Акафист исповеднику Сергию Правдолюбову

Кондак 1

Избранный слуго Царя Небеснаго / Богом данный покровителю града твоего / преблаженне отче наш Сергие/ Православия изрядный проповедниче / сонма исповедников Российских сопричастниче / приими от нас сие благодарение / и предстоя престолу славы Божия / не престай моляся о чтущих память твою и зовущих ти:// Радуйся, Сергае Исповедниче / Троице Святей о нас молитвенниче.

Икос 1

Ангели и праведных дуси возрадовашася, сретив на небесех велий сонм новомучеников и исповедников Российских. И мы, немощнии и грешнии, обаче небесную радость улучити желающии, тебе, святе Сергие, яко единому от сонма их радостно глаголем: 
Радуйся, добрая отрасле родителей благочестивых. 
Радуйся, граду твоему радость и утверждение. 
Радуйся, Богословию усердно учивыйся. 
Радуйся, слово Божие до смертнаго часа проповедавый. 
Радуйся, себе самаго всецело в волю Божию предавый. 
Радуйся, и присных твоих Господу Богу поручивый. 
Радуйся, безропотному терпению их учивый. 
Радуйся, многажды темничное заключение со благодарением Господу терпевый. 
Радуйся, Сергие Исповедниче / Троице Святей о нас молитвенниче.

Кондак 2

Видя веру и благочестие родителей и сродников твоих, святе Сергие, измлада потщался еси подражателем сих быти, правила жительства христианского ими внушаемыя ревностно соблюдая и с любовию взывая Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разум богопросвещен имети желая, книжному учению, святе Сергие, усердно прилежал еси, и в триех градех: Касимове, Рязани и Киеве - Бога в Троице славимаго православно чтити поучался еси, и сие богатство, тобою собранное усердному служению Церкви Божией посвятил еси. Сего ради приими от нас похвальная сия: 
Радуйся, книжному учению усердно прилежавый. 
Радуйся, все утро жития твоего тому отдавый. 
Радуйся, добрый и искусный Богослове. 
Радуйся, святыя Троицы служителю верный. 
Радуйся, противу неправо во Христа верующих труд свой написавый. 
1Радуйся, тем писанием ложнаго богослова обличивый.
Радуйся, внимающих доброму учению к усердию призываяй.
Радуйся, им молитвою твоею в трудах их помогаяй. 
Радуйся, Сергие Исповедниче / Троице Святей о нас молитвенниче.

Кондак 3

Силою благодати Божия в таинстве священства облечен, послан был еси, святе, в малый град области Вятския, священничес-кое служение совершати, слово Божие проповедати и сонмом священнослужителей руководити, с нимиже согласно воспевал еси Богу хвалебную песнь: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй неусыпное попечение о служении твоем, отче Сергие, потщался еси о благолепии священнодействий, проповедании слова Божия и о добром воспитании юных душ, вверенных тебе. Ублажающе труды твоя, вопием ти сице: 
Радуйся, усердный служителю олтаря Господня. 
Радуйся торжественных богослужений совершителю. 
Радуйся, ревностный проповедниче слова Божия. 
Радуйся, учивый паству твою словом и житием твоим. 
Радуйся, детей учащихся в законе Божием наставниче. 
Радуйся, от соблазнов мира сего их усердный охранителю. 
Радуйся, пастырскаго служения правило. 
Радуйся, сослужителей твоих вдохновителю. 
Радуйся, Сергие Исповедниче / Троице Святей о нас молитвенниче.

Кондак 4

Буря яростная безбожия на Руси наста и многих умертви. Тогда и ты, святе Сергие, трикраты ко вратом смертным приводйм был еси, но страхом Божиим страх смертный победив, до конца дней твоих Бога в Троице славимаго мужественно исповедал еси, поя Ему, Аллилуия.

Икос 4

Слышавше благочестивии людие о твердом и победоносном твоем стоянии противу 
безбожных, понудивших тя на словопрение, возрадовашася и возблагодариша Бога. И 
мы, ликующе о сем, победная возглашаем ти: 
Радуйся, послушание властем предержащим явивый. 
Радуйся, по воле их на словопрение изшедый. 
Радуйся, молитвою в силу Божию облёкшийся. 
Радуйся, уста и премудрость от Господа приявый. 
Радуйся, сими протйвящихся ти победивый. 
Радуйся, многажды их к молчанию приводивый. 
Радуйся, верных сердца словом твоим возвеселивый. 
2Радуйся, мужественному стоянию в вере их научивый.
Радуйся, Сергие Исповедниче / Троице Святей о нас молитвенниче.

