Житие святителя Мелетия (Якимова), епископа Рязанского и Зарайского

Святитель Мелетий родился 29 октября 1835 года в благочестивой семье священника села Нема (Введенское) Нолинского уезда Вятской губернии Космы Павловича Якимова и его супруги Александры Капитоновны.

В крещении был назван Михаилом. В семье он был младшим сыном. Отец будущего святителя окончил Вятскую духовную семинарию, был человеком деятельным и исполненным любви, проповедовал не только в храме, но часто посещал дома прихожан. Его благочестивые заботы и радости разделяла и жена, внучка причетника, добросердечная и гостеприимная хозяйка.

Во время появления Михаила на свет батюшка Косьма отсутствовал: необходимо было следить за постройкой дома для священнослужителей. Услышав долгожданную весть, он умилился сердцем, созвал всех рабочих и, угощая их, восклицал: «Радуйтесь со мною, Бог даровал мне сына!».

Через год семью посетила скорбь: отец Косьма сильно простудился и заболел лихорадкой. 18 октября 1837 года, будучи совсем молодым, отец Косьма скончался, не прослужив и пяти лет. Его супруга осталась с малолетними детьми на руках и почти без средств к существованию. Семья была обречена на крайнюю бедность. Михаил и его старший брат Павел сызмальства приучились уповать лишь на милосердие Господа и заступничество Божией Матери.

Обоим сыновьям было не до забав, свойственных их возрасту. Молитва и чтение Священного Писания стали главными в их жизни. По мере возрастания братья все более прилеплялись сердцем ко Господу.

Душа Михаила стремилась к уединению. Именно тогда, в раннем детстве, в нем созрело твердое решение идти по стопам отца и нести свет истины заблудшим. Тяжелое детство не озлобило доброго от природы юношу, а, напротив, создало в нем ту религиозную настроенность, которая отличает натуры впечатлительные и мягкие, о которых принято говорить, что они «не от мира сего».

Первоначальное воспитание и образование Михаил Якимов получил в вятских духовно-учебных заведениях, в том числе Вятской духовной семинарии. Еще до ее окончания у него возникло желание уйти в монастырь. Он обратился к настоятелю Успенского Трифонова монастыряархимандриту Амвросию (Красовскому), ректору Вятской духовной семинарии, с просьбой о пострижении в монашество. И 26 марта 1857 года Михаил Якимов был пострижен в рясофор без перемены имени.

Поначалу ему пришлось исполнять обязанности библиотекаря и проповедника, потому что начальство увидело в нем тонкую наблюдательность, дар слова и склонность к научной работе. С начала нового учебного года инок Михаил приступил к собственной преподавательской деятельности в качестве учителя истории и нотного пения. Кроме того, он надзирал за учениками и семинаристами, жившими в монастыре.

Неся это более чем хлопотное послушание, молодой инок часто и горячо молил Господа о благодатной помощи, о даровании терпения и мудрости. Ведь для того, чтобы быть учителем в дневные часы и воспитателем  часы вечерние и утренние, от него требовалось не только исключительное знание предметов. Надо было показывать истины своей жизнью. Именно в этот период, когда в юношах еще бушуют порывы молодости, он научился обуздывать свои страсти, быть рассудительным и мудрым в словах и поступках, осознал, что надобно не только держать сердце и ум перед очами Божиими, но и быть «светочем» для окружающих. Учителем и воспитателем юношества Михаил оставался более года. Но этот год был важной ступенью в его духовном восхождении.

В период каникул один из его друзей (впоследствии Вятский кафедральный протоиерей Федор Кабардин) убедил молодого инока продолжить образование в академии. Получив благословение матери и епископа Вятского Елпифидора, Михаил отправился в Казань. С твердым упованием на милость Господа он выдержал вступительные экзамены. После продолжительного собеседования, видя духовную настроенность, живой ум и твердость характера молодого инока, ректор сказал будущему студенту: «Будешь человеком!».  Вскоре Михаил приступил к занятиям.

