Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в праздник Иверской иконы Божией Матери

Дорогие братья и сестры, сегодня мы собрались, чтобы принести молитвы Божией Матери в честь Ее Иверской иконы, прославившейся на Святой Горе. Эту икону еще называют Портаитиссою (Вратарницею). История чудотворного образа восходит к девятому веку. У одной благочестивой вдовы находилась икона Матери Божией. В то время наступила эпоха иконоборчества. Последователи иконоборческой ереси ошибочно полагали, что честь, воздаваемая христианами святым иконам, противоречит Заповеди Божией «не сотвори себе кумира» (ср.: Исх 20:4-5). Они сравнивали икону с языческим идолом. Но правильной здесь будет другая аналогия. У всех нас есть дорогие и любимые люди, мы дорожим их фотографиями, бережно храня в семейном альбоме, разглядывая который, мы испытываем добрые чувства, конечно же, не к фотобумаге, но к самому человеку, изображенному на фотографии.

Так же и в случае с иконой, – мы воздаем поклонение не доске, а Матери Божией, Спасителю или святым угодникам, изображенным на ней. Как говорится в катехизисе – руководстве, содержащем основные положения христианского вероучения, – молясь пред святым образом, мы воздаем поклонение первообразу. В эпоху иконоборчества были люди, которые не понимали этого, становясь в духовном нечувствии и ослеплении противниками святых икон. Так, один из воинов, войдя в дом той вдовы, жившей близ византийского города Никеи, ударил копьем в лик Богоматери и на ее щеке тотчас выступила кровь.

Женщина умолила иконоборцев оставить икону до вечера. И как только они ушли, она вынесла святой образ из дома и ради его сохранения опустила в море. Но икона чудесным образом поплыла стоя на воде. В тот день иноки Иверского монастыря, собравшись на ежедневное вечернее правило, увидели, что со стороны моря приближается светящийся огненный столп. Они спустились к берегу и увидели икону, от которой исходило чудное сияние. Иноки решили подплыть к ней на лодке, но при их приближении она удалялась дальше в море.

В Иверском монастыре подвизался в то время благочестивый старец Гавриил. Он молился Матери Божией и, получив откровение, с верой ко Пресвятой Богородице ступил на воду и, пройдя по воде как по суху, принял чудотворный образ. С великой честью братия поставили его в храме, но когда пошли туда утром, то обнаружили явленный образ висящим над монастырскими вратами. Несколько раз пытались перенести иноки икону в храм, но она вновь возвращалось на избранное самой Божией Матерью место, пока старцу Гавриилу не был голос Пресвятой Богородицы: «Не вы будете Мня охранять, а Я буду вашей Хранительницей».

Во время посещения Иверского монастыря на Святой Горе я видел этот образ. Действительно, на щеке Пресвятой Богородицы застыли капли человеческой крови. Но к сожалению, до сих пор, несмотря на явные свидетельства присутствия Божия, многие продолжают подвергать сомнению чудеса, которые Господь посылает для укрепления веры.

Этих чудес бесчисленное множество. Они явленны не только по молитвам Пресвятой Богородицы, но и святых угодников, молящихся за нас пред престолом Божиим. Эти чудеса, в отличие от лжечудес, имеют целью не удивить или поразить человека, а поддержать горение его духа, показав, что помимо материального мира, есть духовный мир, «окном» в который и является икона.

Воспоминая сегодня чудо об Иверской иконе, хочется рассказать вам еще об одной афонской святыне – чудотворном образе Георгия Победоносца, пребывающем в православном болгарском монастыре Зограф. Называют эту икону самописанная. История ее появления такова: три брата болгарина родом из Охриды, принявшие монашество с именами: Моисей, Аарон и Иоанн, пришли подвизаться на Афон. Решив основать монастырь, они построили небольшую церковь, но не знали в честь кого ее освятить. Один предлагал освятить в честь Матери Божией, другой – в честь Святителя Николая, третий – в честь великомученика Георгия Победоносца. Не придя к согласию, они решили довериться Промыслу Божию. Подготовили доску, как обычно иконописцы готовят ее для написания иконы, покрыли левкасом – специальным составом, по которому пишется образ и, положив в храме, три дня молились, чтобы Господь Сам явил Свою волю. Когда на третий день они зашли в часовню, то увидели на доске изображение Георгия Победоносца. В честь произошедшего чуда получил и свое название монастырь – «Зограф» по-гречески значит «Живописец».

Как гласит предание, в момент совершения этого чуда в Фануиловом монастыре, в Сирии, расположенного недалеко от родного города великомученика Георгия Лидды, на глазах у братии живописный образ святого Георгия чудесным образом отделившись от доски, исчез из виду. Игумену же обители был голос: «Я ухожу от вас на Святую Гору». После захвата Сирии варварами монахи из Фануиловой обители, придя на Афон, признали в Зографском образе изображение, исчезнувшее у них с иконы.

