не видим, что в душе человека совершается, и осуждаем других.

– Есть люди, которые бояться идти на исповедь – грехов много, что батюшка подумает?

– Да ведь священник не судья. Он молиться должен о людях, помогать им. Кроме того, батюшка и свои грехи имеет по немощи человеческой. Когда человек на исповеди честно свои грехи называет, не пытается их как-то сгладить, оправдать себя, то, наоборот радуешься за него, думаешь: «Вот молодец! Смог себя осудить, открыть свои язвы греховные пред Господом». Такой человек на правильном пути стоит. 

– Но почему нельзя просто сказать: «Прости меня, Господи!»

– Можно и просто сказать «Прости, Господи!», но смысл исповеди не только в том, чтобы признать конкретный грех и покаяться в нем, а в том, чтобы Господь исцелил человеческую поврежденную природу. Ведь Исповедь в храме – это Таинство, т.е. прямое воздействие благодати Божией на человека, которая помогает помочь быстрее и точно рассмотреть корень греха, с которым надо бороться.

Святые отцы сравнивают наше сердце с полем, которое надо возделывать от сорняков. Так вот, мы можем их каждый день косить, и год от года на нем ничего меняться не будет. Оно останется таким же заросшим. А можем выдергивать сорняк с корнем. Тогда через несколько лет поле от сора очистится и даст хороший урожай.

По большому счету мы только в храме можем понять смысл Исповеди, когда начнем правильно оценить свою жизнь, поступки с позиций добра и зла. Кроме того, только в Таинстве Исповеди Господь может снять с души человека тяжесть содеянного. Есть люди, которые в таких тяжелых грехах каются, что начинаешь Бога благодарить за Его милосердие, что дал человеку осознать грех, дал силу и мужество принести покаяние. Не раз приходилось наблюдать, как человек после чистосердечной исповеди, словно заново жить начинает.

Регулярная исповедь позволят верующим увидеть корень греха. Отдельный поступок – только отросток этого корня. В исповеди важно себя осознать как грешника, увидеть в свете Евангельской истины себя настоящего, а не просто отдельные грехи перечислить. Смысл исповеди – научиться жить правильно, праведно, радостно. Чтобы ты радовался этой жизни, а не унывал и печалился. Чтобы проснулся и Бога благодарил, чтобы за каждый миг жизни Его благодарил, будь то скорбь, или радость. 

– Действительно, посмотришь, развлечений в наше время много, а радости у людей мало…

– Потому что не умеют найти радость в самом простом. А самое простое – это любовь. Но мы из-за порабощенности грехом любить не умеем. И только Господь нас от этого рабства избавить может. Только если мы сами захотим и в знак произволения со своей стороны тоже усилия к исправлению жизни приложим.

– Батюшка, что является главным в приходской жизни?

– Постоянство – прибегать в молитвах к Богу и когда хорошо, и когда трудно. Приходить в храм регулярно. Потому что верующему, прежде всего Христос нужен. А Христос – в храме, в Святых Таинствах. Без Христа человек не может жить духовно, не имеет надежды на жизнь вечную в Царствии Божьем. Царствие же Божие открывается по слову Спасителя уже здесь, зарождается внутри сердца человеческого: «Царствие Божие внутрь вас есть», – сказано в Евангелии (Лк 17:21). Еще же и то сказано: «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 06:21). Поэтому в сердце должен быть Христос, а не разговоры или песни о Нем. Но Христос только в чистом сердце бывает, которое в Таинстве Исповеди Сам очищает от всякой скверны, которую кающийся священнику открывает, веруя, что его покаяние Сам Господь приемлет. 

– Должно ли что-то кардинально измениться в жизни человека с приходом в храм?

– Когда человек видит, что его на камеру снимают, он меняет свое внешнее поведение. Придя в храм, человек должен осознать, что на него каждый миг Господь взирает, и не только на внешнее поведение, но и на потаенное в сердце. Поэтому православный должен жить в ощущении присутствия Божия и оценивать с этой позиции все внутренние движения своей души, свое поведение, внешность. Стараться жить по Заповедям Божиим и тем самым позволить Богу тобой руководить, в тебе действовать. И, конечно, верующий должен стараться быть мягче по отношению к окружающим.