Не прошло и полугода после начала учебы, и 1 февраля 1859 года состоялся его постриг в мантию с наречением Мелетием в честь святителя Мелетия Антиохийского. Затем он был рукоположен во иеродиакона. Однако для того, чтобы сбылось слово ректора, молодому иеродиакону пришлось пройти сквозь тяжкие испытания: нападки либерально настроенных студентов, не ведавших Истинного Света и сделавшихся рабами земной суеты.

1861 год определил весь его дальнейший жизненный путь. В апреле того года над академией разразилось дело о панихиде по убитым безднинским крестьянам. Поводом послужило то, что в селе Бездна при введении уставной грамоты для усмирения восставших была употреблена военная сила. Несколько человек погибло.

Молодежь Казанского университета сильно возмутил тот факт. Решено было устроить манифестацию и отслужить по убитым крестьянам панихиду на кладбище.

В Вербное воскресенье, когда слушатели духовной академии гуляли во дворе, мимо них на панихиду проходили толпы университетских студентов. Туда направились и некоторые воспитанники академии. В числе их были священник Яхонтов, уже изрядно тронутый либерализмом, и молодой еще, мягкий по характеру иеродиакон Мелетий. На ектениях местный причт и иеродиакон Мелетий поминали просто «убиенных рабов Божиих» а Яхонтов — с прибавлением «убиенных за свободу и любовь к Отечеству».

Зачинщики панихиды-манифестации были сразу же уволены. Иеродиакон Мелетий, по рассмотрении всех обстоятельств и по указу митрополита Московского Филарета (Дроздова), был послан миссионером в Иркутскую епархию, в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале. Так невидимым и неизъяснимым Промыслом Божиим будущий святитель был определен на самый высокий и благородный в христианстве подвиг апостольства.

Сразу же по прибытии в Посольский монастырь 23 июня 1862 года иеродиакон Мелетий был определен миссионером в Селенгинское бурятское ведомство и 3-ю конную бурятскую бригаду Забайкальского казачьего войска. Начало его служения в Сибири совпало с открытием викариатства для обращения бурят-язычников в православную веру и назначением преосвященного Вениамина (впоследствии епископа Камчатского и архиепископа Иркутского) викарным епископом Селенгинским.

Взаимная преданность и любовь связала этих людей на всю жизнь. В одной из первых их совместных бесед умудренный жизненным опытом и долголетним подвигом Преосвященный поделился с молодым другом своими жизненными наблюдениями: «Я чем больше живу, тем больше вижу, что все, что не от меня, то ко благу моему». Эти слова подкрепили растерявшегося было начинающего миссионера, послужили ему указанием подчиниться всеблагому Промыслу Божию.

К тому же владыка Вениамин любил повторять: «Судя по себе, я держусь такого убеждения: чем больше труда, хлопот и забот, тем живее дух молитвы; чем меньше забот, тем меньше и молитвы. Кроме того, чем больше живу, тем больше убеждаюсь в единственной надежде спасения благодатию таинств».

Слова Преосвященного пали на благодатную почву. Заметив несомненные способности молодого проповедника, уже через несколько месяцев его направили на самостоятельную миссионерскую работу — в Кударинскую степную думу. В декабре 1862 года иеродиакон Мелетий был рукоположен во иеромонаха. С принятием благодати священства душа его расширялась, стараясь обнять своей любовью и каждого человека, и все необозримое пространство Сибири.

С 1862 по 1867 год иеромонах Мелетий с одним сотрудником и одним послушником обратил и окрестил более 500 человек, в основном глав семейств, в том числе и шаманов. Даже природные катаклизмы содействовали успеху апостольской проповеди. Сам очевидец событий, происшедших во время землетрясения 1862 года, иеромонах Мелетий ярко описал случай обращения одного из бурят-язычников ко Христу. Единственная дочь этого человека упала во время землетрясения в образовавшуюся в земле трещину. Расселина была так глубока, что не было никакой возможности спасти погибавшую, и она оказалась заживо погребенной в той ужасной могиле.