Слава о чудотворном образе быстро разнеслась далеко за пределы Святой Горы. Через некоторое время в Болгарский монастырь приехал один епископ, который не мог поверить, что икона Георгия Победоносца самописанная, подозревая иноков в обмане ради корысти. Он дерзко ткнул пальцев в икону со словами: «Это что ли ваш чудотворный образ?», но тут же закричал от боли, так как не мог оторвать палец от изображения. И как не пытались ему помочь, пришлось палец резать.

Кожица пальца до сих пор находится на лике великомученика Георгия как свидетельство наказания Божия за совершенное кощунство по отношению к святыне. Американский ученый, исследовавший чудесные явления в Православной Церкви, приехал в Болгарский монастырь и под микроскопом рассмотрел клетки эпителия, удостоверившись собственными глазами в произошедшем чуде.

В чудесах Господь являет Свое присутствие особенно явно, призывая человека к покаянию и изменению жизни. К сожалению, мы не всегда их замечаем, а, возможно, даже не хотим замечать, как в той анекдотичной ситуации, когда священник безуспешно пытался доказать атеисту существование Промысла Божия в жизни человека.

– Молодой парень упал с четвертого этажа и не разбился. Разве это не чудо? – спрашивает батюшка.

– Да это случайность, – пожал плечами атеист.

– Но этот человек и во второй раз сорвался с лесов и остался невредимым. Разве не чудо?

– Нет. Это просто везенье, – упорствует собеседник.

– Так он и третий раз упал с большой высоты и остался жив!

– Ну, это уже закономерность, – съязвил атеист.

В то же время, если мы немного более внимательно отнесемся к духовной жизни, то увидим, что чудесами являются не только явления, нарушающие законы физического естества, но и сами обстоятельства жизни человека, премудро управляемые Промыслом Божиим, которые мы часто называем «случайность». Но с течением времени мы понимаем, что все эти события, которые воспринимались нами как случайные, выстраиваются в определенные духовные «закономерности».

Но православию чуждо понятие фатализма – предопределенности жизни человека, течение которой от него не зависит. На самом деле от нас зависит очень многое – предать или не предать себя воле Божией. И в зависимости от этого жизнь одного и того же человека может сложится совершенно противоположным образом.

Не случайно в православии большое значение придается священническому благословению, благословению родителей, ибо таким образом человек предает себя воле Божией.

Приведу вам пример из жизни близких знакомых. Однажды они собрались поехать из Архангельска в Воронеж, по обычаю позвонили мне и попросили благословения в дорогу. Я сказал: «Конечно! Бог благословит! Заезжайте по дороге к нам в гости в Задонск». Через некоторое время они приехали и за беседой рассказали такую историю: «Пришли мы покупать билеты на поезд, а на нужный день билетов не оказалось. Мы стали роптать: вот, благословение у батюшки взяли, а ничего не получается. Значит «не действует»… Делать нечего, взяли билеты на следующий день. Приезжаем в Москву и узнаем, что днем ранее на Павелецком вокзале был совершен теракт в то самое время, в которое должен был прибыть наш поезд…»

После этого случае они поняли, что благословение берется не для того, чтобы все вышло так, как задумали, но, чтобы Господь Сам управил нашу жизнь в конкретной ситуации по Своей благой воле, выстраивая соответствующим образом обстоятельства жизни. Поэтому дети, беря благословение у родителей, верующие – у священника, находятся под покровом Божиим.

Господь желает каждому даровать спасение, избавить от зла, но мы должны сами стремиться жить с Богом, потому что Господь не вмешивается насильственно в жизнь человека. Он ждет его свободного волеизъявления: «Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). А для этого мы должны прибегать к Богу в молитвах не только от случая к случаю – при тяжелых обстоятельствах, но сделать молитву некой духовной ватерлинией нашей жизни, чтобы она всегда проходила в соприкосновении с Божественной благодатью, в возможном погружении в нее, как корпус плавающего судна уверенно держится на поверхности воды и плывет к своей цели, «Ибо все из Него, Им и к Нему», – говорит апостол (Рим 11:36).

Хочу пожелать вам в этот праздничный день покрова Божией Матери и молитвенного предстательства святителя Алексия, митрополита Московского и всея России, чудотворца, память которого мы сегодня также совершаем. Святитель Алексий много потрудился на ниве Христовой. Пасти духовных овец не так-то легко. В этом мы можем убедиться на примере своей семьи, когда нам не всегда удается быть услышанными нашими детьми и мы сами бываем не уверены, как правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы принести пользу их душам. Поэтому нам необходима поддержка свыше. Но, обращаясь к Богу в молитвах, мы должны приложить старание быть достойными этой помощи, поступая в каждый момент жизни по-православному, подавая своим чадам личный пример добродетельной жизни, чтобы, представ на суд Божий, мы могли с непостыдным дерзновением сказать: «Вот я и дети, которых Ты мне дал» (ср.: Ис 8:18).

Еще раз поздравляю с праздником и призываю на вас Божие благословение.