– Что радует сегодня в жизни прихода?

– Люди в своем большинстве приходят в храм осмысленно, сознательно исповедуются, готовятся к этому Таинству заранее, поверяя свою совесть. Читают святых отцов, стремятся правильно понять духовную жизнь – не так, как мы ее представляем, а как Господь того от нас ждет.

Радует, что на Пасху прихожане стремятся причастится не потому что раз в год в этот день в храм пришли, а потому что хотят в этот всесветлый праздник с Христом Воскресшим соединиться.

– Можете вспомнить самый яркий случай из жизни в Церкви?

– Причастие.

– Батюшка, что пожелаете верующим?

– Духовной жизни надо учиться, познавать ее. Для этого надо читать духовную литературу. Но чтобы полученные знания о духовной жизни реализовать, принести Господу добрый плод своей жизни, необходимо причащаться Тела и Крови Христовой.

Кроме того, христианином надо быть не только в храме, но и в семье, на работе. Нести туда любовь и благодать, полученную в Таинствах Церкви. Если ты муж – то будь хорошим мужем, если плотник – то хорошим плотником, если полы дома моешь – то хорошо помой. Все делать настолько хорошо, насколько можешь, как для Христа. Изгонять лень, нерадение, особенно – к посещению храма, – посоветовал батюшка.

О том, какие плоды может принести борьба с ленью, поведал нам алтарник храма Димитрий, честно признавшийся, что в подростковом возрасте ему очень не хотелось ходить на богослужения.

«ПОСЕЩАТЬ ХРАМ – ЭТО СЧАСТЬЕ»

 Архипастырское благословение. Успенский храм, 2016 год

– С раннего детства мама водила меня в храм, но, когда подрос, по утрам очень хотелось спать, и я находил всякие способы не вставать на службу. Даже обманывал родителей, говоря, что плохо себя чувствую, болит голова.

Но мама все-таки понуждала, смиренно повторяя: «Без Господа мы никуда». Приходилось идти через силу, прилагать духовный труд. В храме во мне кипела злоба и ненависть. Ждал с нетерпением, когда закончится богослужение. Но потом захотелось больше узнать о храме, о Боге. Стал с мамой больше на эти темы разговаривать. Однажды обратил внимание на молодых алтарников, и мне тоже захотелось попасть в ту заветную часть храма.

Подошел к отцу Владимиру Бурых, спрашиваю:

– А можно мне как-нибудь туда попасть? 
– Куда?
– Туда.., – и кивком головы показываю.
– В алтарь? 
– Наверное, – я не знал точно, как эта часть храма называется.

Батюшка отвечает: 
– Этот вопрос к отцу настоятелю. Пойдем, отведу тебя. 
Подошли к отцу Олегу. Он спрашивает: 
– Ты что, хочешь в алтарь?
– Да.
– Давай попробуем. Но ты уверен? Это ведь непросто – каждый день ходить в храм, не пропускать ни одного богослужения.
– Да, я готов.

Так Дмитрий стал уже самостоятельно, по собственной воле в храм ходить. И полюбил это святое место особого присутствия Божия на земле.

«До сих пор хожу и если неделю пропущу, на душе как-то плохо становится, – поделился юный алтарник. – Посещать храм – это счастье».

– Что-то должно поменяться в жизни верующего?

– Верующий человек должен быть скромным, исправлять свои недостатки и, если надо, помочь советом исправляться другим.

«В ЦЕРКВИ ЕСТЬ ПОЛНОТА ЖИЗНИ»

– Православный должен быть эталоном поведения в обществе – включился в разговор алтарник Александр. – Должен являть собой добрый пример для подражания, чтобы окружающие могли сказать: «Если люди так сильно меняются в храме, так преображаются, значит, есть выход из этой суеты и злобы, которая нас окружает».

Верующий должен быть смиренным. Не случайно святые отцы поставляют смирение превыше поста и молитвы, которые без этого качества теряют свою ценность. И иметь любовь к ближнему. Недаром Господь заповедал нам две наибольшие заповеди: возлюбить Господа Бога всем сердцем, душою и помышлением и ближнего своего, как самого себя (ср. Мф 22:37-39).