Великое горе несчастного не могли утолить ни сочувствие близких, ни камлание шаманов, ни заклинания лам, у которых отец погибшей искал утешения. Душевный мир он обрел только в недрах Христовой Церкви, вняв открытым сердцем словам Господа: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Среди миссионерских трудов он написал сочинение «О переводной церковно-канонической литературе в древней России», за которое в 1865 году был удостоен степени кандидата богословия. Для православных Кударинского стана отец Мелетий построил храм, освященный во имя св. апостолов Петра и Павла.

1 июня 1867 года он переехал в Тунгуйскую степь, населенную ламаитами и окруженную поселениями раскольников. И здесь для новокрещеного населения им устраивается несколько храмов по реке Хилке: в Ташелане, Тарбагатае, Катаевском, в Узком Лугу, на Кирети. Усердные труды будущего святителя скоро привлекли к нему внимание: он был награжден набедренником, через два года — получил благословение Святейшего Синода за обращение в Православную веру из язычества 200 человек и архипастырскую благодарность преосвященного Парфения за построение храмов.

Малое количество миссионеров на бескрайних пространствах Сибири вынуждало Епархиальное начальство непрерывно переводить их с одного места на другое, чтобы охватить словом проповеди как можно больше бурят-язычников. С сентября 1872 года иеромонах Мелетий получил новое назначение: проповедовать среди бурят и тунгусов — на границе Монголии, в Цаган-Усунском стане и Цакире. 22 октября 1872 года он по поручению архиепископа Парфения освятил Цакирскую церковь в честь святителя Николая. Но деятельность отца Мелетия здесь не была столь продолжительной, как на прежнем месте.

Вскоре произошли события, повлиявшие на его дальнейшую жизнь. В июле 1873 года в Посольском монастыре он приветствовал назначенного на Иркутскую кафедру из Камчатской епархии преосвященного Вениамина, под руководством которого начиналось его миссионерское служение в Сибири. 30 августа 1873 года архиепископ назначил иеромонаха Мелетия начальником Иркутского отдела духовной миссии и настоятелем Ниловой пустыни в Саянских горах.

Все 12 лет миссионерской службы отец Мелетий терпел в Сибири материальные трудности: местные власти миссии не помогали; жалование миссионерам, выдаваемое из частных пожертвований, не превышало 150 рублей. Но и из этих скудных средств они должны были значительную часть тратить на поездки по делам миссии, причем, учитывая масштабы Сибири, на довольно большие расстояния. С учреждением православного миссионерского братства в Москве жалование миссионеров возросло до 400 рублей, но и эти деньги миссионеры тратили на нужды миссии.

В то время, когда отец Мелетий приступил к обязанностям начальника и делал первые шаги на этом поприще по укреплению позиций миссии и расширению сферы ее влияния среди местного населения, он занимался и вопросами церковно-приходских школ на окраинах империи. Миссионер также отправляется в Казань для изучения методов перевода христианских книг на языки малых народов России.

Во время пребывания вне миссии он побывал и на родине в Вятской губернии в гостях у матери и брата-иерея в селе Верховойском Нолинского уезда, а также на богомолье в Москве и Киеве. В Казани он прожил до мая 1875 года. В работе по переложению христианского учения на разговорный бурятский язык отцу Мелетию помогал бурят Яков Чистохин, его келейник (впоследствии миссионер Тункинского края). В Казани вышла в свет первая книга на бурятском языке «Поучение к новокрещенным о святой христианской вере», в основу которой архимандрит Мелетий положил проповедь преосвященного Вениамина при крещении балаганских бурят.

Возвратившись в Иркутск, отец Мелетий продолжал работу по переводу православных книг на бурятский язык и в следующем году подготовил для издания четыре статьи, которые были напечатаны отдельной книгой — «Учение о святой православной христианской вере в беседах с бурятами». Затем это издание было дополнено переводом священной истории Ветхого и Нового завета, житием святителя Николая.Продолжалось и его сотрудничество с журналом «Иркутские Епархиальные ведомости».