Кондак 5

Божией воле всего себе предавый, родителю твоему послушание явил еси и во град Касимов ко храму Святыя Троицы преселился еси, да будеши помогаяй в трудах отцу твоему и купно с ним воспоеши Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видеша священницы и людие града твоего тя, святе Сергие, образ добраго пастыря им являюща, в сладость послушаша мудрыя и кроткия словеса твоя и тако ти возгласиша: 
Радуйся, пастыреначальника Христа подражателю. 
Радуйся, учения Его усердный изъяснителю. 
Радуйся, малаго стада Христова верный блюстителю. 
Радуйся, оное от неверия и расколов охраняяй. 
Радуйся, священноначалие от клевет защищаяй. 
Радуйся, в послушании ему быти верныя люди научаяй. 
Радуйся, единства церковнаго ревнителю. 
Радуйся, ложных поборников чистоты церковныя обличителю. 
Радуйся, Сергие Исповедниче / Троице Святей о нас молитвенниче.

Кондак 6

Проповедию твоею, святе Сергие, отступльшаго от веры сына отцу его, скорбящему старцу пресвитеру, в лоно Церкви Христовы возвратил еси, и общею молитвою пред иконой Божией Матери «Взыскание погибших» многия колеблющиися души в правоверии укрепил еси и научил еси их с несумнен-ною верою пети Богу, Аллилуия.

Икос 6

Возсия во мраце неверия и развращения тихий и кроткий свет веры и добродетели верных рабов Божиих. Егоже погасити желающе безбожнии властители жестокое и много хитростное гонение воздвигоша на Церковь Божию и многих души устрашиша и поколебаша. Обаче вернии, взирающе на твое, отче Сергие, мужество и терпение, 
благодарно воспеша ти: 
Радуйся, безбоязненный исповедниче веры Христовы. 
Радуйся, многия на исповедание веры подвигнувый. 
Радуйся, расхищение имений со благодушием приявый. 
Радуйся, не имевый, где главу подклонити. 
Радуйся, яко ради Христа в темницу заключаем был еси. 
Радуйся, яко тамо поношение и муки терпел еси. 
Радуйся, вопрошения мучителей мудростию побеждавший. 
Радуйся, козни их молчанием и терпением низлагавый. 
3Радуйся, Сергие Исповедниче / Троице Святей о нас молитвинниче.

Кондак 7

Хотя светильник веры угасити безбожнии властителие на лета многа изгнаша тя и брата и сына твоего на острова Соловецкия и послежде в дебри лесныя, и тамо под стражею содержимых хотяху гладом и тяжкими трудами уморити. Но ты, святе Сергие, изнемогая под тяжестию скорби сея не перестал еси укрепляти братию твою и Богу взывати: Аллилуя.

Икос 7

Новаго чудотворца яви в себе Всемилостивый Господь во утешение и ободрение страждущих с тобою. И мы, благодарение Богу приносяще о милостех Его велицых, умильно вопием ти: 
Радуйся, терпением скорби побеждавший. 
Радуйся, всецело на помощь Божию упование полагавый. 
Радуйся, о спасении блуждающих во мраце бурнаго моря усердно моливыйся. 
Радуйся, свет, указующий им спасительный путь, у Бога испросивый. 
Радуйся, гордаго гадателя отвративыйся. 
Радуйся, силою Божиею действия его прекративый 
Радуйся, козни невидимаго духа злобы уведевый. 
Радуйся, присных твоих от козней его оградивый. 
Радуйся, Сергие Исповедниче / Троице Святей о нас молитвенниче.

Кондак 8

Странно и горестно бе видети храмы Божия без пения стоящия и разорению предаваемыя. Во время сие ты, отче Сергие, из изгнания возвращенный, в потаенных мёстех службу Божию совершал еси, скорбя о разорении храмов Божиих. Обаче святитель Николай укрепи рабу Божию Анастасию презрети прещения врагов Христовых и храм его от разорения избавити, да возгласится в нем во время благопотребно хвалебная песнь, Аллилуия.