– В чем, по-твоему, смирение может проявляться?

– Да хоть в мелочах. Вот Дмитрий сказал, что ему не хотелось идти в храм, но матушка сказала, что надо, и он пошел – в послушании, в труде.

Как выяснилось, сверстники по-разному относятся к служению Дмитрия и Александра в алтаре. Липецкие однокурсники Дмитрия его любви к храму не понимают и не разделяют. Ради Господа ему приходится претерпевать насмешки, но он старается не обращать на это внимание, понимая, что не все имеют дар веры. И кто знает, может через пять-десять или более лет, встретившись с непреодолимыми жизненными трудностями, они вспомнят, что когда-то с ними учился верующий парень, и переступят порог храма уже совсем с иными мыслями. Быть может, кто-то из них захочет даже стать священником. Пути Господни неисповедимы…

В Усмани неверующие, по словам Александра, относятся к верующим положительно, интересуются церковной жизнью, иногда даже заходят в храм, осеняют себя крестным знамением.

– В больших городах сложнее: ночные клубы, больше разврата, который многие узнают с детства раньше, чем молитву. О священниках молодежь зачастую создает представление по скандальным новостям в соцсетях, которые еще более утверждают их в неверии, вызывают цинизм в отношении священнослужителей.

А у нас город небольшой, все друг о друге все знают, ничего не скроешь, но и опорочить человека сложнее. Искренняя любовь наших батюшек к Церкви, к богослужению всем известна, а это вызывает уважение даже у неверующих.

У меня в школе есть неверующие одноклассники, но они против Церкви никогда не выступают, знают, что получат. Нрав у меня пылкий – я не смолчу. Если сам Святитель Николай Чудотворец не удержался и ударил богохульника Ария, что говорить о нас, грешных. Это плохо конечно, – смиренно заключил Александр.

– Каким образом ты решил помогать в алтаре? 

– Был хулиганом, много дрался. А матушка с бабушкой верующие всегда были и тоже с детства водили в храм. Стоял, мучился, на душе в храме муторно так было. Долгое время не доходило до меня, какое это счастье – на службе побывать, даже если на первых порах не понимаешь, что в храме поется или читается.

Но однажды Господь открыл для меня храм в другом свете, чтобы не погибла моя душа, потому что катился я вниз.

Перед Великим постом я сильно заболел. После исповеди сказал о. Олегу, что хотел бы как Дима помогать в алтаре. Батюшка мне ответил: «Молись». И вот весь пост я болел и молился. А на Пасху меня ввели в алтарь.

И так все в жизни кардинально поменялось! Как из трясины вылез, когда руку помощи протянули. Ты выкарабкиваешься, выкарабкиваешься, наконец, стоишь на сухой поверхности и только одно на сердце: «Как хорошо». Как раньше можно было этого не замечать, не понимать всей радости быть православным; не понимать, как прекрасна душевная чистота.

Многие из современной молодежи с каким-то отчаянием стремятся к духовной грязи, не понимая, что жизнь от этого становится еще более пустой: и алкоголем смысл жизни не восполнишь.

Как сказал один физик, если вы верите в Бога, то вы все приобрели, а если не верите, то – все потеряли. В этой жизни может большой разницы между благополучием верующих и неверующих не видно, так же как на экзамене не видно отличия между хорошим учеником и нерадивым, пока они со своим билетом к экзаменатору не подойдут. Также и наша земная жизнь – это испытание, экзамен на вечность. Человек приходит в мир не для развлечений, а заслужить право стать сыном Божиим, выиграть войну с миром, плотью и диаволом, чтобы быть с Богом и здесь, и там.

Господь посылает нам в укрепление духа пример святых угодников, промыслительной является и каждая встреча с новым человеком.

Конечно, всякому хочется попасть к Богу, – размышляет Александр, – но надо, чтобы это не на словах хотелось, а всей душой, и хотелось больше, чем погулять с друзьями, съездить на море, или еще что-то. Дима верно подметил, что когда в храм не пойдешь, на душе становится тоскливее, чувствуешь опустошение. А когда в храме бываешь – душа, будто в жажду воды родниковой напилась, потому что в Церкви есть полнота жизни. Совсем по-другому все воспринимать начинаешь.

