Житие священномученика Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского

Ар­хи­епи­скоп Ти­хон (в ми­ру Ва­си­лий Ни­ка­но­ров) ро­дил­ся 30 ян­ва­ря 1855 го­да в се­мье Вар­со­но­фия Ни­ка­но­ро­ва в се­ле Ки­рю­га Нов­го­род­ской гу­бер­нии. Уже в дет­стве про­яви­лась его склон­ность к со­зер­ца­тель­ной, уеди­нен­ной, мо­лит­вен­ной жиз­ни. Пер­во­на­чаль­ное ре­ли­ги­оз­ное и свет­ское об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил до­ма, за­тем по­сту­пил в Нов­го­род­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а по­сле ее окон­ча­ния в 1877 го­ду — в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. 1 ав­гу­ста 1881 го­да Ва­си­лий Вар­со­но­фье­вич был на­зна­чен по­мощ­ни­ком смот­ри­те­ля Бе­ло­зер­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. На этом по­при­ще про­яви­лись его несо­мнен­ные ду­хов­ные да­ро­ва­ния, ор­га­ни­за­тор­ский та­лант и глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­ное от­но­ше­ние к де­лу и лю­дям. По­это­му в 1884 го­ду его утвер­ди­ли ин­спек­то­ром Нов­го­род­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии.

15 июня 1884 го­да Ва­си­лий, ре­шив окон­ча­тель­но по­свя­тить свою жизнь Бо­гу, при­нял мо­на­ше­ство. По­стри­жен он был в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре с на­ре­че­ни­ем име­ни Ти­хон. 10 июля 1884 го­да его ру­ко­по­ло­жи­ли во иеро­мо­на­ха. Его мо­на­ше­ские по­дви­ги, а так­же са­мо­от­вер­жен­ные тру­ды на сте­зе ду­хов­но­го про­све­ще­ния Гос­подь не оста­вил со­кры­ты­ми. 6 де­каб­ря 1888 го­да ему бы­ло по­жа­ло­ва­но игу­мен­ство, а с 25 де­каб­ря 1890 го­да игу­мен Ти­хон (Ни­ка­но­ров) ста­но­вит­ся рек­то­ром Нов­го­род­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та и по­ру­че­ни­ем на­сто­я­тель­ства.

2 фев­ра­ля 1892 го­да ар­хи­манд­рит Ти­хон Вы­со­чай­шим ука­зом хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па Мо­жай­ско­го, ви­ка­рия Мос­ков­ской епар­хии. 20 ав­гу­ста 1899 го­да вла­ды­ка Ти­хон был на­зна­чен епи­ско­пом По­лоц­ким и Ви­теб­ским, 4 июня 1902 го­да — Пен­зен­ским и Са­ран­ским. В Пен­зе в го­ды его прав­ле­ния от­кры­ты бы­ли Об­ще­ство вспо­мо­ще­ство­ва­ния уча­щим и уча­щим­ся в цер­ков­ных шко­лах епар­хии (1902), Цер­ков­но-пев­че­ское об­ще­ство (1902), пен­зен­ский Ко­ми­тет пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства (1904).

Но вот в Рос­сии на­сту­пи­ли го­ды ис­пы­та­ний, по­пущен­ные за охла­жде­ние в ве­ре и оску­де­ние Пра­во­сла­вия. Бо­го­бор­че­ство про­ник­ло и в ду­хов­ную сре­ду. В 1906 го­ду вла­ды­ка Ти­хон был необос­но­ван­но об­ви­нен ис­пол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти пен­зен­ско­го гу­бер­на­то­ра в «укры­ва­тель­стве ре­во­лю­ци­о­не­ров» за то, что за­сту­пил­ся за свою паст­ву и не сме­стил свя­щен­но­слу­жи­те­лей, ко­то­рых оши­боч­но, как вы­яс­ни­лось впо­след­ствии, при­зна­ва­ли небла­го­на­деж­ны­ми. Ко­гда во вре­мя бес­по­ряд­ков в Пен­зен­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии был убит рек­тор, вла­сти за­кры­ли се­ми­на­рию. 25 июля 1907 го­да епи­скоп Ти­хон уво­лил­ся на по­кой. Но не мо­жет че­ло­век сам сой­ти с то­го бла­го­сло­вен­но­го кре­ста, с ко­то­ро­го Гос­подь дол­жен воз­не­сти его ду­шу, по неиз­ре­чен­ной ми­ло­сти, пря­мо в Небе­са. Уже 31 июля 1907 го­да вла­ды­ка Ти­хон (Ни­ка­но­ров) стал управ­ля­ю­щим Мос­ков­ско­го Вос­кре­сен­ско­го Но­во-Иеру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря. По­стро­ен­ный как ду­хов­ный па­мят­ник свя­тым ме­стам, свя­зан­ным с зем­ной жиз­нью Спа­си­те­ля, Его вос­хож­де­ни­ем на Гол­го­фу и все­слав­ным Вос­кре­се­ни­ем, этот мо­на­стырь на­стра­и­вал ду­ши на­сель­ни­ков на по­сто­ян­ную па­мять и о спа­си­тель­ных Стра­стях Гос­под­них, и о жи­во­нос­но­сти Кре­ста, без ко­то­ро­го невоз­мож­но вой­ти в Цар­ствие Небес­ное. Та­ки­ми бла­го­дат­ны­ми по­мыс­ла­ми на­пи­ты­ва­лась и чут­кая ду­ша бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка.

