Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в день памяти обретения мощей святителя Иоасафа

 

Дорогие братья и сестры! Сегодня праздник воскресного дня – малой Пасхи – совпал с чествованием памяти таких великих подвижников благочестия, как святитель Иоасаф Белгородский и святитель Митрофан Воронежский.

Из Святого Евангелия мы помним, что достойно нести святительский крест может лишь тот, кто всей душой предан Господу. Прежде, чем поставить апостола Петра, а в его лице и всех епископов на стезю архипастырского служения, Спаситель трижды испытывает Своего ученика, вопрошая: «Симоне Ионин, любишь ли ты Меня?» (ср. Ин 21:15). И только на решительный ответ апостола Петра: «Да, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (ср. Ин 21:16), – Христос заповедует ему: «Паси овец Моих» (ср. Ин 21:16).

Подобно апостолу Петру, святители Иоасаф Белгородский и Митрофан Воронежский, прежде чем принять жезл пастырства над словесным стадом Христовых овец, засвидетельствовали свою любовь к Нему делами праведности и милосердия.

Они жили в одно время, но им был отведен разный отрезок жизненного пути. Святитель Митрофан дожил до глубоких седин. Святителя Иосафа Господь призвал, казалось бы, в расцвете сил, когда ему исполнилось всего лишь 49 лет. Тем не менее, каждый из них готовился к переходу в вечность всю свою жизнь, неся бремя высокого и ответственного послушания в любви к Богу и ближнему. Не за благодать архиерейского сана были причислены они к лику святых, но за великую ревность в святительском служении, подвизаясь до крови за спасение вверенных Богом душ.

Их личный подвиг благочестия стал назидательным примером жизни не только для их современников, но и для всех последующих поколений. До сего времени Святая Церковь в богослужебных песнопениях прославляет угодников Божиих, величая их: «правило веры, образ кротости и милосердия» (из тропарей свт. Иоасафу и свт. Митрофану. Прим.ред). Из этого мы видим, что они явили личный пример верности заповедям Божиим. Ведя за собою пасомых, они потрудились, чтобы «иметь соль в себе» (ср. Мк 9:50). Именно этим объясняется сила их нравственного воздействия, их духовного авторитета, побуждающая до сих пор православных к покаянию и изменению жизни.

Из житий святых мы знаем, что они имели также великое дерзновение в молитве. По их предстательству Господь совершал чудеса, вразумлял заблудших, поэтому в кондаке мы обращаемся к святителю: «Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще, во умилении сердечнем зовем ти: не лиши и нас твоея помощи и заступления, святителю Христов и чудотворче Иоасафе».

Но почему одни пастыри, святители имеют дерзновение в молитве, а другие не имеют? Это происходит от того, что «духом престолу Божию предстоит» лишь тот, кто уготовил в сердце своем обитель Духу Святому (см. Ин 14:23). А как они уготовили обитель Духу Святому? Конечно же, непрестанным внутренним понуждением себя следовать заповедям Божиим, добровольным возложением на свои рамена «благого ига Христова» (см. Мф 11:30), распиная себя со страстями и похотями (ср. Гал 5:24). И делали все это святые подвижники не с унынием и печалью, а с желанием и духовной радостью, по слову Псалмопеца: «Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс 2:11).

Святители Иоасаф и Митрофан вели аскетический образ жизни. «Молитвенниче издетства преизрядный», – так чествует Святая Церковь святителя Иоасафа. От самого младенчества его жизнь была горением Богу. Потому и стал он «богоизбранным святителем Христовым». Когда отец будущего святителя размышлял о будущем устроении жизни своего боголюбивого сына, то увидел в откровении, что за его любовь, кротость и милосердие Господь уготовал ему святительское служение на земле, увенчанное вечной славой в Царствии Божием.

Можем ли мы при нашей теплохладной и нерадивой жизни последовать их высокому примеру? «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе», – ободряет нас на пути спасения апостол (Фил 4:13), была бы только наша ревность. Но с чего следует начать исправление жизни?

Дорогие, если мы хотим, чтобы наши просьбы слышал Господь, то должны и сами не затыкать уши слышанию голоса Божия, обращенного к нам. А как мы можем слышать голос Божий? Мы слышим его в Священном Писании, мы слышим голос Божий в просьбах о помощи наших близких. Ведь Слово Божие свидетельствует: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25:40).

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, что есть две главные заповеди – это любовь к Богу и ближним. И ни одна из них не существует без другой. Почему так? На это апостол отвечает: «...ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4:20).

Дорогие, невозможно возлюбить Бога, презирая ближнего, не милосердствуя о нем. В таком случае все наши уверения о любви к Богу не более, чем пустые слова. И если мы, продолжая уничижать ближних злыми словами, укорами, осуждением, лелеем себя самообманом, что мы православные, мы в церковь ходим, то вспомним Слово Божие: «Не всякий говорящий Мне «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21). В основе нашего отношения к Богу и ближним должна лежать христианская любовь. Именно она объединяет все заповеди Божии, является их венцом и тем плодом жизни православной, по которому познаются истинные ученики Христовы (ср. Ин 13:35). 

Понуждая себя на дела любви к ближнему, будем помнить слова святителя Тихона Задонского: «Ласково со всяким обходись, но ласковое и сердце имей». Преобразить нашу черствую, гордую душу в ласковую, любвеобильную и смиренную может только благодать Божия. Но ее мы должны взыскать трудом всей своей жизни, направляя свою волю к исканию и исполнению воли Божией. Ибо, создав человека по Своему образу и подобию, Господь наделил его свободой произволения и никогда не нарушает ее. Поэтому, когда преподобного Антония Великого спросил инок, который вел рассеянную жизнь: «Как мне спастись?», – преподобный ответил: «Тебя ни Бог ни спасет, ни я не помогу, если ты сам себя не будешь спасать», – потому что человеку заповедано быть соработником Богу в деле своего спасения.

Еще раз поздравляю вас с воскресным днем и памятью близких нам не только по духу, но и по месту своего служения святых. Пусть молитвами святителей Иоасафа Белгородского и Митрофана Воронежского Господь благословит вас и подаст Свою благовременную помощь ко спасению ваших душ и ваших близких.