Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в день памяти святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (373) и благоверных князей Российских Бориса (1072) и Глеба (1115), во святом Крещении Романа и Давида

Дорогие братья и сестры, мы сегодня совершаем память святителя Афанасия Великого и святых благоверных князей Бориса и Глеба. Эти святые жили в разные эпохи и прославились разными подвигами, но объединяло их искреннее служение Богу, каждого в своем звании.

Святитель Афанасий Александрийский, горячий борец за чистоту Православия, защищал Христову Церковь от еретических лжеучений. Много претерпел угодник Божий за стояние в правой вере: ссылки, клевету, очернявшую его имя пред императором и навлекавшую царский гнев и опалу. Но паства любила своего доброго архипастыря, полагавшего за нее душу в борьбе с еретиками. Святитель Афанасий мог избежать всех злоключений, сохранить свое положение при дворе, склонившись к еретической лести. Но он предпочел идти узким путем спасения, помня слово Спасителя: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20).

Святые благоверные князья Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Они отличались благочестивой жизнью. Князю Борису в удел от отца достался Ростов Великий, где он старался совершать княжеское служение, руководствуясь заповедями Христовыми. Старший брат Святополк боялся, что Борис воспользуется своей популярностью в народе, чтобы занять великокняжеский стол в Киеве. В помрачении ума славолюбием Святополк убивает Бориса, а вслед за ним и Глеба. Вскоре кара настигла Святополка, прозванного в русском народе Окаянным. Его дружина была разгромлена на том самом месте, где пострадал от его рук брат Борис. Святополк бежал в Польшу и, подобно Каину, скитался до самой смерти, нигде не находя себе покоя.

Удивительную верность Богу показал благоверный князь Борис. Зная, что замышляет на него брат, имея возможность предупредить его, выступив с дружиной, он предпочитает сохранению жизни исполнение заповеди Божией, и не поднимает руку на старшего брата. Его мученическая кончина стала переходом в вечную жизнь, в Царство Божие. Сам Господь прославил его имя в лике святых, принимая его ходатайство за нас.

Жития святых, разные в обстоятельствах жизни, но единые в верности Богу, в стремлении исполнить Его святые Заповеди, служат для нас примером искания главного – Царства Божия и правды Его (ср. Мф 6:33).

Святитель Афанасий и благоверные князья Борис и Глеб имели также общее то, что занимали в обществе высокое положение, а в Евангелии сказано: «…кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк 12:47).

Зачастую мы завидуем богатым людям, которые ни в чем не нуждаются. Нам представляется, что высокое социальное положение сулит одни привилегии и таким людям легко спасаться. Но на деле это совсем не так. Все мы слышали словосочетание «Дамоклов меч». В переносном смысле эти слова значат нависшую над кем-либо постоянную угрозу при видимом благополучии.

Это выражение имеет следующую предысторию. Однажды придворный сиракузского тирана Дионисия Дамокл высказал мысль, что император является счастливейшим из людей. Вместо ответа Дионисий предложил Дамоклу занять его престол на один день. По приказу правителя его роскошно одели, спешили исполнять каждое его слово. Но во время пира, в самый разгар веселья, Дамокл внезапно увидел над своей головой обнаженный меч, висевший на конском волосе и готовый упасть в любой миг. Тогда он понял призрачность благополучия, которое так пленяло его, и стал умолять Дионисия позволить ему оставить трон, на что император печально ответил: «Надо мной такой меч висит постоянно».

Из истории мы знаем, как печально складывалась судьба правителей и их приближенных при политических переворотах, самым кровавым из которых в нашей стране стала революция 1917 года. Сам Государь, правивший страной, оказался беззащитным в руках палачей. Так изменчиво и кратковременно благополучие этой жизни, так легко увядает ее блеск и слава.

Но даже пребывая на высоте положения, христианин не будет жить «прохладно» – слишком много душ вверено ему, за которые ему предстоит дать ответ перед Богом. «Мы печемся только о себе, а Государю за всю Россию надо думать», – писала Государыня Императрица Александра Федоровна.

Каждому Господь вверяет свой крест, – кто какой сможет понести. И жития святых тому подтверждение. Будем благодарить Бога, что Он не испытывает нас непосильным бременем, и стараться приближаться к Нему молитвой, делами христианской любви к ближнему, причащением Святых Христовых Таин, трудом по исправлению своих греховных навыков. Для спасения души надо не мечтать о больших подвигах, но прикладывать каждодневные усилия, чтобы оставаться верными в малом (см. Мф 25:21), тогда, с помощью Божией, получится совершить и многое. 

В одной притче повествуется, как настоятель монастыря благословил послушника выкосить поле. Он пришел, увидел, что оно велико и от уныния заснул, даже не начав трудиться. Настоятель пришел посмотреть на результат работы и застал его спящим. «Поле слишком большое, я бы один не справился», – начал оправдываться послушник. «Да ты хотя бы выкосил то место, где спал, уже бы дело продвинулось», – ответил настоятель. 

Так и мы, когда читаем заповеди Божии, думаем: «Да разве возможно их исполнить?» Возможно. Надо только начать. И помнить, что Господу важны не дела сами по себе, а тот покаянный дух, к которому они нас приводят, сознание своей духовной немощи. «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», – говорит Псалмопевец (Пс 50:19).

Пусть же Господь укрепит вас на пути спасения молитвами святителя Афанасия Великого и святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.