Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в Неделю мясопустную, о Страшнем суде

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слышали Евангельское чтение о Страшном суде, воспоминанию которого посвящена мясопустная Неделя (вокресенье) перед Великим постом, которая так и называется – Неделя о Страшном суде.

Если в прошлое воскресенье за богослужением читалась евангельская притчу о блудном сыне (Лк 15:11-32), в которой открывается любовь Божия к кающимся грешникам, то сегодня Святая Церковь призывает человека самому проявлять взаимную любовь к Богу и ближнему (Мф 25:31–46), напоминая о личной ответственности за свою жизнь и поступки, упреждая, что каждому из нас предстоит ответить пред Богом за время, дарованное Им для спасения нашей души.

Сегодня мы совершаем также память преподобных Варсонофия Великого и Иоанна пророка, оставивших нам в наследство руководство к духовной жизни – наставления, составленные в форме ответов на вопросы, которые им задавали ученики и мирские люди. Варсонофий Великий так пишет об ожидании Страшного суда: «Убоимся сего страшнейшего дня и часа, в который не защитит ни брат, ни сродник, ни начальство, ни власть, ни богатство, ни слава. Но будет лишь: человек и дело его». Так говорит праведник, достигший нравственного совершенства. А мы, погрязшие в грехах, не страшимся того великого часа, полагая, что к нам относятся лишь слова Божественной любви: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф 11:28), «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор 2:9) и недоумеваем еще, как можно соотнести любовь Божию с существованием адских мук, «где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк 9:44), забывая, что Бог есть и Судия Праведный.

В то же время мы возмущаемся, когда видим, что благочестивые люди терпят бедствия, а люди, пребывающие во зле, бесстрашно совершающие поступки противоположные правде Божией, благоденствуют. Слыша в криминальной хронике об ужасающих душу злодеяниях убийства, насилиях, мы недоумеваем, как терпит Господь таких людей, почему тут же не наказывает их.

Но в Писании сказано: «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр 3:19). Поэтому, по слову святых отцов, скорби, посылаемые человеку Промыслом Божиим, являются верным признаком избрания человека Богом.

Тех же, кто не кается в своих грехах, не исправляет жизни и не терпит при этом никакое наказание здесь, ожидает Страшный суд Божий. «Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий», – говорится в Священном Писании (Пс. 7:12). Горе тому человеку, который пренебрежет долготерпением Божиим и подвергнется наказанию на Страшном суде, где сильнее геенского пламени человека будет мучить собственная совесть за совершенные преступления.

Страшный суд для каждого из нас будет заключаться в испытании нашей совести, и тогда мы уже ничем не сможем изменить свою вечную участь, определит которую сама прожитая нами жизнь. Тогда произойдет конечное разделение праведников и людей, отвергнувших своими поступками оправдание Божие: «И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф 25:46).

В день Страшного суда произойдет исповедуемое нами в Символе веры воскресение мертвых, которое будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут, как созерцал то в своем видении пророк Иезекиль: «И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. … И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище» (Иез 37:8,10).

Может возникнуть вопрос: почему тело тоже восстает на ответ вместе с душой человека? Дело в том, что тело является «соработником» нашей души в совершении поступков. Душа рождает мысли, желания, а тело служит их воплощению. Соответственно, если мы жили благочестиво, пребывая в делах милосердия, сострадании к ближнему, то и наше тело служило делам любви. Когда же мы совершаем неблаговидные поступки, то тело служит орудием преступлений.

И если в земной жизни похожий крест скорбей несут и праведники, и грешники, а праведники – иногда и более тяжелый крест, то как противоположна будет их участь после всеобщего Суда. Одни просветятся, как солнце, в Царствии Отца Небесного, а другие – будут вечно плакать во тьме кромешной и скрежетать зубами от страшных мучений, гневаясь на самих себя (Мф. 13:37,42).

Недаром перед началом Великого поста Святая Церковь как чадолюбивая Матерь напоминает нам о Страшном суде, помогая нам в грядущие великопостные дни осмыслить свою жизнь, чтобы успеть изменить в ней то, что удаляет нас от Милосердного Бога.

Воспользуемся же этим благоприятным временем, которое дает нам Господь сегодня. Мы не можем знать, какой срок отпущен нам еще для покаяния – год, два, три, больше, поэтому не будем отлагать его на завтра «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор 6:2).

Пусть кто-то скажет: «мы видим окружающий мир и хотим наслаждаться его благами, потому что неизвестно, есть ли на самом деле рай и ад», но мы из Священного Писания, творений святых отцов, житий подвижников, которым Господь приоткрывал завесу вечности, знаем, что все это есть. И смысл наших подвигов молитвы и поста заключается в стяжании непрестанной памяти о Боге – Царствия Божия, которое, по Слову Божию, начинается уже здесь, в нашем сердце (см. Лк 17:20).

Святые отцы открыли нам, что после смерти душа проходит мытарства и если мы привязаны к земным благам, являемся рабами страстей, то злые духи будут препятствовать пройти посмертные испытания души. Постараемся же этим Великим постом не только воздерживать свою плоть от скоромной пищи, но и питать свою душу пищей духовной, чаще участвуя в богослужениях, читая Священное Писание, поучения и жития святых.

Поздравляя вас с воскресным днем, хочу пожелать, чтобы мир Божий и любовь пребывали с вами, для чего необходимо вести трезвенную жизнь, не только в плане уклонения от употребления спиртных напитков, но и в святоотеческом понимании трезвения как внимательного отношения к своей жизни, анализируя правильность поступков прежде их совершения. Апостол говорит: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15,16). Об этом же предупреждает и народная мудрость, глася: «семь раз отмерь, один раз отрежь». Будем же стараться осмотрительно поступать в своей жизни, чтобы необдуманное решение или скоропалительные поступки не привели нас к плачевному результату и, что еще страшнее, – к плаченому итогу всей нашей жизни.

Еще раз поздравляю вас с праздником и призываю на всех Божие благословение.