Житие священномученика Сергия (Зверева), архиепископа Елецкого (1937)

Священномученик Сергий (в миру Александр Михайлович Зверев) родился в феврале 1872 года в селе Ново-Павловка Бердянского уезда (ныне Запорожская область) в семье священнослужителя.  Родители воспитали его в страхе Божием, с детства приучили к церковному благочестию.

Обучаясь на юридическом факультете  Московского университета, он одновременно занимался в певческой капелле, которую окончил со званием регента и учителя церковного пения 1-го разряда. Позже, влекомый благодатью Божией, Александр Михайлович пошел по стопам отца. Он закончил Духовную семинарию, в 1897 году — Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

В 1899 году Александр Зверев был рукоположен в священнический сан, окончательно избрав служение Христу и Его Церкви, предпочтя этот подвиг всем прочим  возможностям, которые представлялись блестяще образованному человеку.

Священник Александр стал инспектором и законоучителем Таврического епархиального женского училища, смотрителем мужского Духовного училища, исполняя эти послушания вплоть до 1920 года. Матушка отца Александра умерла рано, и воспитывать дочерей Людмилу, Ирину и Ольгу ему пришлось одному. Утрата семейного благополучия подвигла священника отдать все свои силы на благо Церкви. В этом служении он видел лучшее приложение свом способностям и талантам.

За заслуги перед Церковью священник Александр 19 сентября 1912 года был возведен в сан протоиерея. В 1921 году он назначен клириком  Петропавловского собора Симферополя. В 1922 году по Таврической епархии прокатилась кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих.  Правящий архиерей  архиепископ Таврический и Симферопольский  Никодим (Кротков) призвал священство по мере сил, с рассуждением оказать посильное содействие. Но цель властей была не столько изъять ценности, сколько физически истребить наиболее стойких и активных «церковников».

В этой кампании деятельное участие принимали обновленцы. Всемерная поддержка властей придавала им особую дерзость, и они уверенно шли к захвату епархиальной власти. Их цель совпадала с желанием местной администрации во что бы то ни стало ликвидировать твердого в православной вере владыку Никодима (Кроткова) и его окружение и не допустить нового православного епископа.

Православие, а точнее, существование какой-либо организованной православной структуры в Крыму было под угрозой исчезновения. Тогда приняли решение рукоположить известного своим благочестием и мудростью вдового протоиерея Петро-Павловского собора Александра Зверева во епископа Мелитопольского, викария Тарического.

Поздно вечером 28 августа 1922 года на подворье Космо-Дамиановского монастыря для совершения монашеского пострига собрались архиепископ Никодим (Кротков) и архиепископ Димитрий (Абашидзе), специально втайне от всех приехавший из Топловского монастыря; настоятельница  Топловского Параскевского монастыря игумения Вирсавия (Подозникова), а также священнослужители симферопольских храмов. Постриг и служба, на которой состоялась хиротония, продолжались до 9 часов утра.

Рукоположение епископа Сергия оказалось своевременным: уже через месяц архиепископ Никодим был арестован. Остался только епископ Сергий (Зверев).

Велика ответственность архиерея за каждую христианскую душу, вверенную ему Господом, но и велика благодать, укрепляющая доброго пастыря на его тернистом пути исповедника.

В самое лукавое время, когда из-за голода власти объявили изъятие церковных ценностей, в апреле 1923 года епископ Сергий обратился к народу: «Пришла весна — для одних красная, а для других скорбная, мучительная. Зима съела прошлогодний урожай, а до нового еще далеко, и опять в глаза наших братьев глядит один из самых страшных бичей — голод... Нельзя не помочь, надо непременно, обязательно помочь. Отдайте оставшееся в ваших храмах золото, серебро и вообще все металлические ценности. Вытащите их из-под спуда, если сверх чаяния они туда попали, и отдайте все на святое дело братской любви...».

Несмотря на все призывы Владыки помочь голодающим и открытость его церковной позиции, власти видели в епископе Мелитопольском только своего идейного врага.

8 октября 1923 года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, епископ Сергий был арестован, но все обвинения в его адрес оказались несостоятельными. К тому же любовь народа к своему иерарху в то время смогла приостановить руку палачей. Он был выпущен на свободу. В 1924-1926 годы, оставаясь по-прежнему епископом Мелитопольским, владыка Сергий управлял Самарской епархией, так как епископ Самарский Анатолий (Грисюк) был арестован.

Для благоустройства церковной жизни и управления Русской Православной Церковью 15 (28) февраля 1925 года  Святейший  Патриарх Тихон обратился в Народный Комиссариат Внутренних дел с предложением о регистрации Патриаршего Священного Синода.  Святейший  Патриарх предполагал организовать Синод  как  исполнительный орган для созыва Всероссийского Собора.

Мудрый водитель архипастырей, Святейший Патриарх предложил кандидатуры выдающихся архиереев, имевших большой опыт и авторитет в церковной среде, — митрополита Крутицкого и Коломенского Петра (Полянского), митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), епископа Одесского и Херсонского Прокопия (Титова). Он включил в список и владыку Сергия. Но этому Синоду не суждено было образоваться из-за скорой кончины Святейшего Патриарха Тихона.

