Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

Дорогие братья и сестры! Сегодняшнее чтение Святого Евангелия повествовало об исцелении Господом двух слепых. Они неотступно шли вслед за Ним, непрестанно взывая: «Помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» (Мф 9:27). И произошло чудо. Господь коснулся их глаз, и они прозрели. Спаситель запретил им рассказывать о свершившемся чуде, но они, исполненные радости и благодарности Богу не могли умолчать славных дел Божиих.

Что же такое чудо? Как его можно понять, осмыслить, ощутить? Чудо – это действие силы Божией, превосходящее законы сотворенного мира, закономерности человеческого общежития. Чудеса исцеления от недугов, избавления от трудных обстоятельств происходят с каждым человеком, но увидеть их и возблагодарить Бога может лишь тот, кто имеет искреннюю веру, смиренное сердце и твердое упование на Господа.

Чудеса Божии происходят не только с отдельными людьми, но и с целыми народами, меняя ход исторического развития государств. Такие чудеса нередки в истории России. Совсем недавно мы вспоминали события, связанные с явлением Казанской иконы Пресвятой Богородицы, много раз избавлявшей нашу землю от врагов православной веры.

Но есть чудо особое – это чудо перерождения человеческой души, восстановления гармонии отношений с Богом, которое было у наших прародителей в Раю до грехопадения.

В одном монастыре паломники спросили старца, происходят ли в обители чудеса. Старец ответил: «Смотря что понимать под чудом. Вы понимаете под ним, когда Господь исполняет просьбу человека, а для нас чудо, – когда человек исполняет волю Бога».

Вот к этому важному пониманию смысложизненного ориентира и желает привести нас Господь. Спаситель совершал много чудес, но не ради этого Он пришел на землю, воплотился от Пречистой Девы, претерпел страдания и был распят. Проповедь Христа начинается словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17). Такими же словами предваряет явление Христа народу Предтеча и Креститель Господень Иоанн (Мф 3:2).

«Громко взывает он и говорит: покайтесь! Вы обманываетесь в своих мечтах о земном царствии Мессии — Христа: Он грядет к вам не за тем, чтобы освободить вашу землю от Римского владычества, а затем, чтобы ваши души освободить от плена греховного. Покайтесь! Перестаньте об этом мечтать, подумайте лучше о грехах своих, раскайтесь в них, бросьте их навсегда. Смирите свое сердце, очистите его от мерзости греховной, от гордого самомнения: иначе не видать вам Царствия Божия, а это Царство недалеко от вас: ибо приблизилось Царство Небесное» (Троицкие листки. № 801-1050).

Грех, даже, казалось бы, самый «незначительный», который мы не раз совершаем в нашей повседневной жизни: не сдержались, оскорбили, обидели в раздражении ближнего, лишает человека Царствия Божия, которое «внутрь есть» (Лк 17:20). Признаком этого является потеря умиротворения души. Ощутив это страшное состояние нам бы тут же покаяться! Но зачастую вместо раскаяния мы начинаем оправдывать себя, обвиняя ближнего; ищем любые способы, чтобы не признать своей ошибки. Так действует греховная страсть в душе человека, которую мы можем преодолеть только с помощью благодати Божией, которая даруется нам в Таинстве Исповеди. Когда священник читает над нами разрешительную молитву совершается настоящее чудо – Господь освобождает нас от бремени греха, тяготящего нас, лишающего радости жизни.

Как-то в советские годы наши космонавты встретились во время путешествия за границей с православным епископом. Между ними завязался разговор. Космонавты стали повторять появившуюся в то время идеологическую установку: в космос летали, а Бога не видели. Архиерей послушал их и говорит: «А вы бы шлем открыли и посмотрели бы». Казалось бы, пошутил, но в то же время дал понять, чтобы увидеть Бога, человеку необходимо иметь и собственное произволение, которое было у евангельских слепцов, не видевших, но желавших увидеть. И Господь не посрамил их надежды.

Бывает и такое, что человек верует, но в какой-то момент его вера начинает охлаждаться. Тогда человеку необходима какая-то поддержка, чтобы он физически ощутил присутствие Бога. И Господь не оставляет немощного в вере, но являет Свою Божественную силу и утешает его подобно матери, которая слышит плач ребенка, подходит к нему и обнимает. И малыш сразу забывает о своей печали и страхах. Поэтому, если постигнет нас малодушие, маловерие, будем подобно евангельским слепцам вопиять: «Иисусе Сыне Давидов, исцели нас!»

В завершение Владыка Евфимий отметил, что сегодня в храме свершилось радостное событие – диаконская хиротония. «В нашем полку прибыло! Сегодня через возложение рук архиереем в Таинстве Священства снизошла Благодать Божия и появился новый служитель Церкви. Диаконское служение очень важное и необходимое. Я хотел бы поздравить отца Бориса с первой степенью священства и пожелать ему с усердием трудиться на ниве Христовой, стать со временем священником и нашим соработником и сослужителем в качестве пастыря словесных овец.