Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в день памяти благоверного князя Даниила Московского

Нечестивый падет от нечестия своего» (Притч 11:5), – говорит Соломон о людях, силящихся являть себя праведными перед людьми, но не заботящихся при этом об оправдании Божьем. Они стараются соблюдать формальные обряды, но не обращают внимания на состояние своего сердца и погибают духовно, потому что нет на них благословения Божия, как случилось то с Каином, – напомнил Владыка. 

В Ветхозаветные времена люди приносили жертвы Богу в знак благодарности, или, испрашивая Его особой милости, сжигая жертвенных животных. Жертва людей Нового Завета – прежде всего, духовная, о которой предсказывал пророк: «Жертва Богу дух сокрушен», поясняя с какими чувствами должна быть принесена она: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс 50:19). Но не всякое приношение приятно Богу. Так, жертву Авеля принял Господь, а жертву Каина – нет. Приятна Богу была жертва Ноя, о которой читалось сегодня за богослужением. 

Почему сегодня мы говорим об этом? Время Великого поста, согласно поучению преподобного аввы Дорофея, есть также наша жертва Богу – та десятина календарного года, которую мы приносим Ему, посвящая эти дни сугубой молитве, покаянному деланию, воздержанию чувств. Это время нам даровано Господом для стяжания добродетелей, необходимых для спасения души. Подобно спортсменам, усиливающим тренировки перед решающим соревнованием ради достижения победы над соперниками, христиане призваны временем Святой Четыредесятницы особо сосредоточить духовные силы ради победы над грехом с помощью благодати Божией.

Отец Константин, подвизающийся сегодня в горах Кавказа, рассказывал, что начав вести отшельническую жизнь, решил посвящать все свободное время изучению Священного Писания так, чтобы на каждый случай жизни в памяти всегда имелся ответ из Слова Божия. Это очень хороший пример для подражания – стараться во всех поступках поверять свою совесть словами Священного Писания.

Например, многие замечают, что во время поста особенно бывают боримы страстью гнева, раздражения. В этом случае мы должны вспоминать, что «гнев человека не творит правды Божией» (Иак 1:20). Руководствуясь этими словами, мы должны понимать, что всякое назидание, сказанное ближнему в немирном состоянии духа не принесет доброго плода, но напротив, оттолкнет его от нас. Добрым же, ласковым словом мы умягчаем почву сердца и тогда всеянное семя Правды Божией даст свой всход.

Также мы должны понимать, что раздражение на ближнего есть знак того, что наша жертва поста может стать неблагоприятной Богу, ибо свидетельствует о неправильно взятом направлении. Раздражение рождается от осуждения ближнего, а осуждение – от невнимания к своим грехам и своему исправлению, ради чего мы и вступаем на поприще поста.