Проповедь Преосвященнейшего епископа Евфимия в праздник Обрезания Господня в Благовещенском храме села Крутые Хутора Липецкого района
Дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершаем память Обрезания Господня, которое совершилось над Богомладенцем во исполнение закона Моисеева, предписывающего обрезывать на восьмой день от рождения каждого младенца мужского пола во ознаменование завета с Богом (см. Быт 17:11).
Под видимым обрезанием Господним святые отцы видят прообраз «обрезания» духовного, которое мы принимаем в Таинстве Крещения, заменившем древний иудейский обряд посвящения Богу. «Истинное же обрезание есть совершеннейшее соблюдение Закона: обрезание и избавление от всего чуждого Богу, преодоление мирского и достижение разумом премирного», – учит святитель Кирилл Александрийский.
Промыслительным образом на праздник Обрезания Господня приходится память святителя Василия Великого, которого Матерь Церковь справедливо именует учителем Вселенским. И, действительно, Василий Великий предстает пред нами как пример духовного совершенства во Христе.
Он стал поистине великим, как по своим богословским трудам, направленным на охранение чистоты православной веры, так и по своей жизни. Аскет, богослов, яркий проповедник стремился стяжать лишь славу Божию, которая подается кротким и смиренным сердцем. Получив блестящее образование в Афинах, он предпочел суетному человеческому мудрованию изучение духовного делания у подвижников египетской пустыни.
Его современники писали в воспоминаниях, что слово святителя внутренне преображало людей, возвращало их на путь Истины. Ибо во времена Константина Великого, когда исповедание Христовой веры в Византийской империи стало свободным, о Священном Писании начали спорить и рассуждать все сословия: от философов до простых граждан. По богословской неграмотности, соединенной с гордостью и ослеплением ума, стали возникать заблуждения и еретические учения. Против них и обратил весь свой дар красноречия святитель Василий.
Почему же слово его имело такую силу? Ведь и мы часто цитируем Священное Писание своим ближним, желая оградить их от греховного образа жизни. Но весьма редко встречаем сочувствие с их стороны. Это объясняется просто – Василий Великий исполнил прежде евангельские заповеди на себе. Мы же своей жизнью зачастую весьма далеко отстоим от христианского идеала, потому и все наше красноречие звучит не убедительно.
Василий Великий скончался в возрасте 49 лет, принеся Господу благоуханный плод святой подвижнической жизни. К лику святых причислены также мать Святителя Эмилия, сестра Макрина и брат Григорий, что свидетельствует о высоком духе христианского благочестия, царившего в семье.
А дух благочестия можно снискать ничем иным как покаянием, призыв к которому мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. При этом надо помнить, что истинное покаяние – это не формальное перечисление перед священником своих грехов, а сокрушение о них, искреннее желание при помощи Божией переменить свою жизнь, стремление противостать порочным страстям, воюющим в сердце.
Поздравляя вас с сегодняшними праздниками, желаю, чтобы в наступившем году мы более ревностно прилагали усилия для очищения своего сердца. Мне очень нравится поучительный пример из Отечника. Старец послал ученика выкосить поле. Но тот посмотрел, что оно слишком большое, пришел в уныние и заснул. Старец спросил, почему он не выполнил послушание. На что ученик ответил: «Отче, невозможно одному человеку выкосить столько травы». Старец ответил: «Да ты хотя бы потрудился выкосить то место, на котором спал…» Так и мы, – постараемся начать менять свою жизнь с малого – воздержимся от обиды, от праздного слова; вспомним свои бесчисленные грехи, прежде чем укорить ближнего; вспомним, как сами обижаем других, оправдывая себя. И, прося у Господа отпущения наших грехов, простим от души небольшие провинности нашим ближним. Сделаем эти малые шаги навстречу Родившемуся Христу, чтобы Его милостью твердо встать на путь спасения.