Проповедь Преосвященнейшего епископа Усманского Евфимия в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы чтим память всех святых, в земле Российской просиявших. Евангельскую весть на славянские земли, как мы знаем из церковной истории, принес святой апостол Андрей Первозванный.

Всеянные семена Слова Божия дали добрые всходы и принесли обильный урожай, начиная от правления святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Великий князь, желая духовно объединить подвластные ему народы высокими идеалами веры, избирает Православие, заложив на века основополагающий фундамент всей русской жизни в ее лучших проявлениях.

О том, насколько глубоко восприняли русские люди Евангельскую истину, свидетельствует целый сонм святых, которых мы сегодня прославляем, которым молимся с любовью и надеждой.

Читая жития святых Церкви Русской, мы можем видеть, что это были люди разного происхождения, сословия. Одни из них имели высокое образование, были научены книжной мудрости, другие были людьми простыми, неучеными, но каждый из них имел твердую решимость идти узким путем спасения.

Благодаря их подвигу самоотречения и молитвы, Русь стали именовать Святой. Насельник псковского Спасо-Елеазарова монастыря инок Филофей писал: «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть». России, ставшей преемницей православной Византии, до скончания времен суждено быть хранительницей истинной веры. Таково ее всемирное предназначение.

Неслучайно вся история России так тесно сплетена с историей Православия. Сам Господь избрал русский народ нести это служение, являя Свою силу «в немощи человеческой» ради устремленности к Богу православной души. И если есть что в России великого и достойного удивления, – то все это плоды молитвы святых.

Трудно представить, что в месте, где ныне в центре большого города раскинулась величественная Свято-Троицкая Сергиева лавра во времена Преподобного Сергия стояли непроходимые, дремучие леса. «С юности ты принял Христа в душу твою, преподобный, и более всего возжелал от мирской суеты уклониться, мужественно в пустыню вселился, и чада послушания – смирения плоды в ней возрастил», – поется в тропаре Преподобному Сергию.

На нашей, липецкой земле также процвел великий светильник веры и благочестия – святитель Тихон Задонский, к святым мощам которого приезжают не только паломники из разных городов России, но из-за рубежа. И более близкие к нам по времени святые, такие как преподобный Силуан Афонский и многие другие, избрали путь вольной нищеты и злостраданий ради служения Богу, искореняя свои грехи и страсти, препятствующие стать наследниками Отечества Небесного.

Смотря на их подвиг веры, на плоды их трудов, кто может сказать, что Православие – это чудачество, уход от реальной жизни? Напротив, Православие – это истинная жизнь души, позволяющая раскрыться личности во всей ее богозданной красе. Православная вера – это целостное мировоззрение, определяющее наше отношение к себе, к Богу, к окружающим людям.

В песнопениях праздника мы слышим слова: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение». Утверждая высшие духовные ценности, Православная Церковь является для нас кораблем спасения, на котором мы преодолеваем бурное житейское море.

Сегодня мы слышали Евангельское чтение о призвании апостолов, повествующее, что они тотчас оставили ловлю рыбы, которая была источником их пропитания, и пошли за Христом.

Что могло послужить поводом к такой решимости? Наверное, они увидели в призвании Божием что-то лучшее, большее, высшее того, чем была до этого наполнена их жизнь.

Слова Господа: «…идите за Мною» (Мф. 4:19), – услышали многие и многие русские люди. Услышали и последовали за Ним. Кто-то подвизался в безвестности пустынного уединения, кто-то находился постоянно среди людей, как святой праведный Иоанн Кронштадтский, но все они были объединены стремлением непрестанно внутренне пребывать с Богом.

Они не просто имели знание о догматах веры, но знали Самого Бога. «Иное дело веровать, что есть Бог, и иное – знать Бога», – говорил преподобный Силуан Афонский. Господь же открывается тем, кто чист сердцем: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», – читается в праздничном Евангелии. Приблизиться к познанию Господа можно только изменяя самого себя, приобретая покаянной жизнью подобие Божие.

Вот этой чистоты жизни больше всего боятся враги Православия. Как грех даже одного человека отражается во всей Вселенной катаклизмами, катастрофами и стихийными бедствиями, так ради подвига веры святых Господь может пощадить всю Вселенную.

Поэтому сегодня всеми способами пытаются разложить человека, увести его от исполнения заповедей Божиих, оставить без духовного идеала, превратив в подобие скота, в покорную рабочую силу. Мы видим какой шквал негативной информации обрушился на Православную Церковь. Против нее развернута целая информационная война, призванная убить личность изнутри, опустошив ее.

Это более коварная война нежели в первые века христианства, или начала двадцатого века в России, когда верных Богу убивали физически, ибо на крови мучеников возрастает Церковь. Сегодня они прославлены в лике святых и с великим дерзновением молятся о нас. Жертвы же информационной войны погибают для Вечности.

Как же противостать нам этому натиску, как сохранить свою душу для Бога?

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:4), – дает нам ответ Святое Евангелие. Мы должны восплакать и восскорбеть пред Богом о нашей малодушной жизни, лишенной христианских добродетелей. Такой плач происходит тогда, когда человек сосредотачивает внимание на своем внутреннем состоянии и начинает видеть свою духовную и нравственную никчемность, поврежденность.

Проходят времена, эпохи, сменяются образы мира, но слова Нагорной проповеди Христа остаются неизменными, подобно маяку освящая путь желающим спасения.

Этим путем шли все святые, память которых мы сегодня совершаем. Они нашли утешение в Боге и являются сегодня нашими помощниками и ходатаями пред Ним.

Будем же, дорогие братья и сестры, ценить историю нашей страны, исполненную подвига святости, покаяния и милосердия; будем помнить, что становление государства Российского началось с принятия Православия. В нем сила духа народного. Пошатнется вера, – пошатнется и Россия, крепка будет вера, – выстоит во всех испытаниях и Россия.

Будем чтить память святых, послуживших образом высокой нравственности и духовности для нашего народа, ставших его утешителями и заступниками. К кому прибегали наши предки в трудную минуту? К Киево-Печерским святым, к святителям Митрофану Воронежскому, Тихону Задонскому и другим угодникам Божиим. К кому идут сейчас в беде русские люди? Опять же – к святым. Да и не только в беде, а покоряясь тому небесному, великому, к чему призывают они каждую православную душу.

Если кто-то едет в столицу, то непременно старается уделить время, чтобы посетить Покровский монастырь, припасть к мощам блаженной старицы Матроны. И верю, что не только с земными и материальными нуждами идут к ней православные, но и с молитвами укрепить их на том пути, который прошла она сама, – на единственно верном пути, который оправдывает все жизненные скорби, невзгоды и испытания, ради которого русский человек готов оставить утлую лодку земного благополучия и последовать за Христом.

Не иссякает людской поток к мощам блаженной Матроны Московской, Преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и великого множества русских святых, еще раз свидетельствуя пред всем миром, что Небесная жизнь, куда более реальна, чем можно себе представить.

Будем помнить об этом и стараться стать достойными памяти святых предков, наших духовных отцов и матерей, в жизни которых каждый из нас может почерпнуть сокровище православной веры, ответы на духовные запросы и жизненные недоумения.

Еще раз поздравляю вас с праздником и призываю на вас Божие благословение.