Проповедь Преосвященнейшего епископа в Четверток Великого канона, преподобной Марии Египетской

Вчера за всенощным бдением полностью читали Великий покаянный канон Андрея Критского. Это богослужение получило название «Мариино стояние». Слова Великого канона, житие преподобной Марии Египетской, которое также читается в этот день, настраивают нас на особое покаянное чувство.

А сегодня за богослужением мы слышали чтение из книги Бытия (Быт 18:20-33), повествующее о том, как Авраам умолял Господа пощадить Содом и Гоморру. Впоследствии названия этих городов стало именем нарицательным, означая крайний предел порока, разврата и отступничества.

С великим дерзновением, на которое может отважится только человек глубоко преданный Богу, Авраам просит Господа пощадить Содом и Гоммору ради пятидесяти праведников, живущих в них. Господь снисходит к молитве Авраама и обещает пощадить города ради пятидесяти праведников.

Авраам сомневается, найдется ли в этом месте беззакония столько мужей чистой жизни. Поэтому он просит Бога пощадить города, готовые на истребление, ради сорока пяти праведников, затем сорока, тридцати, двадцати и, наконец, ради десяти праведно живущих.

Но, как повествует Писание, на весь город не нашлось и десяти праведников. Господь стер с лица земли Содом и Гоммору. На этом месте сейчас находится Мертвое море. Оно настолько насыщено солью, что в нем не может обитать никакое живое существо, в его воды нельзя погрузиться, как в обычное море, потому что она, обладая чрезвычайной плотностью, выталкивает человека.

Это место проклято Богом. Из библейского повествования мы знаем, что Господь истребил города горящей серой вместе с людьми, беззаконие которых настолько опустошило их души, что у них не оставалось никакой надежды на покаяние и спасение души.

Из всемирной истории, из истории нашего Отечества мы видим, что Господь попускает народам терпеть стихийные бедствия, войны. Человек отступает от Бога и тогда только великими скорбями возможно привести его к покаянию, чтобы не погибла душа. 

В Четверток Великого канона мы также воспоминаем житие преподобной Марии Египетской. Решительно отвергнув прежнюю греховную жизнь, она удалилась в пустыню, где провела многие годы в покаянном плаче. За это время преподобная Мария так преуспела в духовной жизни, что поднималась над землей, стоя на молитве.

Вот что такое искреннее покаяние, отверзающее человеку двери Рая еще при жизни. Покаяние – это не просто поставить свечу у иконы, или прослезиться на молитве и успокоиться. Покаяние – это особое состояние души, стремление коренным образом изменить свою жизнь, оставить все, что удаляет нас от Бога. Конечно, человеку невозможно искоренить все страсти до конца, но возможно при помощи благодати Божией не давать им воли, стараться противостоять им.

Не все могут прийти в ту меру, в которую пришла Мария Египетская. Велико было ее падение, но более велико было ее покаяние. В юные годы она опустилась до дна порока. Из ее жития мы знаем, что она предавалась любодеянию за деньги, оскверняя себя и других. К осознанию всей неправды греховной жизни Марию подвиг случай.

Случай – так по неведению называем мы действие Промысла Божия о нашем спасении. Забывая, что Господь неслучайно устраивает все обстоятельства жизни, мы зачастую остаемся невнимательными к гласу Небесного Отца, призывающего нас к исправлению.

Мария же услышала глас Божий, поняв, почему невидимая сила не пускает ее сквозь толпу людей в Иерусалимский храм на поклонение Кресту. Хотя она пошла в храм лишь из любопытства, это стечение обстоятельств отрезвило ее. И вместо греха Мария впервые возжаждала Правды Божией. С горячими слезами обратилась она к предстательству Пресвятой Богородицы, пообещав ради прощения принести Господу нераздельно всю оставшуюся жизнь.

Пусть же житие преподобной Марии Египетской послужит нам назиданием не осуждать людей, которые оступились в жизни, преступив заповедь Божию, или закон человеческого общежития. Мы не знаем, каков будет конец их жизни. Возможно, они принесут такое искреннее покаяние, что Господь не помянет на Суде их неправд.

В то же время мы, осуждая ближнего, находимся в опасности уподобиться фарисею, презревшего мытаря. Думая, что мы живем хорошо, благополучно с нравственной точки зрения, мы считаем себя праведными в очах Божиих. Но как бы не услышать нам Его строгий глас, обращенный к лицемерам: «…истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31).

Будем благодарны Богу, что сегодня Господь не посещает нас тяжелыми очистительными испытаниями, но ведет к покаянию молитвами и песнопениями Великого поста. Покаяние, предполагая внутреннее изменение человека, проявляется и во внешнем поведении. Будем помнить, что вместе с молитвой нужна и добрая жизнь, которую хорошо начать с того, чтобы не осуждать ближнего, не злословить его за глаза.

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить», – упреждает Спаситель в Святом Евангелии (Мф 7:1). А в другом месте говорит: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф 7:12).

Поэтому для начала надо научиться избегать поступать с другими так, как было бы огорчительно нам самим. Например, каждому из нас очень неприятно узнать, что человек, который выказывает нам свое дружелюбие и расположение, обсуждает и высмеивает нас за глаза.

Господь призывает человека к целомудрию – целостности в чистоте мысли, слов и поступков в любой ситуации, и в молитве Богу, и в общении с людьми. «Со всяким человеком обходись без лести, но просто, – так, как сам с собой. Каковым внешне ему являешься, таковым и внутри будь; и что ему говоришь.., то должно быть и на сердце твоём. Ласково со всеми обходись, но ласковое и сердце имей. Ибо ласковое обхождение без ласкового сердца есть лицемерие и лукавство. Его берегись!», – увещевает святитель Тихон Задонский.

Но без помощи Божией невозможно выправить наше лукавое и двоедушное сердце. Поэтому в молитве преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа избавить нас от страсти осуждения и всадить в нашу душу добродетель смиренномудрия.

Смиренномудрие же заключается в том, чтобы считать себя хуже всех пред величием Творца, а в каждом человеке почитать образ Божий. Но, к сожалению, мы очень мало ценим наших близких. Зачастую мы начинаем понимать всю важность их в нашей жизни только тогда, когда они уходят в мир иной. А бывает и того хуже, поплакав об усопших, мы скоро забываем о них, перестаем не только являть христианскую любовь, поминая их на молитве, но даже не исполняем элементарный человеческий долг, посещая место их упокоения, ухаживая за могилами.

Братья и сестры! Постараемся же, чтобы духовные назидания богослужений Великого поста не прошли без пользы мимо нашей жизни. Будем более внимательно относится к внутренним движениям своей души, являть искреннее милосердие и сострадание к нашим близким, стараясь не ранить их злыми словами и обличительными укорами. Простим их малые прегрешения, чтобы Господь очистил нас «от множества содеянных нами лютых.