Житие мучениц Александры Смольяниновой, Ниталии Карих, Натальи Копытиной

Мученица Александра (Александра Михайловна Смольянинова) родилась в 1880 году в селе Теплое Куйманской волости Лебедянского уезда Тамбовской губернии (совр. Липецкая обл.) в зажиточной крестьянской семье. Муж Александры Михайловны погиб в Первой Мировой войне, и она жила вместе со взрослыми детьми: дочерью Ольгой, которая была портнихой и сыном Василием, у которого были жена и дети. 24 апреля 1939 года вместе с другими жителями села была арестована, как «активная церковница». Ранее были арестованы по линии НКВД и осуждены ее братья Васильевы Илья Михайлович и Афанасий Михайлович, а брат Федор Михайлович был раскулачен. На допросе 25 апреля 1939 года Александра Михайловна показала: «Я верую в Бога и в церковь, а советская власть закрывает церкви, поэтому я советской власти не признаю и законам ее подчиняться не буду. По этим же соображениям я и не выполняла своих обязательств перед государством, то есть налоги и заготовки. За невыполнение их у меня сельский совет изъял часть имущества, поэтому я и осталась с одной избой. Я лично не вступала в колхоз, не участвовала в выборах в Верховный Совет СССР и РСФСР, не проходила перепись населения, не платила налоги советской власти, не признаю советскую власть, все это выполнять и подчиняться советской власти я считаю за грех. Я только признаю Царя Небесного, Христа Небесного».

Осуждена на 10 лет заключения в исправительно-трудовом лагере и была отправлена в женский лагерь, который находился в Акмолинском отделении Карлага НКВД.

В 1942 году по аналогичному обвинению были арестованы и осуждены дети Александры Михайловны – Ольга и Василий. Таким образом, дети и близкие родственники Александры Михайловны тоже были исповедниками.

Мученица Наталия (Наталия Федоровна Копытина) родилась 25 августа 1885 года в селе Порой Куйманской волости Лебедянского уезда Тамбовской губернии (совр. Липецкая область) в крестьянской семье. У Наталии Федоровны были два сына: Василий 1907 г. р. и Федор 1913 г. р. Хозяйство было середняцкое: до 1931 года семья имела «хату, лошадь и корову, земли купчей и арендной не было», а после 1931 года – «за исключением хаты не имеет ничего».

В связи с приказом Сталина 1937 года о массовых арестах сотрудники НКВД допросили в селе Порой свидетелей; те показали, что у них в селе существует контрреволюционная группа церковников, которые, кроме того, что часто посещают храм, собираются по домам, где поют церковные песнопения, читают Евангелие, также собираются и в лесу и поют там церковные песнопения, а после песнопений ведут антисоветскую агитацию, жалуясь на условия жизни, которые создали для них коммунисты.

Один из свидетелей показал, что, придя в один дом, когда там были верующие, он пригласил хозяина дома прийти голосовать, на что тот сказал: «За антихристов и губителей я голосовать не буду». Другой, бывший здесь, его поддержал и заявил: «Теперь мы вам потребовались, а когда грабили нас, то забирали последнюю скотину и даже тряпку, тогда мы вам не нужны были». Здесь же находилась Наталия Федоровна и другие женщины, которые стали причитать: «Господи! Господи!.. замучили всех окончательно. Неужели Бог нас не услышит и не избавит от этих антихристов». 20 декабря 1937 года власти арестовали всю группу верующих в селе и среди них Наталию Федоровну, обвинив ее в том, что она «являлась активным членом контрреволюционно-церковной группы и среди населения вела антисоветскую агитацию с использованием религиозных предрассудков. Руководствуясь... приказом НКВД за № 00447... избрать содержание под стражей в Данковской тюрьме по 1-й категории». В тот же день Наталия Федоровна была допрошена следователем. – В соответствии с показаниями обвиняемых... вы являетесь членом контрреволюционной организации... и среди населения вели контрреволюционную агитацию, направленную на подрыв колхозного строительства и на срыв мероприятий по выборам в Верховный Совет СССР. Подтверждаете ли вы это?

– Принадлежность к контрреволюционной организации я отрицаю. Антисоветской агитации среди населения я не вела.

– Вы лжете. Показаниями свидетелей вы достаточно изобличены в принадлежности к контрреволюционной организации и в том, что под видом молитв вы среди населения вели контрреволюционную агитацию, направленную на подрыв существующего строя, используя для этого религиозные предрассудки.

– Показания свидетелей о моей контрреволюционной деятельности я отрицаю.

