Житие священномученика Уара (Шмарина), епископа Липецкого
Петр Алексеевич Шмарин (будущий священномученик Уар) родился 11 октября 1880 года в селе Ново-Ситовка Тамбовской губернии в многодетной крестьянской семье Алексея и Марфы Шмариных. Местный священник проявил внимание к не по возрасту развитому мальчику и помог ему окончить четырехгодичную сельскую школу. В 1902 году Петр Шмарин окончил церковно-учительскую семинарию, находившуюся в селе Ново-Александровка Козловского уезда Тамбовской губернии, по окончании которой стал работать учителем.
Вступив в брак, в 1904 году он был рукоположен в сан диакона и служил на приходах Тамбовской епархии. В 1910 году архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием (Страгородским) он был определен исполняющим должность настоятеля к Крестовоздвиженской церкви Финляндской епархии, которая была расположена на острове Мантинсаари (переводится как «земляничная поляна») в Ладожском озере.
На этом острове проживали около 1500 человек, население составляли карелы, в основном православного исповедания. Они занимались рыбной ловлей и сельским хозяйством. Основным видом транспортного сообщения острова с материком был водный путь, который из-за непредсказуемости Ладожского озера был очень опасным. Да еще на острове отсутствовала хорошая пристань, а был только помост на деревянных сваях, от которого до берега нужно было добираться на лодке. С ноября пароходные рейсы прекращались, и остров был отрезан от материка до установления санного пути по льду, который, в свою очередь, устанавливался лишь к середине января. Таким образом, служение отца Петра проходило в непростых условиях, определяемых островным положением прихода.
В начале ХХ века православие на территории Великого княжества Финляндского находилось в сложном положении. Это было время, когда там происходило наступление лютеранства, и особенная борьба велась за карельский народ. Кроме исполнения пастырских обязанностей, отец Петр по собственной инициативе стал издавать газету «Карельские известия», которую давно ждала православная Карелия. Это был двухнедельный орган по вопросам религиозно-православной, политической, общественной и народной жизни. Она выходила на двух языках – в реалиях той жизни языковой барьер паствы и пастыря был большой проблемой, которую отец Петр успешно преодолевал. Эту газету отец Петр сам редактировал и издавал с 1913 по 1915 гг. Будучи председателем школьной Дирекции, отец Петр имел самое прямое отношение к развитию русских школ. Он же вел вступительные занятия на вечерних курсах русского языка для взрослых, которые были открыты «по настойчивому желанию населения» при русском училище.
Общение с паствой не ограничивалось только богослужениями. Вечерами еженедельно в различных деревнях прихода устраивались чтения со световыми картинами (о сотворении мира, о сошествии Святого Духа на апостолов и др.). Как пишут «Карельские известия», «народ очень охотно посещает эти чтения и высказывает устроителям свою благодарность». Любитель общенародного пения, отец Петр сообщает в своей газете о том, что «в Манчисаарском храме, начиная с 1-го июня с. г. (1915), регулярно, каждое воскресенье, служатся вечерние богослужения с акафистами Спасителю, Божией Матери и свт. Николаю Чудотворцу, при общенародном пении. После богослужений – беседы и обучение церковному пению». В семье отца Петра росли шестеро детей. Пастырские труды отца Петра были отмечены священноначалием. В декабре 1911 года он был награжден набедренником, а 6 мая 1915 года – скуфьей.
В 1915 году отец Петр был назначен на вновь открытую вакантную должность 3-го священника в Спасо-Преображенский храм при станции Мустамяки (переводится как «Черная гора») Финляндской железной дороги под Выборгом (совр. Поселок Яковлево Ленинградской области), где он служил до революции 1917 года.
После революции Финляндия отделилась от России, и отец Петр с семьей выехали в Петроград. Из вещей взяли только необходимое для детей. Он отвез жену с детьми в село Ново-Ситовка Тамбовской губернии к своей матери, а сам остался в Петрограде. В 1918 году дети священника в Ново-Ситовке заболели тифом, а когда выздоровели, то заболела матушка Клавдия Георгиевна. Она с детства страдала сердечной болезнью, и на этот раз ее сердце не выдержало – болезнь развивалась стремительно и привела к смертельному исходу. Вскоре к семье вернулся отец Петр. Ему дали приход в десяти километрах от города Лебедяни, в селе Тютчево.