Взять даже пищу – только после поста ты начинаешь по-настоящему понимать ее вкус и ценить дар Божий. Молодежь любит разные гамбургеры, чипсы и многие даже не представляют, насколько вкуснее гречневая каша со сливочным маслом. Т.е. после поста человек начинает ощущать истинный вкус пищи и не хочет уже есть что-то «со вкусом пищи», хочет настоящего, а не синтетических добавок, раздражающих вкусовые рецепторы, но портящих здоровье. И так во всем он начинает отличать настоящее, ищет настоящего, сам становится настоящим. И любовь тогда становится настоящей – и к Богу, и к людям.

Храм – это истинный дом души. Здесь по-настоящему все равны, потому что вместе и стремятся помочь друг другу, у кого что имеется в изобилии. Заходишь в храм и видишь – ты не одинок, все рады тебе. Хоть у нас и демократия, но социальные различия все равно присутствуют. И только в храме ты можешь увидеть рядом богатых и бедных, простых и знатных, людей всех профессий.

Когда же приход пополняется новыми лицами, особенно из тех знакомых, которых не ожидал встретить в храме, то испытываешь огромную радость, что больше людей становится на путь спасения. Радуешься дружбе, сплоченности верующих, что православие в России – душа народная – возрождается после гонений богоборческих лет.

– В чем особенность православной дружбы?

– Ты становишься человеку не просто другом, но братом, и называешь его «брат» не потому что так принято, а потому что ощущаешь действительное родство.

Брат в церкви – это родной по духу человек, близкий тебе по нравственным ценностям.

Только в церкви ты можешь назвать человека «братом». Среди молодежи сейчас бытуют слова: «братан», «братуха», но это искореженные слова, они задают и такой же тон дружбе.

А в церкви все по-другому. Ты не задаешься вопросом: поможет ли тебе друг в трудную минуту или нет, но твердо знаешь, что можешь позвонить даже ночью.

Вы можете вместе ходить в храм, ездить в паломнические поездки, вместе молиться, познавать что-то новое…

– Говорить о Боге, – дополняет Дмитрий.

– Меняется само содержание общения, становится полным и насыщенным, – заключил Александр.

– Что пожелаете нашим читателям?

– Чтобы верили в Бога, не отходили от Церкви до конца жизни. Вначале богослужение может быть непонятным. Я как-то отцу Олегу пожаловался на это. Но он меня успокоил: «Ничего. Я когда в Иерусалим ездил, мне тоже непонятно было. Стал тогда Иисусову молитву читать, а через некоторое время каким-то образом начал понимать и то, что в храме читали». Поэтому пусть ходят в храм. Там со временем поймут, что читают, про что, – поделился личным опытом Дмитрий. 

– Да, домашняя молитва – это не то, – поддержал друга Александр. – Надо посещать храм, чтобы всегда быть готовым предстать пред Господом. Мы ведь не знаем час своей смерти. Гуляешь, веселишься, утром спать хочется, в храм не пошел. И так раз, другой, а потом и вовсе от храма отходишь. А вдруг завтра тебе пред Господом предстать придется? Как сказал один батюшка: «За сладкие ночи – горькие дни».

Наши прадеды в 1941-м году на выпускном балу радовались, планы на жизнь строили, а утром объявили, что война. И сколько их домой вернулось живыми?

Сейчас, слава Богу, войны нет, но, сколько несчастных случаев, аварий. Молодость от смерти не застрахует. Страшно умереть без покаяния. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу» (ср. Мф 24: 42).

Кроме того, надо понимать и ту глобальность ситуации, что сегодня православные во многих странах принимают страдания за свою веру. Как знать, может подобные испытания и к нам вновь придут. Поэтому надо начинать с того, чтобы быть верным в малом. Например, когда ты перебарываешь себя и идешь в храм, и не просто выстаиваешь, а собираешь рассеянные мысли, думаешь о Боге, молишься. Каждый должен сделать хотя бы малый подвиг ради любви ко Господу, чтобы быть ближе к Нему. Человек не знает, когда уйдет из этой жизни, но рано или поздно это произойдет. И что он ответит, когда его спросят: «Почему ты не ходил в храм, зная, что умрешь и будешь отвечать за свои поступки?»

