Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в Неделю о мытаре и фарисее, праздник Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

«Покаяния отверзи ми двери», – такими словами мы начинаем приготовление к Великому посту. Вчера за всенощным бдением в храме начали петь это проникновенное песнопение, которое будет сопровождать нас до воскресенья пятой недели Великого поста, а сегодня мы слышали Евангельское чтение о мытаре и фарисее. Фарисей, строго соблюдая закон, был в обычном понимании вполне порядочным человеком. Но почему же его молитва не приятна Богу? Дело в том, что, молясь подобным образом, фарисей искал оправдания не в Боге, не в Его милосердии и благодати, а в мнимой человеческой праведности, во внешнем соответствии закону.

Мытарь же стоял в углу храма, не смея пройти вперед, понимая, как мерзка его жизнь, исполненная грехами, пред Богом. Ведь кто такие были в древности мытари? – сборщики налогов в пользу государства, поработившего их народ. Все собранные средства уходили в Рим, поэтому мытари, без жалости обиравшие своих собратьев, были ненавидимы евреями.

И этот мытарь, стоя в храме, понимал, какую он ведет жизнь. И именно поэтому его молитва была в Очах Божиих выше внешней праведности фарисея, не сознававшего свою нищету духовную.

Поэтому, братия и сестры, мы должны начинать свое внутреннее приготовление к Великому посту с понимания важности смирения в духовном делании, чтобы слова молитвы преподобного Ефрема Сирина: «…Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему», отзывались не только в нашем уме, но и в нашем сердце. Ибо без смирения духа никакая добродетель и никакой труд не принесут пользы человеку в спасении души.

Сегодня так совпало, что в этот день мы воспоминаем новомучеников и исповедников Российских – православных, которые пострадали за веру, пролив свою кровь во времена гонений в 30-40-е годы прошлого века.

В те годы человека могли арестовать без суда и следствия по любому анонимному обвинению, сослать в лагеря, расстрелять без всякого доказательства его виновности. Мне приходилось в государственных архивах читать протоколы допросов, личные дела тех людей, которые пострадали за Христа. По дрожащему почерку свидетелей становится понятным, что показания на них выбивались силой, часто под страхом смерти.

Гонение на православных в России начала прошлого века было не такое открытое, как в первые века христианства. Священников и прихожан обвиняли не в личном исповедании веры, а в том, что они подрывают социалистический строй. Но если мы познакомимся с жизнеописанием новомучеников, то увидим, насколько лживы были подобные утверждения. Дело не в том, что они мешали советской власти, а в том, что диаволу мешала Православная Церковь, укреплявшая человека в его устремлении к Богу через исполнение заповедей Таинствами Церкви, соборной молитвой.

Монах-исповедник Меркурий (Попов), подвизавшийся отшельником в горах Кавказа недалеко от Сухуми, прошедший лагеря ГУЛАГа, описывает такой случай. Перед отправкой в лагерь его заставили рубить дрова для тюремной кухни и через открытые ворота он видел, как прихожане одного храма пытались прорваться к своему батюшке – настоятелю прихода, желая его поддержать добрым словом и совместной молитвой. Отец Меркурий говорит, что они даже не предполагали в каких условиях может находиться священник, представляя его в камере перед аналоем в молитве, как то изображалось на иллюстрациях к житиям первых христиан. Но страшная действительность была иная. Все камеры были переполнены до отказа и в лучшем случае ему досталось лежачее место где-нибудь под нарами, потому что сами нары занимали уголовные «авторитеты», к которым обычно сажали верующих.

Конвоир несколько раз выпроваживал верующих за ворота, но они вновь пробирались обратно. Наконец, он не выдержал и доложил начальнику, что к такому-то священнику пытаются прорваться прихожане, на что тот ответил: «Ну, раз так – запускай. Пусть они с ним по лагерям помотаются». Прихожан задержали. Разделили отдельно мужчин, отдельно женщин и посадили в камеры. Уголовники смеялись над ними: «Вот дурачки, сами в тюрьму пришли». Они не понимали, что можно вот так, ни за что, посадить человека и дать срок заключения.

Но над каждым из нас есть Промысл Божий. Поэтому более важно, не то, что мы страждем, а то – за что мы страждем, – виновно или невиновно. «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, – пишет апостол Петр – а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4:15-16). В Святом Евангелии мы читаем, как Сам Спаситель был заключен в темницу. Господь страдал за нас, не имея греха, и когда человек становится соучастником страданий Христовых, он не только омывает свои грехи, но получает и особое дерзновение к Богу.

Будем же, братия и сестры, чаще молиться новомученикам и исповедникам Российским, освятивших своей кровью русскую землю, сохранив верность православию в самую трудную эпоху гонений 30-40-х годов. Их молитвами завершилась и другая эпоха гонений, воздвигнутая при Хрущеве, когда вновь разрушались храмы, притеснялись духовенство, прихожане. В те годы молодому человеку невероятно сложно было поступить учиться в семинарию. Желанию верующих связать свою жизнь со служением Богу препятствовали целые государственные институты, действующие через уполномоченных по делам религии.

Будем, дорогие, помнить о том, что пришлось перенести нашим предкам ради того, чтобы сохранить верность Христу, сохранить для нас православную веру. Пусть их молитвами Господь поможет нам не только в предстоящие дни Великого поста, но и во все дни нашей жизни не ослабеть в стремлении к Богу в духовном горении, в искании правды Его. А к молитве приложим труды, совершаемые в смирении духа, чтобы благодать Божия укрепила нас на пути шествования ко Христу.

Еще раз поздравляю вас с праздником и призываю на вас Божие благословение.