Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в понедельник Светлой седмицы
Сегодня вновь мы собрались за Пасхальным богослужением, потому что Светлое Христово Воскресение празднуется всю Светлую седмицу, во все дни которой службы совершаются как в первый день Святой Пасхи. Связано это с особенной важностью воспоминаемого События. Ведь Воскресение Христово стало не только главным богослужебным праздником, но и основанием всей нашей духовной жизни.
«…если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14), – говорит Апостол. Если допустить мысль, что Христос не воскрес, то в какое жалкое состояние пришли бы мы. Ведь, если бы не воскрес Христос, лишилась бы всякого высокого смысла наша жизнь, стали бы пустым звуком слова о морали и нравственности. Какое воздаяние получил бы человек, стремящийся к благочестивой жизни и какое наказание было бы грешникам, волею погрязших в пороках, если бы не было воскресения, а соответственно и вечной жизни?
Незачем было бы тогда человечеству бороться за нравственные законы, за правду, за справедливость. Незачем было бы нам творить дела любви и христианского милосердия, понуждая себя на следование Заповедям Божиим, в чем-то отказывая себе ради ближних.
Поэтому жизнь людей, отрицающих Воскресение Христово, превращается в выживание, в бесконечную, бессмысленную борьбу за «место под солнцем».
«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», – возвещает Апостол (1 Кор 15:20). И сама совесть наша свидетельствует об Истине Воскресения Господня, будучи законом Божиим, написанным «на плотяных скрижалях сердца» (ср. 2 Кор 3:3).
Своим Славным Воскресением Господь открыл нам иную жизнь, неподвластную физическим законам сего временного мира. И чтобы ближе явить человеку неподвластную уму тайну Воскресения, многие сотни лет Господь сопровождает воспоминание о нем чудом явления Благодатного огня в кувуклии Иерусалимского храма. Каждый год в Великую субботу, только в преддверии православной Пасхи, Святой огонь сходит на Гроб Господень – место погребения Спасителя. Этого события ожидает весь мир. Многие, становясь свидетелями такого чуда, приходят к истинной вере.
Радость Пасхи неизмеримо больше всякой другой. Поэтому даже по прошествии Светлой седмицы, православные приветствуют друг друга пасхальным «Христос Воскресе!» до самого дня отдания Праздника, накануне Вознесения Господня.
Пасхальной радостью мы призваны жить. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Сол 5:18), – призывает Апостол.
К сожалению, по своей духовной немощи, обремененные многими заботами, мы расточаем эту радость. Но на примере святых подвижников, мы имеем верное свидетельство, как может пасхальная радость сопутствовать любящим Бога во все дни жизни, в любых обстоятельствах и испытаниях. Потому что верно обетование Господне: «и возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас» (Ин 16:22).
Действии этой радости в сердце человека преподобный Серафим Саровский открыл в беседе с Николаем Мотовиловым: «Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостию, ибо Дух Божий радосотворит все, к чему бы Он ни прикоснулся. Это та самая радость, про которую Господь говорит в Евангелии Своем».
Эти слова особенно важны тем, что святой старец произнес их из личного опыта. Через многие труды поста и молитвы, через детское незлобие сердца, вселилась в душу подвижника непрестанная пасхальная радость, которою батюшка Серафим стремился поделиться с каждым приходящим к нему, встречая его светлыми словами: «Христос Воскресе, радосте моя!» И эти слова, исполненные внутренней жизни от Благодати Божией, оживляли самые зачерствелые сердца.
Почему же мы не достигаем такой радости в нашей жизни? Потому что нам не хватает решимости твердо следовать путем спасения. Нас смущает видимая трудность исполнения Заповедей Божиих. Но Милостивый Господь говорит: «иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11:30). Возьмем подобие из жизни. Лыжник с трудом пробивает лыжню, но как только ее накатает, то уже с легкостью бежит по ней и старается никуда не свернуть, чтобы не сломать ее и не упасть. Так и христианин, положив начало исправлению, преодолевая своего «ветхого человека», настраивая себя на духовную жизнь, в какой-то момент начинает чувствовать легкость на душе и пасхальную радость, потому что, видя его старания, ему сопутствует ему Сам Господь, укрепляя в несении креста Своею Благодатию. Труженику (см. Мф 11:12) подает Христос мир Свой (см. Ин 14:27), который не выразить никакими словами и который не променять ни на какие призрачные блага кратковременной жизни.
Поздравляя вас, дорогие братья и сестры, со Светлым Христовым Воскресением, хочу пожелать вам, чтобы мир Божий пребывал в вашем сердце несмотря ни на какие трудности и обстоятельства жизни.