Надо ценить время, ценить возможность духовно потрудиться в земной жизни, чтобы наследовать Царствие Божие. Вечные муки и вечное блаженство – это же не просто слова, а та реальность, в одной из которых будет пребывать душа человека вечно.

– Многие из молодежи не понимают этого, смеются. А это все очень серьезно, – с сожалением добавил Дмитрий.

– Да, пока не горячо, пока не больно – все герои, – заметил Александр. – Даже на святой источник собираешься, думаешь: «Да что там, искупаюсь». А как подойдешь: «Ой, холодно!». Опять перебарываешь себя, опускаешься в ледяную воду. Потом выходишь, и такая благодать! Думаешь «Слава Богу! Пошел после праздника ни в кафе или бар, а пришел на святое место с братьями и сестрами. Чувствуешь такое удовлетворение, что поступил правильно, во славу Божию искупался, радость от благодати источника. Пришел домой, вечернее правило прочитал и лег спать. Утром встал бодрый, выспавшийся, веселый.

– И здорово, когда тебя друг не выпить зовет, а на доброе дело, например, на святом источнике искупаться, – подхватил Дмитрий, – потому что у самого не всегда духу хватит себя пересилить. В это Крещение Саша мне предложил: 
– Пойдем, искупаемся.
А мне так спать после ночной службы хотелось: 
– Нет, Саш. Давай на следующий год. 
Он не отступает: 
– Дим, надо... Во славу Божию… 
– Ладно, я рядом постою, пока ты купаться будешь. 
Приехали на прорубь. Он пошел купаться. И мне как-то неловко стало – брат купается, а я испугался, не поддержал его. И тоже пошел. А как из купели вышел, так благодарен ему был, что он настоял, говорю: «Саш, спасибо! Такая благодать и радость». Хорошо, он помог мне, а то бы я в этом году на такой большой праздник не искупался.

– Когда друзья православные, то легче жить, – подытожил Александр. – Теперь мы в Задонск вместе собираемся. Я в этом году ЕГЭ сдаю. Попросил: «Ребята, очень надо в монастырь перед экзаменом съездить». И они тоже ради меня едут в Задонск помолиться. Потому что православная дружба – это не дружба, а настоящая любовь к ближнему! Какое бы испытание тебя не постигло, ты понимаешь, что на поле брани ты не один. А если еще все друзья – алтарники – это и словами не передать! – радостно заключил Александр.

Пока мы беседовали с алтарниками в здании воскресной школы, все это время ее маленькие воспитанники, затаив дыхание, слушали своих старших собратьев. Было видно, что их авторитет в глазах малышей очень высок. Еще бы, – они сподобились входить в святая святых – алтарь.

Когда к маленьким слушателям был обращен вопрос: чему вас учат в воскресной школе? – ожидалось услышать в ответ перечень предметов, но дети отметили главное: «Быть ближе к Богу через исполнение Его заповедей», – доверительно поделившись, что им очень нравится посещать Богослужения и занятия в воскресной школе.

Директор воскресной школы – Елена Алексеевна Татаринова, внучка той самой схимонахини Агапиты, отстоявшей у богоборческой власти сохранение Успенского храма. С раннего детства бабушка-монахиня брала за ручки своих внуков и вела в храм, невзирая на угрозы школьного начальства.

«ЦЕРКОВЬ – ЭТО ШКОЛА ЖИЗНИ, ШКОЛА ДУШИ…»

«Бабушка воспитывала нас в строгости веры, которой мы продолжали придерживаться и после ее упокоения», – поделилась Елена Алексеевна.

– Что дает человеку вера?

– Вера дает силу духовную, доброту души, любовь; учит видеть не себя, а других людей, их нужды, проблемы, забывая про себя. Все это рационально необъяснимо. Это внутренняя потребность – любить добро ради самого добра, а не каких-то выгод, связанных с ним.

Очень огорчает, что люди сегодня жестче становятся. И только любовь дает силу духа нести в озлобленный мир добро. А любить окружающих без веры в Бога очень сложно.