23 июня 1912 го­да вла­ды­ка Ти­хон был на­зна­чен епи­ско­пом Ка­луж­ским и Бо­ров­ским. Ка­луж­скую епар­хию он воз­глав­лял ме­нее го­да. 13 мая 1913 го­да по­сле­до­вал его пе­ре­вод в Во­ро­неж с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­епи­ско­па.

Ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров) при­был в Во­ро­неж 4 июня 1913 го­да. О его пре­бы­ва­нии на во­ро­неж­ской ка­фед­ре со­хра­ни­лись вос­по­ми­на­ния ке­лей­ни­ка, про­то­и­е­рея Иоан­на Жи­тя­е­ва. По его сви­де­тель­ству, вла­ды­ка Ти­хон «был ти­хим, крот­ким, сми­рен­ным ар­хи­пас­ты­рем, от­ли­чал­ся необык­но­вен­ной доб­ро­той и был боль­шим мо­лит­вен­ни­ком. Его ча­сто мож­но бы­ло ви­деть в со­бо­ре на утрен­нем пра­ви­ле, ко­то­рое на­чи­на­лось в че­ты­ре ча­са утра. Вла­ды­ка лю­бил устав­ную служ­бу, ча­сто чи­тал и пел на кли­ро­се. При нем в Ла­за­ре­ву суб­бо­ту 1918 го­да в Во­ро­не­же был освя­щен храм свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, по­стро­ен­ный в честь 900-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си, и в том же го­ду был от­крыт Свя­то-Се­ра­фи­мов­ский храм. За семь лет сво­е­го ар­хи­пас­тыр­ства ар­хи­епи­скоп Ти­хон яв­лял­ся от­цом сво­ей паст­вы: к нему мог­ли прий­ти лю­ди со сво­и­ми нуж­да­ми и ду­шев­ной скор­бью от­кры­то и без­бо­яз­нен­но. Про­сто­та, лас­ко­вость и ду­шев­ность в об­ра­ще­нии бы­ли от­ли­чи­тель­ны­ми чер­та­ми его ду­хов­но­го об­ли­ка. Ни­кто ни­ко­гда не ви­дел Вла­ды­ку раз­дра­жен­ным или раз­гне­ван­ным, мно­гим бы­ло яс­но, что су­гу­бая бла­го­дать Бо­жия по­чи­ва­ет на Во­ро­неж­ском ар­хи­пас­ты­ре».
Прео­свя­щен­но­му Ти­хо­ну вы­па­ло в по­след­ний раз в ис­то­рии Рос­сии встре­чать при­быв­ше­го в Во­ро­неж 6 де­каб­ря 1914 го­да им­пе­ра­то­ра. Бу­ду­щие цар­ствен­ные му­че­ни­ки — Го­су­дарь им­пе­ра­тор Ни­ко­лай II, его су­пру­га им­пе­ра­три­ца Алек­сандра Фе­о­до­ров­на, ве­ли­кие княж­ны Оль­га и Та­ти­а­на — по­се­ти­ли Мит­ро­фа­нов мо­на­стырь, где с бла­го­го­ве­ни­ем мо­ли­лись Во­ро­неж­ско­му свя­ти­те­лю, объ­е­ха­ли гос­пи­та­ли для ра­не­ных во­и­нов, уте­шая сол­дат по­дар­ка­ми и ми­лу­ю­щим сло­вом. Вла­ды­ка Ти­хон был удо­сто­ен вни­ма­ния и пре­по­доб­но­му­че­ни­цы ве­ли­кой кня­ги­ни Ели­са­ве­ты Фе­о­до­ров­ны.

Ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров) на­чал под­го­тов­ку к про­слав­ле­нию свя­ти­те­ля Ан­то­ния (Смир­ниц­ко­го). Он бла­го­сло­вил ар­хи­манд­ри­та Мит­ро­фа­но­ва мо­на­сты­ря Алек­сандра (Кре­ме­нец­ко­го) со­би­рать све­де­ния о мно­го­чис­лен­ных чу­де­сах, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли у гроб­ни­цы это­го ду­хо­нос­но­го Во­ро­неж­ско­го иерар­ха. В 1914 го­ду в при­сут­ствии ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на был вскрыт склеп, и Вла­ды­ка сви­де­тель­ство­вал о чу­дес­ном нетле­нии мо­щей свя­ти­те­ля Ан­то­ния. В 1915 го­ду свя­ти­тель Ти­хон го­во­рил ве­ли­кой кня­гине Ели­са­ве­те Фе­о­до­ровне, что свя­ти­тель Ан­то­ний уже на­ка­нуне сво­е­го про­слав­ле­ния. Пе­ред ре­во­лю­ци­ей ар­хи­епи­скоп Ти­хон по­слал в Си­нод хо­да­тай­ство об этом про­слав­ле­нии, но по­сле­ду­ю­щие тра­ги­че­ские со­бы­тия в ис­то­рии на­шей стра­ны не поз­во­ли­ли со­вер­шить­ся ка­но­ни­за­ции в то вре­мя.