Икос 8

Всего себе и присных твоих Христу Богу предал еси, преблаженне отче наш Сергие. По возвращении бо твоем из изгнания и нищету и паки темничное заключение претерпел еси. Последй же сподоби тя милостивый Господь прежде заключенный храм святителя и чудотворца Николая открыти и в нем первым священнослужителем быти. Сего ради приими от нас похвалы сия: 
Радуйся, яко во всех житейских обстояниих воле Божией покорен был еси.
Радуйся яко и присных твоих вся скорби благодушно терпети призывал еси.
Радуйся, новое темничное заключение претерпевый. 
Радуйся, и в последняя дни жития твоего сим не устрашивыйся. 
Радуйся, радость предстояния престолу Божию от Господа приявый. 
Радуйся, храм святителя Николая паки освятивый. 
Радуйся, видяй, яко и по днесь в нем славословие Богу приносится. 
Радуйся, о молящихся в нем пред Богом ходатаю. 
Радуйся, Сергие Исповедниче / Троице Святей о нас молитвенниче.

Кондак 9

Всякия скорби и многоразличная страдания доблественне претерпел еси отче наш Сергие. Не могущии бо терпети твоего в храме святителя Николая служения безбожнии властителие тя, темничными трудами изморена, к воинскому званию причтоша, да трудами воинскими уморен будеши. Ты же, готовый за Христа и в темницу, и в смерть ити, благодарно воспел еси многами скорбьми спасающему тя Богу, Аллилуия.

Икос 9

Витийская ухищрения небрегл еси, егда у врат смертных предстоя, страхом о спасении чад твоих содержимь, написал еси им предсмертное назидание твое, еже последй, Богу ти содействующу и еще седмицу лет даровавшу ти, пространнее изложил еси. О немже благодарим тя сице: 
Радуйся, учителю терпения. 
Радуйся, в скорби пользу духовную искати внушаяй. 
Радуйся, уставов Церкве Православныя ревнителю. 
Радуйся, постнаго подвига наставниче. 
Радуйся, посту телесному пост духовный прилагати научаяй. 
Радуйся, приступати ко причастию Святых Христовых Таин побуждаяй. 
Радуйся, Пасхою день причащения именуяй. 
Радуйся, в слове Божием усердно поучатися наставляяй. 
Радуйся, Сергие Исповедниче / Троице Святей о нас молитвенниче.

Кондак 10

Спасый тя, святе Сергие, от внезапныя смерти Господь, вселй тя в место тихое и уединенное, идеже ты, пустынножителем подражая и в творениих тех поучаяйся, в тайне же Богослужения совершая, непрестанно пел еси Богу, Аллилуия.

Икос 10

Стена и забрало, святе Сергие, от Бога ти дадеся святитель и чудотворец Николай, близ бо его памяти ты от смерти спасен был еси, и четырем летом минувшим в память его приведе тя Бог в последнее место твоего служения, и еще трием летом 5прошедшим пред памятию святителя Николая святая твоя душа в райская преселися
селения. Удивляющеся сему зовем ти:
Радуйся, друже святых. 
Радуйся, святителя Николая послушниче. 
Радуйся, священномучеников и мученика сыне и брате. 
Радуйся, Аркадия, епископа и священномученика собеседниче и сотаинниче. 
Радуйся, Матери Божией всегда служивый. 
Радуйся, тую о взыскании многих погибших умоливый. 
Радуйся, Царствия Небеснаго наследниче. 
Радуйся, радости всех святых сопричастниче. 
Радуйся, Сергие Исповедниче / Троице Святей о нас молитвенниче.

Кондак 11

Пение благодарственное принесл еси Богу всяческих, егда, святе Сергие, сына, с нимже прежде в изгнании купно страдал еси, сослужаща ти у престола Божия узрел еси, поюща с тобою, Аллилуия.

