Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

В этот день, дорогие братия и сестры, мы вспоминаем евангельское событие, когда Спаситель принимает Крещение от Иоанна Крестителя, совершавшего крещение израильского народа через погружение в воду, приуготовляя путь Христу.

Когда Иисус Христос приходит из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него, то Креститель Господень, понимая, что перед ним стоит не простой человек, а тот Мессия, Которого ждал израильский народ, удерживает Спасителя, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф 3:14), на что Господь отвечает ему: «Поступай так, как требует того закон» (ср.: Мф 3:15). И Спаситель вместе со всеми снисходит в воды Иорданские. Как Бог Он не нуждался в крещении, но смирив себя до образа простого человека, явил тем самым свою любовь к человеческому роду.

В этот момент людям впервые были открыты три Ипостаси Господа: Бог Отец явил Себя в гласе с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф 13:17), Бог Дух Святый в виде голубя сошел на Богочеловека Иисуса Христа (ср.: Мф13:16).

Вспоминая евангельское событие Крещения Господня, мы должны вспомнить сегодня и о нашем крещении, о тех обетах, которое мы, или наши восприемники давали за нас Богу. Ведь не случайно само чинопоследование великого освящения воды содержит те же молитвы, которые читает священник, совершая Таинство Крещения над младенцем, отроком, или взрослым человеком. Нам необходимо вновь вспомнить о том, что приняв крещение, мы отреклись от сатаны и всех дел его и соединились Христу божественной благодатью.

Постараемся же сохранять в себе дарованную благодать Божию, поддерживать и приумножать Его дары, стремясь жить во Христе. По слову Апостола мы являемся храмом Духа Святого (ср.: 1 Кор. 6:19), Который наполняет нас Своей благодатью в Таинстве Евхаристии. Причащаясь Тела и Крови Господней, мы принимаем в себя Жизнь, получаем силы противостоять диаволу, греховным навыкам и страстям, которые развились в нас с детского возраста при неправильном воспитании или стали следствием нашего духовного нерадения и лености.

По своей греховности мы теряем чистоту, полученную при крещении, но по Своей любви Господь дал нам «второе крещение», как называют святые отцы Таинство Исповеди, которым мы не должны пренебрегать.

Как ребенок, начиная утаивать и скрывать свои проступки, уклоняется на путь непослушания родителям, так повзрослев, он пытается скрывать свои грехи и оправдывать себя, тем самым удаляясь от Бога. Такого человека можно сравнить с камнем, лежащим на земле. На него сверху светит солнце, вокруг зеленеет трава.., но если поднять этот камень, то под ним мы увидим множество мокриц и дождевых червей, вызывающих отвращение. Подобное происходит и с нашей душой, когда мы закрываем ее от Солнца правды Христа, и в ней начинают гнездиться всевозможные страсти и пороки.

Единственный путь избавления от них – это чистосердечное открытие их Господу в Таинстве Исповеди, когда мы искренне каясь в содеянном, просим помощи Божией противостоять греховным страстям и навыкам. Все Таинства Церкви служат тому, чтобы укрепить человека в духовной борьбе божественной благодатью.

Но в укреплении и освящении нуждается не только наша душа, но и наша плоть как храм Духа Святого, поэтому при великом освящении воды читаются и такие слова молитвы: «Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждь же всем прикасающимся ей и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение». Крещенская вода есть великая святыня, которую мы пьем натощак для очищения, освящения нашего тела, чтобы оно было нашим помощником на пути ко Христу.

Дорогие братья и сестры, хочу пожелать вам, чтобы эта благодать, которую мы черпаем через святую воду, естество которой освятил Сам Господь Своим погружением в Иордан, а сегодня мы освящаем погружением в нее креста, укрепляла и хранила вас на жизненном пути.