Владыка Сергий 30 марта (12 апреля) 1925 года присутствовал в Донском монастыре при чтении завещания Патриарха Тихона. 1 февраля того же года будущий Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Крутицкий Петр (Полянский) предложил кандидатуру владыки Сергия во временно учрежденную коллегию архипстырей для управления Церковью, создаваемую в связи с церковными нестроениями.

Для такого ответственного дела требовались благодатная мудрость и особый опыт церковного кормчего, коими обладал епископ Мелитопольский. Будучи ревностным борцом за чистоту Православия и единство Христовой Церкви, он внимательно следил за деятельностью лжепастырей обновленческого толка. Во время подготовки к Собору 1925 года обновленцы направили к епископу Сергию комиссию для переговоров, но Владыка пришедших не принял, а через третье лицо передал: "Не нахожу надобности вести переговоры с вашим управлением и принять поэтому депутатов не нахожу нужным". Обозленные твердостью православного архиерея, обновленцы разослали по епархии обращение к духовенству и мирянам. Но ни духовенство, ни миряне, вдохновляясь  исповеднической  твердостью своего архипастыря, не стремились сблизиться с церковными реформаторами.

Напротив, во время поездок владыки Сергия по епархии вернулись в Православие все отпавшие в обновленчество приходы. Он умел обратиться к самому сердцу согрешившего человека. Враг же рода  человеческого,  завидуя апостольским трудам святителя, не мог стерпеть  благодатного  служения стойкого  архипастыря и обрушился на него со всей злобой.

В 1926 году епископа  Мелитопольского осудили на два года и отправили в ссылку. Отбыв наказание, Владыка возвратился к церковному служению и через некоторое время был возведен в сан архиепископа.

С 1929 года архиепископ Сергий нес крест архиерейского служения на Елецкой кафедре. Епархиальную жизнь святитель устраивал, сообразуясь с Евангельской любовью, непрестанно проповедовал, всякий раз, как появлялась возможность, бывал на приходах. В 1933 году по его благословению были организованы служение молебнов о сосланных в Елец голодающих священниках, после чего монахини собиралидля них пожертвования. Он призывал священников укреплять церковную общину и, сделав ее способной к сопротивлению, отстаивать свои приходы от закрытия.

Вместе с другими архиереями Русской Православной Церкви он участвовал в подписании циркуляра о новом титуле Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и о порядке поминовения за богослужением высшей церковной власти Российской Церкви. Известно, что нему в гости в Елец приезжал епископ Липецкий Уар (Шмарин).

В 1935 году архиепископа Сергия арестовали, и вместе с ним 14 священников и мирян. Им было предъявлено обвинение в организации церковно-монархической группы под руководством архиепископа Сергия (Зверева). Архиепископ Сергий виновным себя не признал, все обвинения отклонил. Но для решения суда имели значения лжесвидетельства.

Его осудили на пять лет тюремного заключения. Владыка  принял испытание с подлинно христианским смирением, безропотно, как бы из рук Самого Христа. Безбожные власти обвинили архипастыря в том, что, будучи связан с епархиальным духовенством, он занимался  контрреволюционной агитацией среди населения и священства, говорил с амвона проповеди, якобы призывавшие бороться с советской властью. После объявления приговора он был отправлен в Карагандинские лагеря.

Милостью Божией, в лагере священники и миряне тайно собирались для молитвы. Иногда даже удавалось служить панихиды. Поминали, как правило, архиереев и духовенство, уже сподобившихся мученического венца. Эти молитвенные собрания стал посещать и владыка Сергий. Молитва помогала смириться со всеми ужасами лагерной жизни, переносить все с кротостью, видя во всем Промысл Божий.

Когда лагерное начальство начало готовить новое «дело» против Владыки и его соратников, нашлись предатели, давшие достаточно показаний для расправы с праведником. Некоторые, не выдержав пыток, подписали все, что от них требовали. На допросах 67-летний старец держался твердо: ни угрозы, ни пытки его не сломили. Ответы его были кратки и полны достоинства.

Следователю так и не удалось заставить мужественного иерарха признать себя виновным. На провокационные вопросы Владыка не отвечал, ссылаясь на  принципиальные соображения. Соузники его почти все держались столь же твердо.

Епископ Сергий арестован в Карлаге 7 октября 1937 года. В обвинительном заключении говорится, что «...отбывая наказание в Карлаге, Зверев С. М., в составе группы бывших священников, участвовал в  организации  «истинно-православной церкви», течение этой направленности возглавлялось находящимся за границей митрополитом Антонием Храповицким. Одной из задач группы являлось привлечение на свою сторону духовенства и верующих «обновленцев» из числа заключенных. Зверев С. М. высказывался, что «...обновленчество — явление временное и может существовать только при советской власти».

В предъявленном обвинении епископ Сергий виновным себя не признал, проведение в лагере религиозных обрядов отрицал. Решением тройки при УНКВД по Карагандинской области от 20 ноября 1937 года приговорен к высшей мере наказания — расстрелу и расстрелян.

Архиепископ Сергий (Зверев) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

Память его совершается 7 (20) ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской 4 (17) сентября в Соборе Воронежских святых, 10 (23) в Соборе Липецких святых, в первое воскресение после 3 (16 октября) в Соборе Казахстанских святых.

По книге «Собор святых Липецкой земли». Сборник житий Липецких и Елецких святых
Сост: прот. Николай Стаднюк, А. А. Найденов, А. И. Чеснокова. – Липецк, 2013