Икос 11

Светом Христовым просвещен, яко светильник возсиял еси в последнем месте земнаго служения твоего. И тамо сущии вернии раби Божии тако ти возгласиша: 
Радуйся, распри и нестроения в прйчте церковном кротостию утишйвый. 
Радуйся, клеветы, досаждения, укорения за сие до конца дней твоих терпевый. 
Радуйся, уставов церковных рачителю 
Радуйся, небрегших о сем с пожданием и терпением увещавый. 
Радуйся, посты соблюдати ревностно учивый. 
Радуйся, оправдывающих нарушение поста кротко обличивый. 
Радуйся, богослужений усердный совершителю. 
Радуйся, сим люди к церковной молитве привлекий. 
Радуйся, Сергие Исповедниче / Троице Святей о нас молитвенниче.

Кондак 12

Благодать ти дадеся, преблаженне отче Сергие, служителем быти Святыя Троицы. Якоже бо прежде во храмех Святыя Троицы служил еси, тако и на новом месте служения твоего в три последняя лета пред чудотворным, рекомым «яблоневым» образом Святыя Троицы воспевал еси Триипостасному Богу, Аллилуия.

Икос 12

Поюще святыя подвиги твоя, славяще многотрудное и многоскорбное житие твое, торжествуем сие, яко святыми твоими мощами во отечество твое, отонудуже прежде изгнан был еси, с честию возвратился еси. Предстоя ныне престолу Божию, молися о тако славящих тя: 
Радуйся, от утра до вечера жития твоего верен Богу бывый. 
6Радуйся, Церкви Его усердно послуживый. 
Радуйся, проповедниче и защитниче Православия. 
Радуйся, делом слово твое исполнивый. 
Радуйся, поношения имене ради Христова приявый. 
Радуйся, многажды на смерть ради Христа готовый. 
Радуйся, правды ради из града твоего изгнанный. 
Радуйся, ныне во славе святых в него возвративыйся. 
Радуйся, Сергие Исповедниче / Троице Святей о нас молитвенниче.

Кондак 13

О, Троице, Боже наш, Отче, Сыне и Душе Святый! Молитвами вернаго раба Твоего святаго исповедника Сергия сподоби нас подвигом добрым подвизатися и к свету славы Царствия Твоего дойти и купно с ним и со всеми святыми ангельское славословие Ти вознести, присно поя: Аллилуия, Аллилуия, Аллилуия.

(Сие глаголи трижды. По сем Икос 1 и Кондак 1.)

Молитва

О, Святый угодниче Божий и исповедниче Сергие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на небесех венец правды, его же уготовал Господь всем любящим его. Сего ради и мы, духовная чада твоя, радуемся о преславном скончании жительства твоего и чтим святую память твою. Ты же, предстоя престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякого зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

 

Пояснения к акафисту священноисповеднику Сергию Касимовскому

Прот. Владимир Правдолюбов

Акафист составлен последовательно по фактам жизни священноисповедника Сергия и пояснения к нему дают своеобразное изложение его жития. 

К кондаку 2-му 
Все известные нам предки мужчины у о. Сергия, родившегося 26 июня 1890 года, были священниками, кроме одного прадеда, чтеца Симеона Правдолюбова. 

К икосу 2-му 
О. Сергий учился в Касимовском Духовном училище, Рязанской Семинарии и Киевской Духовной Академии, которую окончил с ученой степенью Кандидата Богословия. Его кандидатская работа была написана в опровержение публикаций сектоведа Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича, который, как потом оказалось, был профессиональным революционером. Кстати, здесь уместна история, которую мне рассказал о. Петр Чельцов, ныне прославленный в лике святых. Я был у него в гостях в 1967 году, когда праздновалось 50-летие советской власти. Он за чашкой чая сказал мне: «Это наш с тобой праздник!» Когда я ответил, что мы — законопослушные граждане и гражданский праздник — наш праздник, он сказал: «Это правда, но не только в этом дело. Я был участником Собора 1917-18 гг. - тогда из дворцовых Церквей антиминсы выбрасывали на мостовую. Собор выработал петицию протеста и послал с ней солидную делегацию к Ленину. Их принял Бонч-Бруевич и сказал: «Владимир Ильич занят важными государственными делами и вас — естественно — принять не может. Эту вашу бумажку я ему, конечно, передам, но напрасно вы стараетесь: уж если мы взяли власть в свои руки, через пять лет от вас ничего не останется». Прошло 50 лет, - закончил о. Петр, - а мы с тобой два попа, старый и молодой, сидим и чаёк попиваем». 

