Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия совершил вечерню с чином Пассии

 

Сегодня мы вновь совершаем воспоминание страданий Христовых. «Любовь, распятая на Кресте», - сказал о Спасителе святитель Филарет Московский... Переносясь мысленным взором во времена евангельских событий 2000 тысячи лет назад, мы должны задаться вопросами: почему был распят Господь? И почему Он был распят теми, кто являлся праведниками в глазах народа?

Священное Писание отвечает на них: «...всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин 3:20).

Фарисеи, исполняя внешние обряды богопочитания, служили не Богу, а своему самолюбию. В свете Правды Божией они были подобны «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф 23:27). Но они ничего не хотели менять в своей жизни и решились распять Христа, потому что Его учение обличало их.

Апостолы пред лицом Христовых страданий также оказались некрепкими в вере и оставили своего Божественного Учителя. Даже апостол Петр, который изъявлял готовность умереть со Христом, трижды отрекается от Него, как упреждал его Господь, оберегая от самоуверенности.

Фарисейское лицемерие привело к распятию Спасителя, а человеческая самоуверенность привела к предательству. Слаб и жалок человек, не положивший упования на Господа. Но стоит только ему покаяться, осознать свою духовную нищету, как сила Божия, в немощи совершающаяся, сообщает ему действительную силу духа (см. 2 Кор 12:9).

Всю оставшуюся жизнь, апостол Петр неутешно плакал, едва заслышав крик петуха. Каялись в своем малодушии и прочие апостолы. Все они подтвердят свою любовь Христу мученической смертью, кроме апостола Иоанна Богослова, которому будет суждена иная кончина.

…Во времена императора Нерона апостол Петр управлял Римской Церковью. Как повествует предание, когда начались гонения, христиане упросили апостола покинуть Рим. Выходя из города, Петр увидел шедшего навстречу Иисуса. «Куда идешь Ты, Господи?», – вопросил Петр со слезами в глазах. «Иду в Рим распяться второй раз, потому что ты не хочешь быть распятым за Меня», – ответил Христос.

Тогда апостол Петр понял, что теперь Сам Господь призывает его на страдания. Он вернулся обратно в Рим. И теперь, когда он возложил упование на Бога, а не на свои силы, его уже не мог поколебать страх смерти. Апостол принял крестные страдания, испросив, чтобы его распяли вниз головой, считая недостойным себя быть распятым подобно Учителю.

Задумаемся же сегодня, предстоя кресту Господню, какой плод покаяния принесем мы Спасителю, на какие страдания готовы мы ради Него?

Несем ли мы безропотно наш жизненный крест, боремся ли со своими страстями? А если это не так, то в чем причина? В том, что мы подобно фарисеям не считаем себя погибающими в грехах, а потому не имеющими нужды в спасении, совершаемом через несение креста? Или потому, что мы пытаемся самонадеянно стать на путь спасения, давая себе обещание исправить жизнь, но забывая просить о помощи Господа, смиренно исповедуя свою немощь?

...Дорогие, пусть время Великого поста станет для нас временем покаяние, осознания нищеты духовной, алчбы Правды Божией, временем приуготовления к Светлому Христову Воскресению и вечной Пасхе в Царствии Небесном.