Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник апостола Андрея Первозванного в Казанском храме села Сенцово Липецкого района

Сегодня мы совершаем память святого апостола Андрея Первозванного, который был одним из первых учеников Христовых. Для того, чтобы лучше понять подвиг апостольства, нам нужно вернуться во времена их жизни. В те дни первосвященники и фарисеи, считавшиеся учителями еврейского народа, жили мыслями о скором пришествии Мессии. Они надеялись, что Мессия создаст еврейское государство, которое подобно Римской империи распространит свою власть по всему миру.

Надмеваясь знанием Священного Писания, по своему высокомерию и гордости, они не могли понять его сокровенный смысл. Постигнув букву закона, они далеко отстояли от духа закона. Их жизнь расходилась со словами Священного Писания, с заповедями Божьими. Потому и слово их к народу не обладало действенной силой. 

Еврейский народ томился в ожидании Мессии и чаял услышать истинных пророков, которых уже долгое время Господь не посылал Израилю. Как вдруг в пустыне раздался голос Иоанна Крестителя, в котором были отголоски жизни вечной. И те люди, которые жаждали услышать живое слово веры, пошли к нему на Иордан. Одним из них был Андрей Первозванный.

Иоанн Креститель проповедовал покаяние в пустыне и крестил своих учеников. Многие принимали святого Пророка за Мессию, но он прямо отвечал, что он не Мессия, но послан пред ним, чтобы приготовить народ к Его принятию. И когда Иоанн Креститель указал на Христа со словами: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29), то апостол Андрей тут же встал и пошел за Христом.

– Чего желаешь? – вопросил его Господь.

– Посмотреть, где Ты живешь.

– Приди и виждь, – ответил Спаситель (см. Ин 1:35-39).

Кто стал первым учеником Мессии? Отнюдь не фарисеи и законоучители – умнейшие и знатнейшие люди своего времени, ежедневно изучавшие Слово Божия, которым бы надлежало первым вести народ к Спасителю. Но, нет. Мы видим, что первым учеником Христовым становится простой рыбак, трудившийся в ловле рыб, чтобы заработать себе дневное пропитание.

У него не было таких познаний Священного Писания, как у фарисеев, но у него было чистое, искренне сердце, готовое принять в себя Живого Бога. Слова Христа нашли отклик в его душе. Он оставил свой промысел и пошел за Учителем. После славного Воскресения Христова и Дня Пятидесятницы апостол Андрей проповедовал в Малой Азии.

Как мы знаем из предания, святой апостол доходил с проповедью Евангелия и до наших мест, населенных в то время скифскими племенами. Придя на место будущего Киева, апостол пророчески изрек, что место сие прославится пред Богом. Поэтому после Крещения Руси апостол Андрей был очень почитаем в нашем народе, не только простыми людьми, но и государями. При Петре I в честь него был учрежден флаг морского флота Российской империи с изображением креста, на котором был распят апостол.

Но все это свершилось спустя многие годы. А во времена жизни апостола лишь малая толика людей, слышавших его проповедь, открыла свое сердце истинной вере. Несмотря на то, что Господь являл через него Свою Божественную силу, совершая чудеса и знамения, язычники предали апостола мученической кончине. Это случилось в древнегреческом города Патры.

Не только апостол Андрей, но и почти все ученики Спасителя приняли мученическую смерть за Христа. Но они так любили Господа, что с радостью принимали страдания за Него, почитая великой наградой быть распятыми на Кресте подобно своему Учителю.

Читая жития святых апостолов, мы видим в них огромную духовную силу, которая помогала им нести Евангельское благовестие народам, пребывавшим во тьме язычества и с яростью встречавших проповедников Слова Божия, не желая избавиться от своего нечестия. Ужасна, на взгляд обычного человека, была и кончина ближайших учеников Христовых.

Откуда же они черпали силы, чтобы при этом «всегда радоваться и за все благодарить» (ср. 1 Сол 5:16)? А черпали силы они в непрестанной молитве, в непрестанной обращенности своей души к Творцу и уповании на Бога.

На них воочию сбылось Слово Божие: «… сила Моя в немощи совершается» (2 Кор 12:9). Только познав свою греховную немощь, смирившись, человек может получить Божественную благодать, «всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», – как произносится епископом во время совершения Таинства Священства.

Этой благодатью укреплялись святые мученики, как первых веков христианства, так и последующих. В этом году мы воспоминаем 100-летие со дня Октябрьской революции, события которой не только потрясли все основания русской жизни, но и явили всему миру, что «Иисус Христос вчера и днесь той же, и во веки» (Евр 13:8) – во времена оскудения благочестия во всем христианском мире, растерзанная Россия дала Церкви целый сонм мучеников и исповедников, которые до последнего вздоха оставались верными Христу.

Сегодня нам открыты их жития, мы поражаемся их подвигу терпения и, конечно, многие задумываются, – а смогли бы они устоять в таких испытаниях? Дорогие, не надо взвешивать свои силы. Надо просить: «Помилуй мя, Боже, яко немощен есмь». Ведь претерпеть даже самое малое страдание можно только с помощью Божией, Его благодатью. Поэтому, не нужно загадывать, что мы сможем, а нужно очищать свое сердце покаянием и молитвой, чтобы стяжать благодать Духа Святого, которая одна может укрепить человека на крестном пути.

Есть такой рассказ. Когда христиан вели на мучения, то один из них хвалился, что готов претерпеть за Христа любые муки. Но когда его подвели к месту казни, и он увидел орудия пыток, окровавленные тела мучеников, то испугался и отрекся от Бога. А рядом с ним шел человек, который очень боялся пыток и со смирением взывал к Богу, прося укрепить его, и не дать отречься от Него перед лицом страшных мучений. И Господь укрепил его в исповедническом подвиге.

В день памяти апостола Андрея хотел бы пожелать, чтобы мы были такими же скорыми на призыв Божий. Ведь Господь стоит у дверей нашего сердца и стучит. Осталось только нам оставить все, что разлучает нас с Христом так же решительно, как оставил апостол Андрей свою в общем-то довольную жизнь.

Помните, что каждому из нас надлежит умереть, но жизнь не заканчивается смертью, как ошибочно полагают неверующие люди, теряя при этом и смысл земного бытия. Ибо оно ничего не значит без перспективы вечности.

Постараемся не потерять драгоценные минуты, отпущенные Богом на стяжание вечных благ, положим сегодня начало исправлению, потрудимся поменять свое греховное хотение на исполнение воли Божией, ведущей нас ко спасению. Ибо без нашего желания, без нашего усилия над собой Господь не сможет ввести нас в Царство Небесное, сохраняя дарованную Им человеку свободу избирать: быть рабом Божиим, или рабом греха и диавола.

«… жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое», – обращается к нам со страниц Священного Писания Творец. Послушаем же Его глас, как принял Его призыв святой апостол.