К кондаку 3-му. 
Послужив некоторое время (в 1915 году) псаломщиком в Киеве, о. Сергий в этом же году был послан в Вятскую епархию, 26-го октября рукоположен во священника и назначен к Спасской церкви слободы Кукарка (после переименована в город Советск). После ухода за штат о. протопопа был назначен на его место настоятелем Троицкого собора. 

К икосу 3-му. 
До революции о. Сергий был еще и законоучителем и, будучи по должности председателем педагогического совета, просматривал фильмы (тогда они уже появились), отбирая те из них, которые можно было показывать учащимся. 

К кондаку 4-му. 
Какими были три угрозы смерти? 1) Между февралем и октябрем 1917 года на собрании кадетов, куда была приглашена интеллигенция города, о. Сергию при выходе была вручена кадетская брошюра, которую он, придя домой, бросил сверху в ящик письменного стола. После революции за такие брошюрки без суда и следствия расстреливали. При обыске ящик выдернули из стола, и содержимое вывалили на пол. Брошюрка, бывшая сверху, оказалась внизу, и до нее не докопались. 
2) Многие в городе были арестованы и водимы под конвоем на различные работы. Это называлось «трудовым ополчением», хотя на самом деле было тюремным заключением, продолжавшимся, по слову о. Сергия, два с половиной месяца. (Впрочем возможно, что тюремное заключение было само по себе, а трудовое ополчение - само по себе. Как было на самом деле, сейчас не установишь). 
Однажды (видимо, в качестве акции устрашения) группу арестованных, в которую о. Сергий не вошел, вывели в лес, заставили копать траншею, а потом расстреляли и в эту траншею закопали. Вскоре вывели в лес следующую партию заключенных, в которую вошел и о. Сергий. Пока копали траншею, молились, чтобы Бог принял их души с миром. Когда траншея была готова, по оказавшимся рядом рельсам подошел товарный поезд с тухлой рыбой. Их заставили эту рыбу выгрузить в траншею и закопать. Страшная вонь не помешала от души благодарить Бога за спасение. 
3) Когда о. Сергия поставили настоятелем собора, один его сослуживец сказал: «Какой это протопоп? Ни волоса, ни голоса!» Но лысина и маленькая бородка помогли ему спастись от расстрела. Время было голодное, и семья о. Сергия держала корову. Это тоже помогло. В город прибыл отряд карателей, многих расстреляли. Пришли и к о. Сергию с вопросом: «Где здесь главный поп?» Он в это время чистил навозный хлев. Вышел к ним и сказал: «Это я». Они не поверили и ушли. (По другой версии они спросили: «Ты простой поп?» 
он ответил: «Простой, простой»). Расстреляли заштатного протопопа. Его, кажется, звали о. Алексий, так как в синодике у о. Сергия бьш записан родным неизвестный убиенный протоиерей Алексий. 

К икосу 4-му. 
В нем речь о диспутах. Поначалу самоуверенные атеисты обязывали священнослужителей в них участвовать, но постоянные победы на них священнослужителей привели к тому, что власть запретила их проводить. 

К кондаку 5-му. 
Переезд о. Сергия из Советска в Касимов произошел в 1923 году. 

К икосу 5-му. 
В Касимове о. Сергий сразу стал авторитетным священником. Его проповеди другие батюшки переписывали и прочитывали в своих храмах. И в смутное время (обновленцев в Касимове не приняли, и они довольно скоро из города убрались, но смущающим слухам о Митрополите Сергии Страгородском кое-кто верил), о. Сергий убеждал и священников, и мирян почитать как главу Церкви и поминать Митрополита Сергая, считая это залогом церковного единства, предохраняющим Церковь от разброда и уничтожения. 

К кондаку 6-му. 
Сын отца Леонида Краснова, протопопа г. Спасска-Рязанского, стал членом Союза воинствующих безбожников и как выходец из церковной среды — что предполагало в нем специалиста — послан был в Касимов противодействовать проповедям о. Сергия. Послушав их, он вернулся к вере. По вторникам (под среду) в Троицком храме по инициативе о. Сергия служились молебны пред иконой Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших». О. Сергий и сам молился, и людям внушал молиться о впавших в неверие. Эта беда вошла во многие семьи, и родители, оплакивающие безбожие своих детей, во множестве собирались на эти молебны и довольно часто получали просимое. А уже Отечественная война всё поставила на место — безбожников осталось очень мало. 