Главной же заботой отца Мелетия оставалась миссионерская деятельность. Ей он отдавал все свои силы, все свое время: за пятилетнее управление архимандрита Мелетия в Иркутской миссии было обращено в православную веру 11 695 язычников.Несомненно, что в этом деле были велики его личные заслуги. Успехи Церкви на востоке Российской Империи не остались без внимания: 5 августа 1878 года архимандрит Мелетий был назначен епископом Духовной миссии в пределах Забайкальской области; 5 ноября того же года — во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, со званием начальника Забайкальской духовной миссии.

До 1880 года новый епископ пребывал в Посольском Спасо-Преображенском монастыре, а затем переехал в город Читу, чтобы быть ближе к своим «инородческим» прихожанам. Еще до приезда туда на жительство владыка однажды совершал богослужение в Читинском соборе. В церкви находилась покойница — старушка, простая мещанка. После литургии святитель Мелетий остался для ее отпевания и после него пошел за гробом на кладбище. Простота и доброта преосвященного Мелетия до того поразила читинцев, что они с тех пор полюбили его.

В апреле 1880 года епископ Мелетий был представлен к ордену святого благоверного князя Владимира III степени. Символично стало награждение орденом равноапостольного князя, крестившего в свое время Русь и прозванного Красным Солнышком. Внимательный до мелочей, заботящийся и о духовном воспитании пасомых, и о процветании края, любвеобильный святитель стал таким же Солнышком для новообращенных.

Особо заботился святитель о благоустройстве их быта, подчеркивая, что от них зависит как упрочение миссии, утверждение их в вере, так и дальнейший успех миссионеров на этих обширных пространствах в борьбе с язычеством и ламаизмом.

В 1881 году исполнилось 200 лет Забайкальской духовной миссии, основанной миссионерами иуменами Феодосием и Макарием. Перед этим, в ознаменование столь важного для жизни края события, преосвященный Мелетий в течение трех месяцев, с мая по июль, объехал все Забайкалье: служение в ознаменование юбилея миссии было проведено им во всех храмах.

В 1882 году владыка организовал и открыл в Чите церковное Братство св. Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия, что способствовало увеличению числа церковно-приходских школ. За время управления епископом Мелетием Забайкальской миссией было обращено и просвещено святым крещением 3956 язычников-шаманистов и ламаитов.

В связи с вызовом владыки Вениамина в Москву для присутствия в Синоде, в 1886 году святителю Мелетию было поручено управление церквами Забайкальской области уже на правах епархиального архиерея. А 5 июля 1888 года преосвященный Мелетий был назначен на Якутскую кафедру. В Якутск епископ Мелетий прибыл 16 сентября 1889 года и начал свою деятельность с обозрения обширной епархии.

В дальнейшем, несмотря на жесточайшие погодные условия, владыка даже в зимние месяцы ежегодно объезжал улусы, проповедуя слово Божие, служа в храмах епархии Божественную литургию. Особенно заботился о просвещении народа: в крае было открыто много церковно-приходских школ. За 5 лет в епархии освящено 14 церквей; 2 были построены на монастырской территории – их затем сплавили вниз по Лене в Жиганск и Булун; намечено было открыть 15 новых приходов, заложено несколько новых церквей: при всех церквах открывались церковно-приходские школы, что способствовало религиозно-нравственному просвещению в епархии.

Упрочению этого важного дела в жизни края помогало церковное братство во имя Христа Спасителя, учрежденное владыкой в Якутске 16 августа 1892 года. Не было такого вопроса в окружающем мире, который бы не затронул в той или иной степени его внимания с самого момента прибытия на якутскую кафедру.

Когда он узнал, что в лесах изолированно от общества живут прокаженные, по его инициативе в «Якутских Епархиальных ведомостях» в 1890 году была напечатана статья «Проказа в Вилюйском округе». Публикация нашла отклик. В 1891 году в Якутск приехала английская сестра милосердия мисс Кэт Марсден, которая первоначально собиралась отправиться к прокаженным Колымы. В Англии, Америке, России сестра милосердия была известна своим стремлением и способностью находить средства на строительство приютов для больных проказой (лепрозориев), и теперь, откликнувшись на обращение Якутского владыки, она решилась отдать все силы облегчению положения несчастных больных Вилюйского округа. В пользу прокаженных Якутской области по решению обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева был открыт прием пожертвований.