Наталия Федоровна виновной себя не признала и никого не оговорила. В конце декабря следствие было закончено.

30 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила Наталию Федоровну к восьми годам заключения. Она была отправлена в женский лагерь, который находился в Акмолинском отделении Карлага НКВД.

Мученица Наталия (Наталия Семеновна Карих) родилась в 1885 году в селе Романово Лебедянского уезда Тамбовской губернии (совр. Липецкая область) в крестьянской семье. Она имела семью – сыновей Николая 1920 г. р., Ивана 1925 г.р., Петра 1927 г. р., также с ними проживала сестра Наталии Семеновны – Акулина. Хозяйство было середняцким. В 1933 году, в разгар гонений на Русскую Православную Церковь, она стала церковной старостой.

Наталия Семеновна Карих с сыновьями Иваном и Петром. (Фото из архива краеведа Усович Раисы Михайловны)

Между тем стали распространяться сведения, что власти все же собираются закрыть храм. Поскольку власти иногда проводили решения о закрытии храмов через собрания, то каждое собрание в селе стало ожидаться верующими с большим беспокойством. Очередное собрание, приуроченное к проведению выборов в Верховный Совет, было назначено на 6 декабря 1937 года. На собрании Наталия Семеновна обратилась с просьбой к крестьянам, чтобы они заступились за церковь и помогли найти священника. В тот же день в соответствии с приказом НКВД за № 00447 было начато дело против церковной старосты и членов церковной двадцатки. Следователь допросил заведующего избой-читальней, который показал: «На собрании, где обсуждался вопрос «Права и обязанности граждан СССР» по Сталинской конституции, ктитор романовской церкви заявила: «Нам нечего об этом говорить, каждый день вы говорите о выборах, давайте поговорим о церкви, мы, – указалаона на присутствующих, – молящиеся, и пришли сюда затем, чтобы разрешить вопрос о церкви, нам нужен священник».

В результате на половине доклада присутствующие члены двадцатки стали выкрикивать: «Дайте нам священника». И на некоторое время чтение доклада пришлось прервать. По окончании доклада Наталия Семеновна Карих стала опять говорить о церкви, ей разъяснили, что этот вопрос на повестке дня не стоит. Она тогда попросила слово – сказать по существу вопроса. Ей разрешили. В своем выступлении она высказала резкую клевету на советскую власть, заявив: «Вы говорите, что сейчас жить стало хорошо. Ничего подобного. Советская власть обманывает народ, она забрала все у него, ведь раньше, в старое время, жить было лучше, люди имели свою скотину, сами себе были хозяева. Я раньше сама ткала на себя и обшивала семью, у всех были чистые рубашки, а сейчас нет их, дождались, что керосина, и того нет. Вот до чего довела советская власть, а вы все нас обманываете». При этом она говорила, что нужно ходить в церковь и молиться Богу, заявив: «Как только пройдут выборы в Верховный Совет, мы обязательно привезем себе священника и будем ходить в церковь и молиться Богу». После выступления Наталии Карих верующие стали выкрикивать: «Если советская власть хороша, а вы ее начальники, так дайте нам священника, мы будем ходить в церковь и молиться Богу».

Свидетельница, допрошенная на следующий день, показала: «Карих выступила с явно антисоветской речью, заявив: «Советская власть и вы, – указала она на представителей из района, – обманываете народ, мы раньше жили, ходили в тканых рубашках, но зато они были чистые, а теперь нет никаких, несчастного керосина и того нет, одно утешение для народа – церковь, и ту хотите закрыть, но вам это не удастся. Смотрите, – указала она на присутствующих, – они никогда не согласятся закрыть церковь».

Другая свидетельница показала: «Карих говорила, что люди пришли узнать насчет церкви, давайте рассмотрим этот вопрос, церковь мы не дадим закрывать. Другие женщины кричали на это: «Не давай от церкви ключи».

10 декабря 1937 года власти арестовали Наталию Семеновну, и на следующий день

следователь учинил ей допрос.

– Вы арестованы за антисоветскую деятельность. Признаете себя виновной?

– Виновной себя не признаю.

– Следствие располагает данными, что вы среди отсталой части населения села Романово вели антисоветскую агитацию. Расскажите об этом подробно.

– Ничего я этого не делала.

– Лжете, вы на собрании в клубе 6 декабря сего года демонстративно высказали контрреволюционные измышления о советской власти и ее руководителях, вели монархическую агитацию. Требую дать следствию правдивые показания.