– Есть мнение, что в Бога можно верить «в душе» и храм посещать необязательно…

– Нет-нет! Без храма жить нельзя! В храме же все совсем по-другому – сам дух иной. Неслучайно его Домом Божиим называют – там Сам Господь Бог невидимо пребывает. Там все с Ним: беседа с Ним, жизнь с Ним. Дома же мирская атмосфера затягивает, как бы ты не сопротивлялся ей. Дома так ни молиться, ни каяться, ни благодарить Господа не будешь. Мысли: то на кухню, то куда-то еще разбегаются. Только храм от суеты и неверия спасает.

Да и люди в храме другими становятся, дети имеют возможность со священниками беседовать, со служащим храма. Для них это так важно. Все это дает силы жить, а не выживать. Моя светская работа с детским садом связана. И вижу, что многие родители останавливаются на одном ребенке – боятся: как вырастить, как выкормить, как выучить.

А мне еще матушка моя говорила: «Бог дает детей, дает и на детей». Поэтому никогда в жизни никаких грехов в отношении детей совершать не надо. Детки – это наша радость. К храму подхожу – столько мамочек, папочек с малышами стоят и такое ликование – у нас же смена растет. Приход очень омолодился. И почти все с детками – кто с первыми, кто со вторыми, у некоторых уже третьи появляются. Верующие не боятся рожать. Люди идут в храм, и семейная жизнь налаживается.

– Елена Алексеевна, как давно Вы работаете в воскресной школе?

– Больше двадцати лет назад отец Георгий Кондратюк благословил мне это послушание, на которое я с радостью согласилась. Все это время я веду Закон Божий и прерывала занятия, только когда детки появлялись, месяца на два-три. 

 Воскресная школа в краеведческом музее Усмани

– Что скажете про своих воспитанников?

– Дети у нас замечательные. У многих семьи верующие и они ходят в воскресную школу чуть ли не с рождения. Есть на кого опереться. Занятия начинаются после службы. Кроме Закона Божьего дети еще занимаются музыкой и рукоделием.

– Что самое главное стремитесь привить детям?

– Веру, надежду, любовь христианские.

– Можете вспомнить самое яркое событие в жизни прихода, воскресной школы?

– У нас каждый раз даже не приходской, а общегородской праздник, когда Владыка Никон приезжает. Такое ликование православных наполняет, вся Усмань душевно поет. Мы всегда так ждем Владыку! Люди уже с шести утра начинают собираться. Приходят с цветами, переговариваются потихоньку, ожидая, когда звонарям кто-то крикнет: «Едет!» И тут колокольный трезвон душу радостью исполняет! Вот это событие для нас большое. Даже само ожидание – уже праздник. И когда в следующий раз нам говорят: «Владыка приедет» – опять радость, опять праздник!

 Встреча Архипастыря, 2016 год

– Что пожелаете нашим читателям?

– Обязательно идти в храм, даже бежать, потому что без Бога жить очень тяжело.

Еще важно, чтобы во всех начинаниях уповать только на Господа, а не на свои силы, или окружающих. Всегда вручать себя в руки Промысла Божия. И Он управит так, что мы своим немощным разумом и придумать лучше никогда не сможем. Но, чтобы это понять требуется время, опыт жизни в Церкви.

– Некоторых смущает, что в храме многое непонятно.

– Понимание со временем придет. Надо все равно посещать богослужения, участвовать в Таинствах Церки, и Господь дает прозрение, но нужен личный опыт, нужен личный молитвенный труд. Мы тоже начинали «с нуля», тоже не далеко не все понимали. Церковь – это школа жизни, школа души, а школа всегда начинается с первого класса...

Самые юные прихожане искренне любят свою воскресную школу, о чем свидетельствует их желание оставаться в ней и после ее окончания по достижении возраста. Так возник молодежный хор Успенского храма под управлением матушки Кристины Языковой.

«КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ВСЕГДА ВЫБИРАЕТ ТО, ЧТО У НЕГО НА ПЕРВОМ МЕСТЕ. У МЕНЯ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ ОКАЗАЛСЯ ХРАМ»

– Четыре года назад мы с батюшкой по благословению правящего архиерея приехали в Усмань, и мне поручили вести занятия по музыке в воскресной школе. К тому времени большинство ребят перешли порог детского возраста и пополнили ряды праздничного церковного хора, но уходить из воскресной школы не хотели. Тогда мы решили преобразовать детский хор воскресной школы в молодежный хор храма.

