Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского в Неделю о блудном сыне, праздник Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Дорогие братья и сестры, мы приближаемся к началу Великого поста. Сегодняшний воскресный день открывает неделю о блудном сыне. В Евангельском чтении мы слышали притчу о том, что у одного отца было два сына, младший из которых по своей неразумности попросил отца дать ему в распоряжение часть имения. А в те времена авторитет отца был очень велик. Будучи господином семейства, он мог не только с позором изгнать непочтительного сына, но даже предать его за неповиновение смерти, согласно тем суровым традициям.

Но притча повествует нам о добром отце, который не стал ставить сына на место, но надеясь на его благоразумие, отдает ему часть имения. Легко полученные средства блудный сын не смог употребить на пользу устроения жизни, но расточил, предаваясь пьянству и распутству. Растратив все отцовские деньги, он опустился до низов общества, скитался голодным и оборванным, не зная, как ему жить дальше. А поскольку в той стране наступил голод, то он согласился пасти свиней и кормился той похлебкой, которую хозяева варили для них.

Мы знаем, что в израильском народе свинья считается нечистым животным. Из этого можно судить, насколько опустился тот несчастный сын, что, будучи евреем, пас свиней и кормился от них.

Но все-таки в глубине его сердца сохранялась доля благоразумия. Раскаявшись, что он поступил так несправедливо с отцом, оскорбив его любовь, предав его доверие, блудный сын решил преступить чрез свою гордыню, приведшую его к такому плачевному состоянию, и пойти упасть в ноги отцу с мольбой о прощении.

И, посмотрите, какую великую любовь являет ему отец – едва завидев возвращающегося блудного сына, он не стал ждать, пока тот постучится в двери дома, а выбежал к нему навстречу. Добрый отец повелел слугам одеть сына в дорогую одежду. В знак благородства происхождения дал драгоценный перстень на руку. А в те времена по одежде можно было судить о положении человека в обществе. Недаром появилась и поговорка «встречают по одежке, а провожают по уму».

В то же время мы видим, что старший сын не разделил радости отца, но, движимый самолюбием и завистью, обратился к нему с упреком, чем его младший сын заслужил такое благорасположение. На что отец ответил: «Сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15:31-32).

В этих примерах мы можем увидеть самих себя. Подобно младшему сыну мы удаляемся от Бога, неразумно проводя время в греховных удовольствиях, но когда начинаются трудности, скорби, болезни, приходит смерть близких людей, мы начинаем задумываться о причинах находящих на нас несчастий, о том, ради чего дана человеку жизнь. 

Уподобляемся мы и старшему сыну, когда, стремясь к внешнему благочестию, стараясь исполнять заповеди, мы, подобно фарисею, высоко ценим свои труды, считая других ниже себя.

И эти Евангельские события, приготовляющие нас к Великому посту, необходимы нам как напоминание, что, постясь, мы должны принести Господу чистую жертву любви, которая невозможна без смирения и покаяния. Ибо, по мысли святых отцов, пост есть некая десятина, которую мы приносим Богу. Великий пост, составляя десятую часть календарного года, должен стать прежде всего нашей духовной жертвой Спасителю, которая дороже любой вещественной. Это время отведено нам Святой Матерью Церковью для того, чтобы мы могли более глубоко задуматься над своей жизнью; чтобы, воздерживаясь от скоромной пищи, мы учились воздерживаться и от «свиной пищи» наших страстей.

Сегодня мы также воспоминаем великих учителей Церкви – святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. При императоре Алексее Комнине в Константинополе разгорелся спор, кого из них считать выше. Каждая партия защищала одного отца перед двумя другими. Это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы, пока однажды ночью три святителя не явились во сне святому Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому, и сказали: «Мы вместе находимся рядом с Богом и никакое соперничество не разделяет нас. Каждый из нас благодатью Святого Духа писал и учил тому, что необходимо для спасения людей. Среди нас нет ни первого, ни второго, ни третьего. Посему повели тем, кто ссорится, не создавать из-за нас расколов в Церкви, поскольку при жизни все свои усилия мы посвящали установлению единства и согласия в мире».

И хотя Святая Церковь совершает в течение года память каждого из святителей в отдельности, был установлен общий праздник трех святителей согласно их желанию, высказанному ими в видении святому Иоанну.

О силе их молитвенного предстательства пред Богом повествует пример из Пролога. Христианские миссионеры, путешествуя по морю, попали на необитаемый остров. Там они встретили трех мужей, подвизающихся вдали от людской суеты, которые не знали даже молитвы «Отче наш». У отшельников была икона трех святителей. Но не зная их имен, они в простоте сердца обращались к ним такими словами: «Трое вас, молите Бога о нас». Проповедники сказали им, что они неправильно молятся и попытались научить их молитве Господней, символу веры. Уже отплыв довольно далеко от берега, они увидели, как один из отшельников бежит по воде и кричит: «Стойте! Стойте! Я забыл продолжение молитвы «Отче наш»!

Миссионеры посмотрели на него и говорят: «Слушай, вы лучше молитесь, как раньше молились». Они поняли, что Господь ждет от нас прежде всего усердие в молитве и чистоту жизни.

Еще раз поздравляя вас с этим праздником и воскресным днем, хочу пожелать, чтобы в приготовительные недели Великого поста мы чаще задумывались о главной цели нашей жизни, о том, что «едино есть на потребу» (Лк 10:42) и молитвами святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, призываю на вас Божие благословение.