Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в седмицу 4-ю по Пасхе, в день Преполовения Пятидесятницы

Дорогие братья и сестры, сегодняшний день нам напоминает, что мы прошли уже половину пути от Светлого Христова Воскресения до праздника Святой Троицы, Пятидесятницы, когда Церковь воспоминает схождение Святого Духа на апостолов, учеников Христовых.

Все эти дни за каждым богослужением пелся тропарь Воскресения Христова. Пасха является центром годового богослужебного круга, который берет от нее свое начало.

Пасха Христова является также главным событием в истории человечества. Именно Воскресение Спасителя придает смысл всей нашей жизни. Этого события с надеждой ожидали все ветхозаветные праведники. Умирая, они не наследовали рай, но до времени исполнения Божия обетования о приходе Мессии пребывали «на лоне Авраамове» (см.: Лк 16:19). Они не испытывали там мучений, страданий, но и не знали блаженства Царства Божия. Воскресший Господь, искупив Своей Кровию грехопадение Адама и Евы, вывел из этой темницы праведников: Авраама, Моисея и прочих.

Однажды ждет суд Божий и нас: наследуем ли мы рай, или отправлены будем в преисподнюю. Это зависит от нас, от нашего произволения следовать заповедям Божиим, или жить по своей злой воле и хотению. Однако, прежде чем сделать выбор, надо осознать, что мы приобретаем в каждом случае и чего лишаемся.

Жизнь наша мимолетно, и скорби и радости быстро протекают. Спросите пожилого человека, заметил ли он, как прошли годы детства, юности, хлопоты по созданию семьи, воспитанию детей, внуков? И многие ответят, что жизнь пролетела словно мгновенье и подступила старость. Многое было пережито, по слову Псалмопевца: «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим» (Пс 89:10). 

Есть люди, которые сомневаются в существовании вечной жизни, но тогда теряет всякий смысл и временная жизнь. Получается, мы день за днем трудимся, терпим разные болезни, обстоятельства, а итогом всех наших стараний является смерть, небытие?

Только вечное воздаяние наполняет смыслом и справедливостью нашу кратковременную жизнь, объясняет все ее парадоксы и направляет ее развитие в правильное русло. Например, Господь наделил каждого человека разными способностями: кто-то физически крепок, кто-то имеет талант живописца, кто-то может быть прекрасным строителем, один разбирается в технике, а другой – в математике. И многие спрашивают: почему так? Святые отцы отвечают: Господь дает эти таланты человеку, чтобы служа ими другим, он приобретал себе Царство Небесное, которое, по слову Евангелия «нудится» (см.: Мф 11:12), то есть берется усилиями, понуждением себя на доброделание. Поэтому все дарования человека должны послужить исключительно делу спасения души, но не самопревозношению, гордости, тщеславию, раболепству греху и страсти.

Новозаветные праведники ждут смерти как избавления скорби. Живущие благочестиво имеют теперь возможность сразу наследовать Царство Божие, минуя томительное ожидание, которое испытывали праведники ветхозаветные.

Будем же, дорогие, помнить об этом и стараться жить так, чтобы радость Воскресения Христова не покидала наше сердце здесь и продолжилась в блаженной вечности. Житие преподобного Серафима Саровского показывает нам, что истинные боголюбцы имели в душе непрестанное переживание Пасхи Христовой. Угодник Божий встречал всех пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радосте моя!»

Мы же, по своей духовной беспечности и невнимательности к внутренней жизни души быстро теряем это чувство. Пасху встретили, похристосовались, немного порадовались и по прошествии нескольких дней никто уже не приветствует друг друга пасхальным целованием даже в положенные по Уставу Церкви дни до праздника Вознесения Господня.

Душа же, возлюбившая добродетель уже в этой жизни приобщается вечной Пасхе, которая есть жизнь во Христе, к которой призван каждый из нас. Но мы имеем слишком мало любви и смирения, чтобы это пережить. Мы не умеем терпеть не только серьезные трудности, но даже мелкие обиды. Зачастую бывает достаточно одного слова, чтобы разжечь в нас бурю гнева и негодования. Мы сразу начинаем возмущаться, осуждать человека, припоминать все прежние обиды. И забываем, что Господь заповедал нам любить друг друга, а значит покрывать немощи ближнего прощением, пониманием, молитвой. Призывом к любви были и последние слова любимого ученика Христова святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Дорогие, постараемся жить так, чтобы дух любви и мира Божия не оставлял наше сердце не только в дни пасхальной радости, но и во все дни нашей жизни, чтобы с помощью Божией мы переносили все ее невзгоды, помня о том великом воздаянии, что уготовал Бог любящим Его.