 Молодежный хор Успенского храма на Пасхальной гостиной в Липецком Епархиальном управлении, 2016 год

Сначала у нас пели старшеклассники, а потом и младшие изъявили желание пополнить ряды молодежного хора. Мы принимаем всех и репетиции у нас тоже общие. Конечно, некоторые музыкальные партии мы прорабатываем отдельно, в зависимости от возрастных особенностей. Но стараемся из ребят разных возрастов создать один целостный коллектив. Соответственно этому подбираем и репертуар, чтобы все были задействованы и дополняли друг друга.

 

– Как вас встретили на новом месте служения?

– Очень хорошо. Когда приехали, никого не знали здесь, а сейчас столько родных, друзей. Уже целый мир. Всегда помогут, например, с дочкой посидеть. Жизнь матушки ведь не простая – надо сочетать семейные обязанности и общественное служение. Почти все время находишься перед выбором: что предпочесть? Благодаря помощи прихожан выбор в сторону долга служения Церкви становится легче.

– Как Вам кажется, что самое главное в жизни прихожанина? 

– Когда мы говорим – вера, – это понятно. Но здесь надо учесть, что каждый проходит такой сложный жизненный путь, когда просто обретения веры мало, – необходимо привнести ее в свою жизнь, жить ее нравственными и духовными принципами, приносить пользу другим людям, чтобы вместе с верой стяжать ее плоды – качества христианские: любовь, доброту. И чтобы они проявлялись не потому, что так надо, принято, а потому что человек не может по-другому. Это гораздо большее, чем формальные правила этикета, это – «созревание души» для Царствия Божия. 

– Матушка, Вы были верующей с детства, что-то изменилось, когда Вы начали петь в церковном хоре?

– Все изменилось. Учась в школе, я посещала еще музыкальную школу, танцевала в народном коллективе. Когда начала петь в церковном хоре, то богослужения, спевки стали занимать очень много времени. Репетиции были и по воскресным дням и допоздна в субботы. Пришлось менять свой график, отпрашиваться. Каждый человек всегда выбирает то, что у него на первом месте. У меня на первом месте оказался храм.

Так же было и в студенческие годы. По утрам и после занятий в университете мы с подругами сразу бежали в храм. Для нас это была целая жизнь. А летние каникулы мы полностью с утра до вечера проводили в храме, что было очень интересно, но и требовало много труда, который люди иногда недооцениваю, считая, что певчим одного таланта достаточно.

На самом деле в церковном хоре нужно иметь большое терпение: ребята терпят друг друга, терпят меня, я их терплю, и к этому прибавляется еще огромный, просто титанический труд – кто-то приходит уставший со школы, кто-то с работы, у кого-то дети болеют. И они вынуждены свое настроение, проблемы оставлять дома, а здесь украшать службу красивым пением.

– Что пожелаете нашим читателям? 

– Пройти путем веры до конца своей жизни, потому что главное не начало пути, а его завершение. Ценить своих близких, значимость которых мы порой начинаем понимать, только когда их нет больше с нами. И пусть каждый оставит по себе добрую память, принеся свой плод во благо Церкви и ближних, - пожелала матушка.

Побеседовав с прихожанами, невозможно не заметить, что живет приход Успенского храма сосредоточенной духовной жизнью, в центре которой, как у священнослужителей, так и у прихожан всех поколений – Христос, Таинство Евхаристии, Божественная литургия. Есть дружба, есть совместные чаепития, выезды с детьми на природу, паломнические поездки, но все это – вокруг литургической жизни.

Важный вопрос Владыке

Приход бывшего подворья Софийского монастыря дышит почти монашеским духом – память смертная в святоотеческом ее понимании присуща не только близящимся по возрасту к порогу земной жизни, но и самым молодым прихожанам, являясь надежным ограждением от растлевающих душу соблазнов современного мира.

В том, что монашеское устроение присуще мирской общине, видится подлинный возврат к Святой Руси, о которой говорили, что в ней миряне живут как монахи, а монахи – как Ангелы.

Беседовала Валентина Швайдак