Проповедь Преосвященнейшего епископа Евфимия в храме преподобного Сергия Радонежского города Липецка

28 февраля 2018 года, в пятницу 2-й седмицы Великого поста, викарий Липецкой епархии Преосвященнейший епископ Усманский Евфимий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского города Липецка. По окончании богослужения Преосвященнейший Владыка обратился к верующим с архипастырским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Каждый день во время богослужений Святая Церковь предлагает нам назидательное чтение Священного Писания. Устами пророков и апостолов к нам обращается Сам Господь Вседержитель. Сегодня мы слышали слова из книг Бытия и Притч Соломона.  

«Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям», – пишет царь Соломон (Притч 5:15-17). О каком источнике говорится в этих строках? С водоемом пророк сравнивает супружескую жизнь. Такое иносказание выбрано неслучайно. Издревле на Востоке почитали за счастливцев тех, кто имел собственный водоем и мог черпать из него чистую воду. И, конечно, хозяева пуще глаз берегли свои источники от всякой нечистоты.

Подобным образом царь Соломон призывает ценить чистоту семейного союза, упреждая, что «пред очами Господа пути человека» (Притч 5:21), а значит не может совершающий грех укрыться от суда Божия. Да и само пристрастие ко греху является уже для человека наказанием, которому он по беспечности подвергает себя: «Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится» (Притч 5:22).  

Давайте задумаемся, почему эти строки Ветхого Завета читаются за богослужением в первые дни Великого поста? Имеют ли они отношение ко всем нам? Ведь не каждый из нас имеет семью, и не каждый из семейных людей подвержен греху прелюбодеяния.

Дорогие, нравственный закон, заложенный в Ветхом Завете, достигает своего совершенства в Новом Завете, который воспрещает не только греховное деяние, но само согласие с греховным помыслом: «<…> всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем»(Мф 5:28).

И если мы отойдем от буквального понимания Ветхого Завета, то увидим, что слова о супружеской верности являются в то же время напоминанием о целомудренном устроении души, хранящей в соблюдении заповедей верность Небесному Жениху – Христу. Ибо, по слову Иоанна Златоуста, «Христос пришел избавить от злых дел не только тело, но еще более душу. Так как благодать Духа Святого мы принимаем в сердце, то Спаситель прежде всего его и очищает».

В древнем патерике – собрании наставлений святых отцов – приводится поучительный пример. В одном монастыре жила молодая послушница, отличавшаяся особой скромностью. Вдруг она умирает в расцвете сил. Игумения со слезами молится об усопшей, утешаясь мыслью, что за свое благочестие она пребывает в райских обителях. Но Господь открывает игумении, что девица находится в адских мучениях за то, что предавалась нечистым помыслам, вспоминая с вожделением лицо понравившегося юноши. Послушница настолько услаждалась ими, что потеряла страх Божий и не открывала на исповеди болезни своей души. Укоренившись в страсти, она наследовала вечные муки.

Вот почему так важно хранить целомудрие не только во внешнем поведении, но и очищать свое сердце от всего греховного и непотребного, чтобы не стать пленником сластолюбия. А пленение страстью начинается с малого – с нежелания и неумения отказать себе в небольшом удовольствии, наслаждении. Иногда мы понимаем, что поступаем неправильно, нам становится стыдно за свои поступки, но суета рассеянной жизни неудержимо влечет нас к широкому пути…

Дорогие, Великим постом нам предлагается прекрасная возможность научиться внутренней дисциплине, приобрести за достаточно малый сорокадневный срок важный навык противодействия греху. Только надо помнить, что все плоды духовной борьбы может погубить в одно мгновение гордый помысл: «Вот я какой!» Поэтому в дни Великого поста – время особо напряженной духовной жизни – мы сугубо просим Господа избавить нас от греха осуждения: «<…> Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». А кто осуждает ближних? Только гордый и самоуверенный человек. Благочестие таких людей очень шатко и зачастую оборачивается глубокими грехопадениями. «Где случилось падение — там предварила гордость», – заключает преподобный Иоанн Лествичник.

Будем же, дорогие, подвизаясь на поприще Великого поста, стараться очищать свое сердце, остерегаясь осуждать ближнего. И если увидим кого-то согрешающим, то помолимся о нем, чтобы Господь привел его к покаянию, укрепил в добродетели, и нам бы помог удержаться на пути спасения. Аминь.