К икосу 6-му. 
За годы 1923-1935 было много обысков, конфискаций, допросов. На допросах о. Сергий говорил мало, в основном «да» или «нет», чем приводил следователей в ярость и одновременно вызывал к себе уважение. Где-то в районе 1929-1931г.г. о. Сергий был арестован и, по его слову, провел в тюрьме 3,5 месяца, хотя был осужден - по одним данным — на 2 года, а по другим - на 10 лет. Но здесь есть какая-то неясность. По воспоминаниям его дочери Веры (ей в ту пору было от 7 до 9 лет), во-первых, в семье волновались, как бы потрясение, связанное с арестом о. Сергия, не сказалось на плоде в утробе матушки Лидии - (это был я, родившийся в июне 1931 года). Во-вторых, она отчетливо помнит, как они с двоюродной сестрой, которая звала о. Сергия «дядя Бом» (по звону колокола), ходили навещать его в тюрьму летом. И, наконец, она помнит, как меня собирали с ее участием, чтобы показать папе, который был в тюрьме. Одевали меня в зимние одежки. Видимо, о. Сергия несколько раз арестовывали и отпускали. Видно еще и то, что тюремный режим был в то время относительно мягким. Когда о. Сергий был арестован в 1942-м году, не говоря уже о ссылке 1935-40 гг., ни о каких свиданиях не могло быть и речи. 

К кондаку 7-му. 
В 1935 году летом в одну ночь были арестованы о. Сергий и следующий за ним по возрасту его брат — иерей Николай (ныне священномученик). Чуть позже был арестован и старший сын о. Сергия, в ту пору чтец — Анатолий. Когда милиционер уводил его из дедова дома, его дед (ныне священномученик) протоиерей Анатолий вдогонку сказал ему: «Помни, Анатолий — «возрадуйтеся в той день и взыграйте!». (Лк.6:23). Эти слова положены в основу тропаря священномученику Анатолию. 

К икосу 7-му. 
Явления чудесного характера описаны в брошюре прот. Анатолия Правдолюбова «Соловецкие рассказы». Упоминаемые в икосе события изложены в рассказах: «Чудесное спасение», «Счастье пророка», «Влетел». Вот их краткое содержание: 1) О. Сергий был на большом Заяцком острове, а его брат и сын с бригадой уплыли на малый. Они запозднились обратно и в темноте потеряли направление на большой остров. О. Сергий усердно молился о их благополучном возвращении. И на большом острове загорелся какой-то свет. Они поплыли на этот свет и благополучно добрались до места. И там узнали, что никакого особо яркого света на острове не было, так что спаслись они чудесным образом. 
2) Один узбек предложил о. Сергию погадать на него. О. Сергий отказался. Тогда узбек стал гадать самовольно, метнул шарики, которыми гадал — и изменился в лице! Подошёл к О. Сергию и говорит: «Разрешите продолжать гадание»! О. Сергий ответил отказом. Все стали говорить: «Что ты на него смотришь — гадай»! Узбек ответил: «Без его разрешения нельзя — ему выпало СЧАСТЬЕ ПРОРОКА».
3) Заключённые, в том числе и трое Правдолюбовых, находились в большой камере, обставленной по кругу двухъярусными нарами, и спокойно занимались своими делами. Вдруг О. Сергий сказал: 
- Влетел! 
- Кто? — спросил его сын. 
- Нечистый дух! Видишь, у дверей начали ссориться? 
После этого, независимо от первых, начали ссориться их соседи. Ссора пошла по кругу и дошла до Правдолюбовых. О. Сергий сказал: «Если бы я вас не предупредил — и мы бы с вами поссорились»! 

К кондаку 8-му. 
В 1941 году оставшиеся церкви — Никольская, Благовещенская и Ильинская — были закрыты. О. Сергий изредка служил литургии у себя дома. Раба Божия Анастасия — это Анастасия Авдеевна Вереина, староста Никольской церкви при ее закрытии. Ее вызывали в исполком и требовали сдать ключи от церкви, угрожая ссылкой и расстрелом. Она отказалась отдать ключи и, когда власти слегка успокоились, ходила по домам с салазками, собирала пожертвованные дрова и подтапливала церковь, чтобы не испортились иконы. 

