Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье)

Дорогие братья и сестры, сегодня мы находимся в преддверии Великого поста. Последний день перед началом Великого поста называется Прощеное воскресенье. В этот день мы воспоминаем Адамово изгнание из Рая, когда Адам потерял те блага, которыми изначально наделил его Господь. Адам, пребывая в райском селении не испытывал ни болезни, ни трудности, ни голода, ни жажды, но находился в постоянном веселии духа. И сегодня Святая Церковь положила воспоминать это событие как напоминание о том, ЧТО человек теряет за невоздержание и непослушание Богу.

Господь дал человеку в Раю всего лишь одну заповедь «для упражнения его свободы» – не вкушать плодов от древа познания добра и зла: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:16). Но человек нарушил заповедь, данной ему Богом по любви. Но даже согрешив, Адам мог бы все исправить, попросив прощения у Творца.

Но он этого не сделал. Вкусив запрещенный плод, Адам вместо обещанных диаволом благ, увидел себя «обнаженным благодати» и с великим стыдом стал прятаться от Бога.

Господь желал подвигнуть Адама к покаянию: «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты» (Быт 3:9), указывая на его состояние грехопадения.

Адам отвечал: «...голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт 3:10), не открывая однако же Богу причины своего стыда.

Творец, желая кротостью побудить Адама к искреннему и спасительному раскаянию, вновь вопрошал: «Кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт 3:11).

И что же он отвечает Богу, находясь в помрачении греха? «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12), примешивая к признанию не только самооправдание, но даже обвинение в своем грехе Бога: «жена, которую Ты мне дал».

Святые отцы говорят: где есть самооправдание, там остается грех. Адаму всего-то и надо было сказать в простоте сердца, воззвав к милосердию Божию: «Прости меня, Господи! Согрешил», – и Господь тотчас помиловал бы его и вернул ему прежнее достоинство и одеяние благодати.

Но Адам сказал другие слова, которые исторгли из Рая наших прародителей: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева». Как часто мы совершаем в жизни подобную ошибку, стараясь перевалить свою вину на другого. У нас постоянно кто-то виноват, только не мы сами, потому что нам очень трудно переступить через себя, через свое самолюбие. Но таким сомнительным способом нельзя облегчить совесть, исправить ошибку. Напротив, желая идти «легким» путем самооправдания, мы приходим к конфликтам и междоусобицам, ссорам и распрям.

В начале Великого поста Святая Церковь положила совершать чин прощения, чтобы из года в год мы навыкали этому духовному деланию – учились искренне просить прощения у Бога,  друг у друга, чтобы приобрести тот спасительный навык, которого не было у Адама и который ему пришлось восполнять многими слезами покаяния, пребывая у затворенных врат Рая.

Что же такое покаяние? Мы часто слышим это слово. Проповедь Иоанна Крестителя и Самого Спасителя начинается словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (см. Мф. 3:2, 4:17).

Таким образом, покаяние есть начало и первейшее условие нашего спасения. Но в чем оно заключается?

«Покаяние» в переводе с греческого «метанойя» значит перемену ума, изменение взглядов, а, следовательно, и всей жизни – избрав путь благочестия. В период Великого поста нам дается возможность более глубоко осмыслить свою жизнь. Это, конечно, не означает, что в прочие дни мы можем легкомысленно относиться к духовной жизни, просто время поста наиболее благоприятное.

Особые молитвы великопостных богослужений помогают нам сосредоточиться на главном, состовляющем подлинную цель человеческой жизни – стяжании благодати Духа Святого, спасении души (Мф 6:33).

Молитва Ефрема Сирина, которую мы читаем Великим постом, предостерегает нас от главных грехов против ближнего, убивающих любовь, а с ней и всю радость жизни. Прося у Господа дарования зрения своих прегрешений, мы просим помочь не осуждать брата своего. А где нет осуждения, там нет и злорадства, нет желания причинить человеку боль или обиду.

Помогая человеку изменить себя, богослужебный круг Великого поста подводит человека к радости праздника Пасхи Христовой.

Ведь только сердце, очищенное покаянием, понуждением себя на добрые дела, исправлением жизни, может вместить в себя пасхальную радость. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», – говорится в Священном Писании (Мф 5:8). И эти слова сбываются уже здесь, на земле. Достаточно вспомнить преподобного Серафима Саровского, светившегося пасхальной радостью и от преизбытка благодати обращавшегося ко всем круглый год словами пасхального приветствия: «Радость моя, Христос Воскресе!»

Но такое состояние души достигается большими трудами и подвигами. Из жития Преподобного нам известно, что, подвергнувшись жестокому избиению, он потом всю жизнь ходил согбенный, с палочкой, получив тяжелое увечье позвоночника. Но он не стал защищаться против обидчиков, мстить им, побеждаясь духом любви.

Мы можем сказать себе в оправдание: «Конечно, он же был святой. Мы так не сможем». Но Господь с нас и не требует таких великих подвигов, потому что каждому дается по вере своя мера благодати. Но мы не должны зарыть ее в землю, а приумножить (см. Мф 25:14-30), врачуя терпением самих себя по сказанному: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), с любовью относясь к ближнему: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6:2).

В этот день хотел бы пожелать, чтобы время Великого поста не прошло для нас даром. Пусть небольшими шагами, но продвигались бы мы по пути спасения к радости праздника Воскресения Христова, чтобы оно стало живым событием и нашей души. А если в душе человека пребывает Пасха, то веру у него уже невозможно отнять. «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?», – пишет Апостол (Рим. 8:35), ибо никакие скорби и испытания не могут сравниться со славой будущего века, открывающейся уже сегодня в сердце человека.

Залогом же и провозвестником всеобщего воскресения, когда каждый человек предстанет пред Богом, выступает Воскресение Христово (см. 1 Кор 15:13-15). С одной стороны, мы страшимся приближения Страшного суда, но с другой стороны ждем его с надеждой, как пишет Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22:20). Хочу пожелать, чтобы радость встречи с Богом произошла у каждого из нас, а для этого необходима работа над душой не только в период поста, но во все дни нашей жизни. Великой честью удостоил Господь человека: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего» (Пс 81:6), почтив Свое создание образом Своим.

Постараемся же не утратить эту честь, все более раскрывая в себе покаянием образ и подобие Божие.

Еще раз поздравляю вас с праздником и призываю на вас Божие благословение.