В Вилюйском округе юрточным способом построили колонию. Из Московской общины сестер милосердия приехали три сестры милосердия для работы в поселении прокаженных, летом 1892 года прибыл опытный врач Д. С. Гимер. На пожертвования была возведена церковь во имя великомученика Пантелеимона, выстроен зимний лазарет. Освящение колонии самим архиереем состоялось 5 декабря 1892 года во время обозрения им храмов Вилюйского округа. Кроме того, по предложению преосвященного, попечитель лепрозория, вилюйский купец И.В. Харитонов, выстроил усыпальницу в честь праведного Лазаря Четверодневного, пожертвовал 500 пудов хлеба для больных.

Активная позиция епископа Мелетия способствовала прекращению эпидемии: вместо тысяч возможных больных в колонии собрали 100 явно зараженных. Заботу о прокаженных Колымского округа он возложил на приходское попечительство Средне-Колымского Покровского собора, в том числе строительство богадельни, отвечающей по санитарным нормам ее назначению. Преосвященный Мелетий всегда воспринимал новые обязанности как дар Божий, позволяющий с большим успехом нести слово Божие людям.

12 февраля 1893 года он был избран почетным членом состоящего под покровительством Великого князя Владимира Александровича православного Князь-Владимирского братства в Берлине. Вместе с тем, все трудности: неутомимые миссионерские труды, занятия епархиального управления, отдаленность этой обширнейшей территории Российской империи от центра, чрезвычайно суровые климатические условия, бездорожье, усугублявшие усыпанный терниями путь епископа Мелетия в апостольском служении во славу Божию, – не мешали литературной деятельности владыки. Из-под его пера выходили многочисленные статьи, книги, проповеди, миссионерские записки и отчеты, содержащие интересные исторические и этнографические факты, регулярно печатавшиеся в номерах журнала «Иркутские Епархиальные ведомости» и перепечатывавшиеся в «Страннике», «Православном Обозрении», «Миссионере». Святитель, духовной зрелостью уже вошедший в полноту возраста Христова, приложил столько трудов и стараний к процветанию Якутского края, что современники искренне и с полным правом называли его апостолом Якутии.

Для опытного миссионера не было второстепенных проблем, если это касалось жизни его прихожан, а также тех, кто впоследствии призван будет пополнить ряды новокрещенных. В 1895 году указом императора Николая II святитель Мелетий был сопричтен к ордену святого благоверного великого князя Александра Невского. Это было очень высокой наградой, но владыка воспринимал все почести, словно из рук Господа. Душа его была полна мира и тихой радости о Господе.

Однако, на склоне лет все чаще давализнать о себе многочисленные болезни. Не раз задумывался святитель о том, что хорошо бы последние годы жизни провести на родной, русской земле. И вот его желание исполнилось: 14 октября 1896 года преосвященный Мелетий был назначен на Рязанскую кафедру, в состав которой тогда входила часть нынешней Елецкой епархии. 27 декабря, после напутственного молебна в Крестовой церкви, отбыл из Якутска к новому месту служения.

17 февраля 1897 года Рязань после долгих ожиданий встречала епископа Мелетия, Рязанского и Зарайского, проехавшего 7774 версты от Якутска до Рязани за полтора месяца. С Рязанского вокзала под колокольный звон всех церквей города владыка проследовал в Рождественский кафедральный собор. Епископ Мелетий произнес первую назидательную речь, в которой кратко рассказал о своей более чем 30-летней службе в Сибири и обратился к священникам с призывом к взаимодействию в духе мира и любви на поприще духовного служения. По окончании речи владыка совершил благодарственный молебен Господу Богу. Затем краткий молебен был совершен в Крестовой церкви Архиерейского дома.