К икосу 8-му. 
Когда о. Сергий вернулся из ссылки (1940 г.), служить его никуда не взяли, физическим трудом из-за нажитой в лагерях сердечной недостаточности заниматься не мог, на конторскую работу не брали. Семья жила на скудную зарплату матушки Лидии Дмитриевны и на подаяния верующих, которые тогда и сами жили скудно. Впрочем, бедность была для семьи уже привычной. В августе 1942 года — новый арест! «За нарушение правил светомаскировки» (которого он, кстати говоря, не совершал) полагались административные (без следствия и суда) наказания. Высшее — 6 месяцев тюрьмы. Вот их ему и дали. В феврале 1943 года — освободили. А в начале марта Анастасию Авдеевну вызвали в исполком. Она решила, что её арестуют, попрощалась с родными, поплакала, помолилась — и пошла. Приходит, спрашивает: «Звали? — Звали! — Зачем понадобилась? — Церковь открывать хотите? — А можно? — Ищите попа, регистрируйте у нас — и служите»! Анастасия Авдеевна пришла к о. Сергию. Он в принципе согласился, но сказал, что у него нечего обуть. Анастасия Авдеевна прибежала домой, схватила серые валенки, принадлежавшие ее дочери Александре Александровне, и когда та спросила — куда, ответила: «Молчи, молчи, они нужны о. Сергию». Пошли в исполком, зарегистрировались. 10 марта 1943 года был отслужен водосвятный молебен, и началось чтение Великого канона. 

К кондаку 9-му. 
В 1943 году гражданин г. Касимова, по болезни к воинской службе негодный — Николай Яковлевич Аксенов — был (думаю, что за отказ быть сексотом) отправлен на трудовой фронт и пропал без вести. Этот случай взволновал горожан. И когда повестка на трудовой фронт пришла о. Сергию (это было в декабре 1943 года), все — и он в том числе — были уверены, что его посылают на верную смерть. 
На 18-е декабря была назначена отправка. С утра о. Сергия остригли (усы и бороду, правда, почему-то оставили). У военкомата собрался народ — узнать, куда посылают о. Сергия. А отправки все нет. После 4 часов дня толпа увеличилась — пришли люди с молебна (в 3 часа накануне храмового праздника служилась малая вечерня и молебен с акафистом). Видимо, эта толпа напугала власти, и о. Сергий вместо отправки куда-то далеко был назначен ночным сторожем на Малеевский карьер — эта должность не существовала до о. Сергия, т.к. там нечего было сторожить, и была ликвидирована после его демобилизации. Сам о. Сергий и все, кто его знал, увидели в этом чудо святителя Николая, что подтвердили и дальнейшие события в жизни о. Сергия, случившиеся 18 и 19 декабря. 

К икосу 9-му. 
17 декабря 1943 года, уверенный, что 18-го его отправят на верную смерть, о. Сергий написал духовное завещание, в котором призывал детей быть верными Христу, не боясь лишений, мук и самой смерти. Но ему было дано еще семь лет жизни — он скончался 18 декабря 1950 года — и он, будучи сторожем на Малеевском карьере, расширил свое завещание и озаглавил его так: «Моим детям и внукам о том, как проводить посты и готовиться к принятию Святых Христовых Таин». 

К кондаку 10-му. 
В Малееве о. Сергий усердно изучал Добротолюбие и другие творения аскетов; ночи на дежурстве проводил в молитве, причем, подвергался бесовским страхованиям. Иногда служил праздничные всенощные, за которыми пел хор, организованный ссыльным церковным регентом (на карьере работали ссыльные, но расконвоированные) — и никто из участников не выдал совершителей богослужений. Правда, к концу войны со всем этим стало полегче.

К икосу 10-му. 
18 декабря 1943 года о. Сергий был избавлен от отправки на трудовой фронт и 19-го приступил к работе в Малееве. 18 декабря 1947 года, он прибыл на последнее место своего служения, и 19-го — на память святителя Николая — отслужат в г. Лебедяни первую службу, а через 3 года — 18 декабря 1950 года — скончался, и гроб с его телом был внесен в церковь 19 декабря. Об отношениях о. Сергия и епископа Аркадия Остальского в Соловках, см. «Соловецкие рассказы», а именно — рассказ «Духовная и телесная помощь». Вскоре епископ Аркадий освободился и приехал в Касимов, чтобы рассказать родным о ссыльных Правдолюбовых. Вскоре его вновь арестовали и расстреляли в Бутове под Москвой. Ныне священномученик. 