– 6 декабря я была в клубе на собрании, но ничего там антисоветского не делала.

– Лжете, следствием установлено, что вы вместе с другими антисоветскими лицами пришли организованно на данное собрание с целью сорвать его и вели контреволюционную агитацию. Расскажите об этом подробно.

– На данном собрании вместе со мной были члены церковной двадцатки. В этот день я обошла всех членов церковной двадцатки и предложила им прийти в клуб на собрание, так как мне сказал уполномоченный РИКа, чтобы я собрала двадцатку. Никакой цели у меня в данном случае не было.

После ареста Наталии Семеновны члены сельсовета отправили в НКВД соответствующую характеристику на нее, в которой написали: «До 1933 года Карих занималась крестьянством. В 1933 году она поступила ктитором в романовскую церковь и в этом же году была обложена твердым заданием, за невыполнение которого была обложена индивидуальным налогом как ктитор – нетрудовой элемент. Со дня поступления ктитором все время вела антисоветскую работу, вела упорную борьбу против коллективизации, боролась за укрепление религии».

17 декабря 1937 года Наталию Семеновну и некоторых арестованных членов двадцатки перевели в тюрьму в городе Данкове, центральную тогда для этого района.

28 декабря следователь снова допросил исповедницу:

– Обвиняемая Карих, следствие располагает данными о том, что вы в ноябре 1937 года у здания церкви в своем селе проводили среди колхозников контрреволюционную агитацию монархического и антиколхозного характера, о чем зачитаны вам были показания свидетелей. Расскажите об этом подробно.

– Этого никогда не было.

– Обвиняемая Карих, вам предъявлено обвинение в совершении преступления...Признаете себя виновной в предъявленном вам обвинении?

– Виновной себя в предъявленном мне обвинении не признаю.

Место ареста Наталии Семеновны Карих (современный вид). На этом месте стоял дом, в котором жила Наталия с сыновьями Иваном и Петром

30 декабря на заседание тройки НКВД был представлен следователем следующий доклад: «Карих Наталия Семеновна...Обвиняется в порядке приказа НКВД за № 00447. Обвиняемая Карих с группой церковников, бывших монашек, черничек на протяжении 1937 года вела активную контрреволюционную агитацию. В декабре 1937 года на собрании женщин демонстративно выступила с клеветой на советскую власть и вела контрреволюционную, монархическую агитацию».

Заброшенный разваливающийся барак Акмолинского женского лагеря

30 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила исповедницу к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Она была отправлена в женский лагерь, который находился в Акмолинском отделении Карлага НКВД.

Александра Смольянинова, Наталия Копытина и Наталия Карих были арестованы в лагере в начале 1942 года вместе с одиннадцатью женщинами – заключенными и были обвинены в том, что, «отбывая меру наказания в Акмолинском отделении Карлага, будучи враждебно настроенными к советской власти на протяжении всего времени, начиная с июня 1941 года, проводили контрреволюционную деятельность среди заключенных, направленную против советского строя, были организаторами в проведении антисоветской агитации; прикрываясь религиозными убеждениями... 

С 3 июля 1941 г. будучи годными к физическому труду и обеспечены продуктамии питания не выходили на работу по день ареста. Виновными себя не признали, за исключением того, что они религиозные и проводили религиозные обряды».20 апреля 1942 года судебная коллегия по уголовным делам Карагандинского областного суда приговорила Александру Смольянинову, Наталию Копытину, Наталию Карих вместе с другими женщинами-заключенными к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение. 

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 года причислил Александру Смольянинову, Наталию Копытину, Наталию Карих к Собору новомучеников и исповедников Российских.

Память мучениц Наталии, Александры и Наталии совершается 29 декабря (11 января), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, 10 (23) сентября в Соборе Липецких святых, в первое воскресение после 3 (16 октября) в Соборе Казахстанских святых.

 

Источники:

1. Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. Тверь. 2005. С.

2. ГАЛО. Ф Р-2210. Оп.1 Д. 24014.

3. ГАЛО. Ф Р-2210. Оп.1 Д. 24046.

4. ГАЛО. Ф Р-2210. Оп.1 Д. 25876.

5. ГАЛО. Ф Р-2210. Оп.1 Д. 26083.

6. Архив Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г. Караганды. Дело 152481.

7. «О, премилосердый… Буди с нами неотступно…». Воспоминания верующих Истинно-Право-славной (Катакомбной) Церкви. Конец 1920-х – начало 1970-х годов. Сост. И. И. Осипова. М., Братонеж, 2008.