Свя­щен­но­му­че­ни­ку Ти­хо­ну (Ни­ка­но­ро­ву) при­шлось од­но­му из пер­вых столк­нуть­ся с го­не­ни­я­ми но­вой вла­сти на Цер­ковь. Так, 8 июня 1917 го­да пра­вед­ный ар­хи­пас­тырь за непод­чи­не­ние вла­сти был аре­сто­ван и в со­про­вож­де­нии сол­дат от­прав­лен в Пет­ро­град. Ар­хи­епи­скоп Ти­хон по­жа­ло­вал­ся в Си­нод, что вла­сти вме­ши­ва­ют­ся «в де­ла епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния и в гру­бой фор­ме пред­пи­сы­ва­ли» ему уволь­нять с при­хо­да од­них свя­щен­ни­ков и на­зна­чать дру­гих, без вся­ких на то ос­но­ва­ний. Си­нод 14 июня за­явил, что в дей­стви­ях ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на нет ни­че­го про­ти­во­за­кон­но­го, «пред­ше­ству­ю­щая де­я­тель­ность прео­свя­щен­но­го сви­де­тель­ству­ет о его без­уко­риз­нен­ной за­ко­но­мер­но­сти в де­лах епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния». Ар­хи­епи­скоп Ти­хон, за­ступ­ник за паст­ву, вер­нул­ся в Во­ро­неж и вновь всту­пил в управ­ле­ние епар­хи­ей. Несмот­ря на но­вые про­те­сты вла­стей, пре­дан­ный цер­ков­ным ка­но­нам ис­по­вед­ник оста­вал­ся на сво­ем по­сту.

В 1917-1918 го­дах ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров) участ­во­вал в ра­бо­те По­мест­но­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и из­бра­нии свя­то­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на. 12 ап­ре­ля 1918 го­да он был на­граж­ден пра­вом но­ше­ния кре­ста на кло­бу­ке.

3 фев­ра­ля 1919 го­да бо­го­бор­цы за­ста­ви­ли ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на при­сут­ство­вать при ко­щун­ствен­ном вскры­тии мо­щей свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на. Хри­стов ис­по­вед­ник дал до­стой­ные от­ве­ты на все во­про­сы свя­то­тат­цев.

В ок­тяб­ре 1919 го­да, ко­гда Во­ро­неж был за­нят бе­лой ар­ми­ей, ар­хи­епи­скоп Ти­хон слу­жил мно­го­чис­лен­ные па­ни­хи­ды по жерт­вам боль­ше­вист­ско­го тер­ро­ра. Воз­мож­но­стью по­ки­нуть Во­ро­неж вме­сте с ар­ми­ей Шкур­ко и уй­ти на юг, а за­тем за гра­ни­цу бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник не вос­поль­зо­вал­ся. Он остал­ся в Мит­ро­фа­но­вом мо­на­сты­ре, чтобы раз­де­лить участь сво­ей паст­вы, уже сто­я­щей у под­но­жия гол­гоф­ско­го кре­ста.

…Со­глас­но устой­чи­во­му пре­да­нию, на тре­тий день Рож­де­ства Хри­сто­ва, 9 ян­ва­ря 1920 го­да (27 де­каб­ря 1919 го­да по ста­ро­му сти­лю), во вре­мя со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ния ар­хи­епи­скоп Ти­хон (Ни­ка­но­ров) был по­ве­шен на Цар­ских вра­тах Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра. (Дру­гие ис­точ­ни­ки да­той его кон­чи­ны ука­зы­ва­ют 27 фев­ра­ля 1920 го­да.) По све­де­ни­ям епи­ско­па Сер­гия (Пет­ро­ва), от­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние вы­со­ко­чти­мо­го иерар­ха бы­ло со­вер­ше­но епи­ско­пом Остро­гож­ским Вла­ди­ми­ром (Шим­ко­ви­чем) в со­слу­же­нии с епи­ско­пом Но­во­хопер­ским Мо­де­стом (Ни­ки­ти­ным) 2 мар­та 1920 го­да. Вер­ный во­ин Хри­стов по­гре­бен был в скле­пе Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра.

В ав­гу­сте 1956 го­да, по­сле вар­вар­ско­го раз­ру­ше­ния ком­му­ни­ста­ми со­бо­ра и Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря, свя­тые мо­щи ар­хи­епи­ско­па Ти­хо­на бы­ли пе­ре­за­хо­ро­не­ны на го­род­ском Ко­мин­тер­нов­ском клад­би­ще, а в 1993 го­ду пе­ре­не­се­ны во вновь со­здан­ный некро­поль Алек­се­ев­ско­го Ака­то­ва мо­на­сты­ря.

Ис­точ­ник: Азбука.ру