К кондаку 11-му. 
Весной 1947 года о. Сергий был назначен в г. Спасск-Рязанский и служил там до декабря, когда был назначен в г. Лебедянь. Летом (на Казанскую) его сын Анатолий был рукоположен во диакона, а на память муч. Екатерины — во священника — и был назначен на место отца настоятелем и благочинным. Так Владыка Иероним, вынужденный послать о. Сергия в Лебедянь, постарался возместить несправедливость перевода отца почетом сыну. 

К икосу 11-му. 
В Лебедяни церковная жизнь была в серьезном расстройстве. В причте — ссоры, доходящие до скандалов, небрежность во всем. Один батюшка, например, сказал о постах: «Что, Бог в кишках, что ли, копаться будет?». Безобразные ссоры в причте прекратились, но на о. Сергия непрерывно клеветали и народу, и Владыке. К сожалению, Владыка Филарет верил клевете и устраивал о. Сергию разносы. В частности, были настойчивые жалобы на то, что о. Сергий ленится выезжать на требы. Для проверки этой жалобы приезжал из Раненбурга (ныне Чаплыгин) благочинный о. Алексей Хватов, родом из Касимова. И каждый раз не заставал дома (так уж совпадало) о. Сергия, который был на требах. За десять дней до смерти, когда у о. Сергия было очень плохо с сердцем, приехали из деревни, в которой нужно было отпеть покойника и, кстати, причастить нескольких человек, из которых один был при смерти, а всю жизнь не причащался. Характерно, что он умер вскоре после причащения, и его отпевали в тот же день, когда отпевали о. Сергия. И о. Сергий, попытавшись без успеха проводить на эту требу кого-нибудь из сослуживцев, поехал сам — и сопровождавшая его дочь, видя, как он то и дело кладет под язык нитроглицерин, обливала всю дорогу слезами. Вернувшись, он слег и вскоре скончался. Так что Лебедянь была для о. Сергия своеобразной Голгофой. 

К кондаку 12-му. 
В Лебедяни был когда-то Троице-Яблоневый монастырь, который получил такое название следующим образом. По малолюдству Троицкий Лебедянский монастырь закрыли (наверное, при Екатерине II), а монахов и чудотворную икону св. Троицы переместили в г. Елец в Троицкий же монастырь. Икона оттуда исчезла и была найдена на яблоне в монастырском саду в Лебедяни. Неизвестно, сколько раз ее перемещали, но она каждый раз сама возвращалась на яблоню в Лебедянь. Пришлось монахов вернуть обратно. Эта икона была (и сейчас находится) в храме, где служил о. Сергий. 

К икосу 12-му. 
В декабре 2000 года, спустя пятьдесят лет после кончины о. Сергий был канонизован в лике исповедников. (Вообще, даты его жизни интересны: в 25 лет — священник, в 50 лет вернулся из ссылки, через 10 лет скончался, через 50 лет по кончине — канонизован). 4 октября 2001 года останки о. Сергия по благословению священноначалия были подняты из могилы и перевезены в Спасскую церковь села Маккавеева (пос. Сынтул). Его Святейшество благословил останки о. Сергия считать святыми мощами и воздавать им должное почитание. 5 февраля 2002 года (даты приводятся по новому стилю) Высокопреосвященнейший Митрополит Симон Рязанский и Касимовский (ныне - на покое) встретил в Никольской церкви г. Касимова мощи о. Сергия, а после литургии и чтения акта о почитании мощей совершил пред ними молебен с акафистом. 15 сентября 2002 года митрополит Симон и его викарий епископ Шацкий Иосиф совершили освящение Троицкой церкви г. Касимова, в которую в тот же день были перенесены мощи исповедника пресвитера Сергия. С тех пор каждый вечер вторника (если нет совпадения с праздником) у мощей Священноисповедника читается акафист. 

К икосу 13-му. 
Обращение к Богу — не нововведение. Так сделано в конце молитвы апостолу и евангелисту Иоанну Богослову.