В 1922 году произошел обновленческий раскол: обновленцы при поддержке властей стали захватывать храмы. В это время отца Петра несколько раз арестовывали, но аресты были кратковременными – подержат сколько-то дней и отпустят. В 1924 году в дом к отцу Петру ночью с обыском пришли сотрудники ОГПУ. Он был заключен в тюрьму Лебедяни. Допросы были долгими, но допрашивали вежливо, стараясь более убедить, нежели запугать угрозами, так как следователи уже вполне разобрались, что угрозы в данном случае приведут скорее к обратному результату. На допросах сотрудники ОГПУ предлагали ему снять сан – это было самое главное для них.
На все эти уговоры и приводимые ими аргументы отец Петр всегда и неизменно отвечал: «Того, чего вы от меня добиваетесь, – этого вы никогда не добьетесь. Уж я такой человек: во что верую – тому никогда не изменю, так что напрасны все ваши усилия». Столкнувшись с непреклонной волей доброжелательного и миролюбиво настроенного священника и учитывая, возможно, что он выходец из бедного крестьянского сословия, власти и на этот раз освободили его.
Когда священноначалие предложило вдовому отцу Петру принять епископский сан, то он посоветовал старшему сыну Николаю стать священником и служить в храме села Тютчево, где его все хорошо знали, чтобы храм не остался без священника. Николай согласился, был рукоположен и стал служить в селе Тютчево.
20 августа 1926 года священник Петр Шмарин, по предварительном пострижении в монашество с именем Уар, был хиротонисан во епископа Липецкого. Сначала он служил в городе Липецке в Христорождественском соборе, а после его закрытия в 1931 году — в Успенской церкви. Епископ Уар стал непоколебимым оплотом православия в Липецком крае и непримиримым борцом с обновленчеством. Известно, что не все епископы приняли Декларацию 1927 года митрополита Сергия (Страгородского), Заместителя Местоблюстителя. Но владыка Уар остался на позиции канонического подчинения митрополиту Сергию.
Архипастырская деятельность епископа, его верность православию, известность среди верующих все более беспокоили власти, и они стали искать повод избавиться от него. Осведомитель гороотдела НКВД сообщал: «Деятельность епископа Уара все усиливается и усиливается. Популярность его все возрастает. Он делается любимцем горожан и окружающих деревень верст за 60. Он имеет большое влияние на верующих. Он является большой объединяющей силой. Под его руководством священники вербуют себе единомышленников…Наступила необходимость борьбы с влиянием епископа Уара».
Случай представился весной 1935 года, когда прихожане Христо-Рождественской церкви в селе Студенки близ Липецка воспрепятствовали снятию колоколов. Тогда власти арестовали священника, диакона, старосту храма и наиболее активных прихожан. Все они были заключены в тюрьму в городе Липецке. Наступила очередь владыки Уара - 8 июня 1935 года он был арестован и заключен в тюрьму в городе Липецке.
Допросы продолжались в течение трех недель. Владыку обвиняли в том, что он осуществлял идейное руководство группы, организованной в селе Студенки, которая ставила своей задачей противодействие мероприятиям советской власти. На одном из последних допросов следователь спросил владыку:
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– Виновным себя я не признаю. Никогда я агитации против советской власти и ее мероприятий не вел. Также никакого участия в выступлении женщин, не дававших снимать в селе Студенки колокола, не принимал.
11 сентября 1935 года в городе Липецке состоялось заседание выездной сессии специальной коллегии Воронежского областного суда. В тот же день епископу был прочитан приговор: восемь лет тюремного заключения. После суда было разрешено свидание с родственниками, и к владыке пришли его дети. За время тюремного заключения и следствия владыка стал выглядеть значительно старше своих лет. Но он был спокоен, как будто новые обстоятельства и предстоящий срок заключения его почти не касались. «Не плачьте и не переживайте, – сказал он детям. – Живите, как жили. Живите честно. За меня не мстите. Главное – прожить жизнь достойно».
Владыка Уар отбывал срок в Самарском отделении Карагандинского лагеря. В 1938 году его перевели на участок под названием Меркеле и поместили в барак, где жили одни уголовники, которые его и убили 23 сентября 1938 года».
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил епископа Уара (Шмарина) к лику новомучениковЦеркви Руссской.