Несмотря на недуги — результат миссионерских трудов, — владыка, верный долгу, совершал подвиг служения Богу в духе апостольской ревности, христианской любви, кротости. Рязанский край не стал местом его отдохновения, хотя и пространства были здесь не столь велики, как в Сибири, и пути сообщения более удобны, и климат не так суров. Заботы его были не менее тяжкими. Если в Якутской епархии на попечении владыки было 80 церквей, то в Рязанской — более 1000. Архипастырь, смиренно совершавший служение в обширных, суровых просторах Восточной Сибири, терпя лишения, невзгоды, скорби и страдания, душевные и телесные, при ежегодных путешествиях по необозримой тундре, в непроходимых лесах и горах, в бурю и зимнюю пургу, в среде невежественных племен, часто больных тяжкими инфекционными заболеваниями, в том числе и проказой, продолжал ревностно нести огонь веры Христовой на святой Рязанской земле, находясь более трех лет на епископской кафедре.

Ознакомившись с делами епархиального управления, владыка начал с поездок по своей новой епархии. Он побывал в самых отдаленных ее уголках с обозрением церквей и монастырей, с архиерейским служением, с освящением вновь построенных храмов. Причем праздничное служение его практически всегда сопровождалось проповедью. Все речи епископа Мелетия, по воспоминаниям современников, отличались задушевной простотой, разнообразным содержанием, дышали чистой любовью и искренним желанием исправить, предостеречь верующих от тех или иных пороков и опасностей. Он побывал в Касимовском, Спасском, Егорьевском, Зарайском, Пронском, Данковском, Ряжском, Скопинском уездах.

Всегда и везде святитель Мелетий призывал всех к миру и любви, к строгому хранению веры православной и отказу от разного рода лжеучений. Вся жизнь владыки свидетельствовала — о чем он проповедовал в слове, того придерживался и в жизни. 8 июня 1898 года, по распоряжению преосвященного Мелетия, в Рязани состоялся Первый Миссионерский Епархиальный съезд.

Для участия в столь знаменательном событии были вызваны окружные и благочиннические миссионеры (в епархии их было в то время около 35 человек), священники тех приходов, где проживало более всего раскольников. Обращаясь к миссионерам, святитель говорил, что «посылаемые на это служение... должны быть учительны, мудры, яко змия, и в действиях своих искусны и целы, яко голубие. Мудрость миссионеров должна состоять в чистоте веры в Господа нашего Иисуса Христа, являемой христианским житием... Добрая, христианская жизнь пленительна для ума и сердца: она сама преклоняет к себе сердца других. И это — вернейший залог успеха в обращении заблудших. Всегда успешна бывает проповедь миссионера, когда у него слова не расходятся с делом, исходят из сердца не раздвоенного, а пребывающего в Боге».

Святитель Мелетий посвящал много сил и времени делу просвещения подрастающего поколения. Неудивительно поэтому, что он обращал особое внимание на работу церковно-приходских школ. В своей речи в Рязанской духовной семинарии при открытии педагогических курсов для учителей церковно-приходских школ 21 июня 1898 года он подчеркивал, что «народ русский искони православный, чутьем почувствовал благодатное влияние церковно-приходских школ и показал полное доверие к церковному обучению и воспитанию детей своих в духе веры и благочестия».

Обращаясь к учителям, избравшим свой благородный, но нелегкий путь, епископ Мелетий говорил: «Такова истинно верная и твердая постановка дела народного образования! Сохранится в народе святая вера благочестивых предков, оберегаемая пастырями и учителями Церкви, — в том спасение народа в роды родов. Многие устремились подражать Западу и, увлекшись ложным просвещением, получили жалкие результаты безрелигиозности и истощения сердечного в суете мира сего». Теперь предстоит... «не малая забота о заблудших», «уловленных в хитро расставленные сети… совратителей». Он призывал: «Усугубим, отцы и братья, свою ревность о развитии истинно-христианского просвещения народа чрез обучение истинам святой веры и благочестия. И тогда народ сам даст отпор соблазнам иноверия и лжеверия всякого».

Владыка в своих выступлениях, речах на годичных собраниях членов Рязанского комитета Православного Миссионерского Общества, епархиальном съезде миссионеров, который состоялся в Рязани в июне 1898 года, подчеркивал, что по обетованию Божию Евангелие должно быть проповедано всем народам земли. В Рязани святитель Мелетий возглавлял Комитет Императорского Православного Палестинского Общества, состоящего под покровительством Великого князя Сергия Александровича, а также являлся председателем Братства св. Василия Рязанского.

