Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленом

Дорогие братья и сестры! Четвертое воскресенье по Пасхе называется Неделей о расслабленном. За богослужением мы слышали евангельское чтение, повествующее о парализованном (расслабленном) человеке, который находился при Овчей купели. Ее так называли, потому что в ней омывали овец, прежде чем их принести в жертву Богу. В определенное время Ангел Божий сходил в воду, освящая ее, знаком чего служило «возмущение» воды. И первый, кто после этого входил в купель получал исцеление от болезней (Ин 5:3).

У купели находился мужчина, который пытался попасть в целительные воды целых 38 лет. Но не имел человека, который мог бы ему помочь спуститься. Жаждущих исцеления было много и другие, более сильные, сходили прежде него. Но расслабленный не терял надежды, продолжая ожидать времени благоприятного.

Господь, проходя мимо, увидел его. Это происходило в субботний день и была опасность того, что фарисеи и еврейские первосвященники, ища лжесвидетельства на Христа, могли обвинить Его в нарушении заповеди Божией о покое. Евреи очень ревностно хранили шаббат – так назывался у иудеев седьмой день недели, по-нашему – суббота, вплоть до того, что ограничивали себя не только в делах, но и движениях, буквально воспринимая заповедь о покое как бездействии, поверхностно толкуя слова Священного Писания.

В Ветхом Завете сказано: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих» (Быт 2:2). Но как открывает нам Священное Писание Нового Завета, Господь не оставил Своего попечения и Промысла о сотворенном мире: «Отец мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5:17).

Поэтому и в заповеди, данной Богом Моисею: «Помни день субботний, чтобы святить его» речь идет не о безделии вообще, но о сердечном покое, безмятежности ума, которое созидается доброй совестью, освященной благодатью Святого Духа, как говорит о том святитель Кесарий Арелатский.

Это значит, что седьмой день мы должны по преимуществу посвятить своей душе: богослужению, молитве, чтению святых отцов, делам милосердия. Не так воспринимали этот день фарисеи, и каждый «нарушитель» субботы жестоко преследовался по иудейскому обычаю.

Господь, желая научить, что суббота дана для освящения человека, а не для лежания (см.: Мк 2:27,28), подошел к болящему и исцелил его. «Встань, возьми постель твою и ходи», – только слово Самого Бога могло быть сказано с такой властью, что расслабленный, не колеблясь последовал его призыву. Встал, взял свои носилки и пошел в храм благодарить Господа.

Из Евангелия мы знаем, что Спаситель много совершал чудес, но далеко не все оставались благодарными. Так, из десяти прокаженных только один вернулся благодарить Бога.

Благодарность имеет большое значение в деле спасения человека. Благодеяния Божии получают все, ибо Бог «солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя» (Матф. 5:45). Но увидеть за всем этим Отца Небесного и прилепиться к Нему сердцем может только благодарный, который ищет Его, который любит дом Божий, где совершаются Святые Таинства, где верующим подается Благодать Святого Духа.

«Иисус встретил его в храме…» (Мф 5:14). У Овчей купели было много людей, и мужчина не смог понять, Кто исцелил его. Но, придя в храм, он встретил там Спасителя и уверовал в Него.

При этом обратите внимание, что Господь исцелил его не напоказ, не для того, чтобы удивить и поразить окружающих, как делают то лжепророки, но тихо и незаметно для любопытных глаз, движимый лишь милосердием и состраданием. Никто у купели не видел, что свершилось в тот миг, поэтому и фарисеи возмутились, что человек, нарушая субботу, куда-то тащит свою постель. Тогда расслабленный объявляет им об исцелении, о Том, Чье слово выше всех предписаний и постановлений человеческих. И обретает Его в храме, где слышит от Христа слово, объясняющее причину его многолетнего страдания и отеческое упреждение хранить чистоту души: «Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Мф 5614).

Но эти же слова относятся и к нам. Зачастую мы не наблюдаем взаимосвязи между нашей жизнью и состоянием нашего здоровья. Заболев, мы тут же принимаемся лечить свое тело, не принимая во внимание того, что телесный недуг есть следствие недуга душевного.

Однажды ко мне на исповедь привезли мужчину, у которого отнимались ноги. Как оказалось, этот человек много лет вел невоздержанную жизнь, будучи повинен во многих блудных грехах, в том числе и содомских.

Господь так устроил человека, что анатомия тела тесно связана с состоянием души. И болезни физические сигнализируют нам, что мы ведем неправильную жизнь. По слову святых отцов, от грехов человека сотрясается вся вселенная, тем более дает сбой организм человека, совершающего грех.

Неслучайно блудники зачастую страдают проблемами опорно-двигательного аппарата, раздражительные – гипертонией, заболеваниями нервной системы. Сквернословы страдают расстройством речи. В рассказах о чудесах преподобного Амвросия Оптинского приводится случай, когда к старцу привели мальчика, который родившись здоровым, вдруг потерял речь и слух. Преподобный наклонился к ребенку и начал шепотом на ухо называть его грехи. По реакции мальчика родители с изумлением поняли, что их дитя начинает слышать. Ребенок закивал головой, показывая раскаяние в грехах, и к нему, ко всеобщему удивлению, вернулся дар речи. Это был маленький отрок, а что говорить о нас?

Но посмотрите, как человеколюбив Господь. По невнимательности к внутренней жизни души, придя в храм, мы не всегда можем вспомнить свои грехи, поэтому Церковью установлено Таинство Елеосвящения, или как мы его по-другому называем – Соборования, в котором человек получает прощение забытых грехов, или совершенных по неведению и еще не осознанных как грех.

В Соборовании священник помазывает с молитвой болящего освященным маслом. Это Таинство заповедано нам святыми апостолами. Так, в Послании апостола Иакова мы читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5:14-15).

К сожалению, некоторые православные воспринимают сегодня Таинство Соборования подобно католикам, которые считают, что его надо совершать лишь перед смертью. Это в корне неверно. Таинство Соборование направлено главным образом на исцеление души, а с ней исцеляется и тело, будучи тесно взаимосвязаными между собой – греховные помыслы, пожелания, зарождаясь в душе, осуществляются телом. Как мы помним из грехопадения прародителей Адама и Евы именно грех стал причиной болезни и смерти.

Поэтому, постараемся не расслабляться в духовной жизни, черпая силы в молитве, в покаянии, в святых Таинствах Церкви, чтобы не оказаться подобно расслабленному у источника исцелений, но не иметь возможности туда войти. И если он имел некоторое извинение, потому что исцелиться мог только один – самый быстрый из ожидающих схождения Ангела, то сегодня страданиями и Воскресением Христовым дверь исцеления души открыта всем.

Повсюду восстанавливаются храмы, совершается Божественная литургия, доступна православная литература. Осталось только нам приложить малое усилие понудить себя потрудиться ради вечной жизни, ради вечной Пасхи и открыть Богу дверь нашего сердца. «Христос Воскресе!