Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица»

Преподобного Иоанна оклеветали в государственной измене за прославление святых икон в иконоборческую эпоху. По приговору Дамасского халифа ему отсекли кисть правой руки, которой он много писал в защиту Православия.

Подвижник пал ниц пред иконой Божией Матери и просил исцелить его руку, чтобы он и далее мог прославлять Господа своими трудами. После продолжительной молитвы он задремал. В тонком сне ему явилась Владычица, Которая благословила и укрепила его. Пробудившись, преподобный Иоанн увидел, что его рука стала невредима. В благодарность он отлил из серебра изделие в форме руки и преподнес его в дар иконе. С тех пор списки этого образа, ставшего почитаться чудотворным, стали изображать с тремя руками, отчего она и получила свое название.

История этого праздника показывает, что Божия Матерь имеет великое дерзновение пред Богом. Явление каждого Ее образа свидетельствует о всесильном заступничестве Богоматери пред Сыном Своим, Который ради Ее ходатайства меняет не только жизненные обстоятельства отдельного человека, но и сам ход человеческой истории.

В песнопениях мы прославляем Пречистую Деву как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Исполнившись, по любви к Богу, всех христианских добродетелей, Она стала чистейшим сосудом Его Благодати. Сподобившись вместить Невместимого, Она послужила делу спасения рода человеческого – Боговоплощению Сына Божьего.

Знаменитый финский гражданин Дионисий, принявший христианство, писал апостолу Павлу о своей встрече с Пресвятой Богородицей: «Когда я был приведен Иоанном пред лице Пресвятой Девы, я пережил невыразимые чувства. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух, я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Прославляя сегодня Божию Матерь, постараемся следовать добродетелям Ее души – стремиться стяжать христианскую любовь, милосердие, смирение, покорность воле Божией, которые имела Она. Покорность же воле Божией, как учил Глинский старец схиархимандрит Андроник (Лукаш), заключается в исполнении Его святых Заповедей.

Будем помнить, что вся жизнь православная заключается в том, чтобы принести Богу свое сердце (ср. Притч. 23:26). Все внешние подвиги, которые мы совершаем, являются лишь уздой для обуздания плоти. Если при этом мы не прилагаем душевных сил, чтобы изменить себя изнутри, то они не принесут нам никакой пользы, но, напротив, могут повредить нам, принося вместо добрых плодов горечь страстей самопревозношения и надмения над ближними.

Поэтому, совершая путь земной жизни, будем всегда иметь пред мысленным взором великий пример целомудрия Пресвятой Богородицы и стараться всеусердно следовать ему.