В конце 1899 года для поклонения древней чудотворной Казанской иконе Божией Матери в город Ряжск Рязанской губернии приезжал прославленный ныне в лике святых протоиерей Иоанн Кронштадтский. 16 декабря Иоанн Кронштадтский сослужил преосвященному Мелетию при совершении Божественной литургии, а затем пред чудотворной иконой они вместе отслужили молебен.

Продолжал святитель на Рязанской земле и свою исследовательскую и литературную деятельность. Он был одним из достойнейших продолжателей дела создания Рязанского Церковного Древлехранилища, начатого еще в 1851 году святым Гавриилом (Городковым), архиепископом Рязанским и Зарайским. Недолгим было правление епископа Мелетия на Рязанской кафедре, но годы эти, как и ранее в Сибири, были насыщены трудами на благо верующих.

Епископ Мелетий принадлежал к числу тех редких цельных натур, характер которых определяется двумя-тремя чертами, ибо они не разбрасываются, всегда постоянны и остаются верными себе от начала и до конца своей жизни. Три главные черты определяли нравственную личность святителя: христианская совершенная вера, христианская любовь, преимущественно в том ее виде, который именуется кротостью, и постоянство в том и другом. Христианская любовь к ближнему, любовь согревающая и благодатная, — божественная искра в его душе была путеводительницей, помогающей преодолевать все трудности и лишения на жизненном пути с кротостью и смирением, с глубоким осознанием своего долга. Жизнь святителя была подвигом, перед которым благоговейно преклонялись даже его современники.

Воистину, владыка Мелетий всегда был подвижником «веры, любви, благости и кротости...» За веру Христову он отдал всю жизнь. До последних дней своих владыка не прекращал архиерейского служения в Рождественском кафедральном соборе и в Крестовой церкви Архиерейского дома.

Скончался святитель Мелетий 14 (27) января 1900 года. 18 января рязанцы проводили почившего владыку до места его упокоения — Архангельского собора. В 1984 году по представлению епископа Омского Максима (Крохи) и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена святитель Мелетий, в составе Собора Сибирских святых, был причислен к лику местночтимых святых. Мощи святителя Мелетия были обретены 8 июня 1998 года в Архангельском соборе Рязанского кремля.

Произошло это накануне празднования Собора Рязанских святых и Собора Сибирских святых, накануне юбилейных торжеств в честь 800-летия Рязанской епархии. Несмотря на то, что со времени кончины святителя прошло около ста лет, и погребенный находился в неблагоприятных условиях, мощи святого Мелетия оказались нетленными. 18 сентября 1998 года честные мощи святителя были торжественно перенесены в рязанский Свято-Троицкий монастырь.

31 мая 1999 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Высокопреосвященным Симоном, архиепископом Рязанским и Касимовским, и Преосвященным Иосифом, епископом Шацким, в сослужении братии монастыря и многочисленного духовенства епархии состоялось прославление честных мощей святителя Мелетия, святителя Феодорита и священномученика Мисаила. 11 сентября 2004 года торжественным крестным ходом честные мощи святителя Мелетия и святителя Гавриила были перенесены в Христорождественский кафедральный собор Рязанского кремля – место их земного служения.

Память святителя Мелетия совершается 14 (27) января – в день преставления, 5 (18) июня — на Рязанской земле в день обретения мощей святого, 10 ( 23) июня — в Соборе Рязанских святых и Соборе Сибирских святых, 10 (23) сентября – в Соборе Липецких святых.

 

Источники

1. Святые земли Рязанской. ООО Издательство «Дело», 2010.

2. Иеромонах Серафим (Питерский), Т.М. Панкова. Житие и акафист святителю Мелетию,

епископу Рязанскому и Зарайскому. Рязань, 2000.

3. А. Б. Ефимов. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М., Изд-во ПСТГУ, 2007.


По книге «Собор святых Липецкой земли».
Сборник житий Липецких и Елецких святых
Сост: прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов,
А. И. Чеснокова. – Липецк, 2013.